Сожаление о завершении, или...

    Есть ли режиссёрам и сочинителям какой-то прок от чтения книг по эстетике? Конечно, знание законов, по которым нужно создавать востребованное произведение искусства, литературы, или художественный продукт, полезно.

     Но, никто из сочинителей до сих пор, а на дворе уже идёт третье десятилетие двадцать первого века, не уверен, что свои произведения нужно создавать по законам гармонии, красоты и даже прекрасного.

      В искусстве вообще и в художественной литературе в частности, помимо стремления к гармонии, красоте, прекрасному режиссёров, например, интересует ответ на вопрос:

     Что лучше: когда зрители после театрального спектакля или фильма выходят из зрительного зала с сожалением, что спектакль или фильм уже закончился, или когда зрители выбегают  из зрительного зала с радостью от того, что они досидели до завершения этой длинной нудяги-скукотищи и она, наконец, закончилась?

     Те режиссёры, а заодно с ними  и сочинители литературных произведений, которые выбирают первое, - сожаление зрителей или читателей от быстрого завершения-окончания просмотра, или чтения, конкретного произведения, художественного продукта, заинтересованы больше, чем в гармонии, красоте или даже прекрасном, в чём-то другом.

     В чём же другом, кроме гармонии, красоты, прекрасного могут быть заинтересованы авторы литературных произведений и режиссёры? В наличии в своём произведении того, что  противоположно скуке или тягомотине!

      Можно предположить, что скукотище или тягомотине противоположен, противоположна или интерес зрителя, читателя  в произведении искусства, взятом целиком, от начала и до его завершения, или увлечённость созерцанием или чтением рассматривамого произведения.

     Если не побрезговать, в режиссуре и сочинительстве, советами кулина'рии, то интересное или увлекательное произведение кино, литературы, театра, может быть создано из  ингредиентов, или элементов, семи  видов:

      1. Атмосферными можно назвать такие элементы готового произведения искусства, или художественного продукта, от которых у зрителя, читателя могли бы возникнуть комок в горле, мурашки по телу, сдавленное дыхание, слёзы на глазах, если бы он, зритель или читатель был сентиментальным.

     2. Изящные элементы кинофильма, литературного произведения, театрального спектакля не должны вызывать в сознании "потребителя" связанности (ассоциаций) с такими словами, как "безобразное", "грубое" или "топо'рное".

     3. Кислотными элементами готового художественного продукта являются, как раз, те, что вызывают в сознании зрителя, или читателя, связи (ассоциации)  с понятиями "безобразное",  "вызывающее отторжение", "грубое" или "топо'рное".

     4. Остроумными, или интеллектуальными, называют часто те элементы произведения искусства, которые представляют собой или результаты  очень быстрого применения человеческой логики, или, наоборот, - невероятное, необычное, неожиданное её, человеческой логики, нарушение.

      5. Прикольными, или забавными, можно назвать те элементы художественного продукта, которые вызывают, если не смех, то хотя бы улыбку у зрителя, или читателя, даже с недостаточно развитым так называемым "чувством юмора".

      6. Обострения, или обострённости, которые представляют собой или показатели уровня противостояния (конфликта)  в персонаже, между персонажами, со зрителями, читателями, или горячую, жаркую температуру отношений персонажей друг с другом.

      7. Неожиданностями в художественном продукте являются промежуточные и конечный итоги роста напряжения зрителей, читателей, целенаправленно создаваемого автором-сочинителем или постановщиком-режиссёром.

     Из семи приведённых здесь ингредиентов-элементов прямое отношение к  традиционной эстетике имеет только второй, - "изящное", а третий элемент, "кислотное",  есть  скорее антиэстетика, чем  традиционная эстетика.

     Маркетологи напели в уши как авторам-сочинителям, так и постановщикам, что есть читатели и зрители, которые просто обожают не изящное, а именно кислотное.

      Но нужно помнить, что слишком много кислотного в художественном продукте превращают его в полностью кислотный продукт, а полностью кислотный продукт не употребим даже теми зрителями и читателями, которые обожают, когда небольшая "кислота" появляется в нераздражающих количествах в готовом художественном продукте.

      Разные авторы и постановщики отличаются друг от друга прежде всего тем,  сколько из семи видов элементов художественого продукта они используют.

      Пять  первых видов элементов произведения искусства приведены по алфавиту, а шестой и седьмой элементы, - обострения и неожиданности, выламываются из алфавитного порядка, потому что большинство авторов-сочинителей и постановщиков-режиссёров используют только пять первых видов элементов готового  художественого продукта.

     Готовый художественный продукт может состоять из элементов не только трёх, но даже только двух видов.  Например, такой художественный продукт, как трагифарс, вполне может состоять только из чередующихся элементов пятого и шестого вида, -интеллектуальностей-остроумностей и забавностей-приколов, американцами называемых гэгами, а кем-то ещё, кажется, немцами, - кунштю'ками.

      Использование таких двух видов элементов готового художественого продукта, как обострённости и неожиданности, доступно только  авторам "ужастиков",  "детективщикам" и "приключенцам" среди авторов-сочинителей и постановщиков-режиссёров.

     Многие, например, детективщики не могут обойтись без интеллектуальностей-остроумностей, именно которыми они перемежают-разбавляют свои, для зрителей, читателей предназначенные, обострения и неожиданности.

     Неплохо, конечно, помнить, что индивидуальные  манеры, или стили работы, авторов-сочинителей и постановщиков-режиссёров  определяются не только тем, сколько видов элементов они обычно используют в своих готовых произведениях искусства, но ещё и наличием, или отсутствием, у конкретного их представителя определённого чутья.

      Чутьё  постановщика, или сочинителя, помогает ему при создании им конкретного художественого продукта:

     1. Определить, нужно ли использовать элементы всех семи видов, или выбрать из них  каких-то пять, три, два вида.

     2. Установить наличие или отсутствие хорошей сочетаемости друг с другом избранных видов элементов художественного продукта, то есть гармонии избранных видов элементов. Если гармоничность отсутсвует, то постановщик или сочинитель с так называемым развитым  художественным вкусом возвращается к выбору используемых им видов элементов готового произведения искусства.

     3. Допустить, в готовом произведении искусства, определённое число повторений элементов одного вида. Например, в пьесах Антона Павловича Чехова атмосферные элементы и интеллектуальности-остроумности повторяются многократно.

      4. Определить последовательность представления зрителям, или читателям, элементов художественого продукта, относящихся к разным, избранным для использования постановщиком или  сочинителем, видам.

     5. Установить или  продолжительность показа зрителями конкретной своей постановки, или длину  своего литературного произведения.

     Таким образом, чутьё автора-сочинителя или постановщика-режиссёра отвечает не столько на вопрос: "Красиво, или некрасиво?", сколько на вопрос: "Сожалеет, или не сожалеет зритель-читатель, что произведение закончилось?"

     Как развивать в себе такое чутьё, если постановщику, или сочинителю, кажется, что у него нет чутья на сочетаемость и допустимую повторяемость элементов произведения искусства одного и того же вида? Не очень известно!

     Но есть предположение, что успешными постановщиками, читаемыми  сочинителями  становятся только люди с чутьём чутья.

    Чутьё чутья  есть в тех, кто чувствуют наличие в себе чутья на сочетаемость элементов художественого продукта разных видов, на допустимость определённого числа повторений в произведении искусства элементов одного вида и на то, в какой последовательности все эти элементы необходимо представлять вниманию зрителей или читателей.

      Именно после знакомства с произведениями тех авторов, у которых есть  чутьё чутья, люди чувствуют сожаление о том, что всё закончилось...

    

    


Рецензии