путь паломника. Соловки

1.

У Вселенной в зачёт
Принимаются только поступки
В подтверждение сказанных слов...

Если предположу, что прообраз трассы М7 как федеральной,  существовал ещё в 16 веке - буду близок к Истине  - тогда по ней трижды из Москвы в Казань и обратно прошли  войска Ивана Грозного. С тех пор  степень загрузки дороги мало изменилась, различие только в числе повозок и в количестве лошадиных сил. В остальном история повторяется. Многовековая традиция.

Эта только одна из причин  выбора  новой траектории движения - на следующий день  после Троицы стартуем в сторону Соловков, через Заволжье. Предварительно делаем диагностику ходовой - нам порекомендовали поменять в тачке левый рычаг передней подвески в сборе. Береженного Бог бережет.
Само-собой, спецы отрегулировали  сход-развал для курсовой устойчивости автомобиля - важный фактор при путешествии на дальние расстояния. Вот прямо со станции техобслуживания и  стартуем.

Визуально траектория, которую рисует навигатор, похожа на ступени лестницы - справа налево вверх по карте - на северо-запад. Направление Вологда - Вытегра- Лодейное Поле.

Встречаем православную процессию в сопровождении ГИБДД по дороге - переносят крестным ходом икону из храма в храм- добрый знак для тех, кто в теме.

Ближе к вечеру оказываемся вблизи Макарьева на Унже. Тридцать километров левее от маршрута. Вспоминаем, как отмечали Светлую Пасху в Макарьевском Желтоводском монастыре и решаем заехать во вторую обитель, которую основал преподобный
Макарий. Этому святому  молятся о вызволения из плена, в  том числе из плена иллюзий.

Время вечернее, на территории монастыря пустынно. Вычисляем действующий храм по объявлению о богослужениях, но на двери замок. Так бывает, что ж. Разворачиваемся, чтобы выйти к парковке. Нам навстречу человек в шортах с велосипедом.
- Вы, ребята, паломники?  Храм  хотите посетить?
- А есть такая возможность?
- Конечно, сейчас за ключом схожу!
Простите, что не в подряснике.
- Как к вам можно обращаться?
- Анатолий.
- Отец Анатолий?
Тут мужчина улыбается , уловив отсылку к фильму "Остров" и поясняет:
- До сана пока не дорос.

Анатолий действительно идёт  за ключом и открывает  храм, чтобы мы могли подойти на поклон к мощам преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Ну, что сказать? Считай, благословение получаем. Уже второй знак на пути.

Хороший асфальт заканчивается на границе Нижегородской области. На дороге появляются ухабы и зайцы, которые стремглав пересекают региональный "хайвей" в лучах фар. Выручает только то, что автомобиль плетется со скоростью двадцать- тридцать вёрст в час. Вот ей Богу, истинный Крест!

Дорога словно прокачивает смирение и кротость путников, выбравших стезю  паломника. Автомобиль всеми четырьмя колёсами то поочерёдно, то одновременно ныряет и взлетает по-над  колдобинам, как кораблик на  волнах. Окрестности населённого  пункта  Буй в этом "метафорическом море" выбоин словно прозрачный намёк, а так же самая что ни на есть  иллюстрация к известной поговорке о качестве  русских дорог. Или может это все-таки обозначение границ некого незримого, "духовного фарватера"? Поживём-увидим.

Удивительно, что говорящие названия, часто встречаются по маршруту следования. Например "Красный слон"  - словно подсказка,  что мы действительно едем в места, где располагался С. Л. О. Н. - Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Говорят, даже книга воспоминание узников есть с подобным названием : "В Белом море красный СЛОН."

Лодейное Поле, куда мы едем, на карте находится на противоположном от Приозерска берегу Ладожского озера. Напротив Валаама, откуда мы приехали пару дней назад. Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь - место упокоения прославленного аскета. Заехать к нему на поклон по дороге на Соловки, это получить ещё одно благословение. Если объяснять простым языком для мирян, то благословение от святого, от его мощей - это своего рода "страховой полис" на время  той или иной  деятельности в целом и в паломнических поездках в частности.

После двадцати восьми часов пути, из которых мы спали на коротких стоянках всего пару часов, нам везёт повторно.
Для одной из паломнических групп специально открывают мощи - откидывают  стеклянное  окошечко  над усыпальницей. Напомню, духовный подвиг Александра Свирского заключается в том, что он не только достиг святости при жизни и был удостоен явления Троицы, но и в том, что его мощи сохранились нетленными.

Честно признаюсь, прикасаться к человеческим костями, даже зная что это останки праведников, - это переживание особого порядка. По канону, как минимум, касание производится лбом. Продвинутый уровень предполагает серию касаний лбом-губами-лбом. Одновременно носимый нательный крест высвобождается из-под одежды, чтобы во время поклона он так же коснулся мощей.

Встаю в оконцовку очереди паломников и во время ожидания испытываю смятение. Словно внутри спорят двое - завзятый материалист и верующий человек - о целесообразности исполнения обряда. "Внутренний паломник" выигрывает спор поскольку имеет основательную йоговскую подготовку и аргументацию инженера по электроэнергетике. Можно по разному относится к обряду поклонения мощам святых с эстетической точки зрения, но момент передачи электрического  заряда от объекта к объекту имеет место быть.

Для касаний  открыты кисть руки и стопа преподобного. Преодоление внутреннего психологического барьера ощутимо и  распознаваемо. Оно похоже на преодоление сомнений перед окунанием в прорубь в мороз. Здесь же "окунание" происходит вовнутрь  в свою истинную природу. Там на Валааме было прикосновение к Истоку, здесь по другую сторону Ладоги, что тоже символично, мы прикасаемся к Устью - постигая Целое.

Делаю шаг вперёд, выполняю тройное крестное знамение, поклон. И ловлю момент искреннего  удивления Кожные покровы кисти и стопы преподобного сухие и тёплые! Вот ей Богу, истинный Крест!

И меняется картинка, меняется восприятие. Долгая дорога до обители, и ночное вождение без сна кажутся не значительными, само собой разумеющимися. Такими же, как ещё шестьсот километров предстоящего пути до Рабочеостровска.

Второе благословение получено и значит дорога открыта. Третий добрый знак. А что ещё нужно паломнику? Так было, так есть и так будет во все времена. Многовекоаая традиция.

История повторяется.

2.

Один из основных смыслов бытия  - испытание себя на практике и выборка наиболее эффективных способов саморазвития, чтобы максимально раскрыть свой потенциал в разных сферах трехмерной реальности.

Прежде чем стартовать в сторону Рабочеостровска, окунаюсь в озеро на выезде с Лодейного Поля. Всегда благостно освежиться и смыть пыль дорог. Так мыслю. Вдоль береговой линии целая улица частных бревенчатых бань, ну и подмостки рядом с каждой - удобно зайти по грудь и  взбодриться. Вот теперь можно  в путь. Ровное асфальтовое покрытие радует меня, как водителя, и как практика йоги. Выполняю урдхвападмасану - стойку на голове с ногами сплетенными в лотос - на осевой линии разметки, чтобы создать контекст дня - " белая полоса." Мне нравится вот так  "вплетать" йоговские асаны в паузы между дневными активностями словно невзначай.
Это уже вторая контрольная точка. По геолокации, чуть позже, уточним место первого спонтанного исполнения йоговских техник. .

Обходим Онежское озеро в направлении Петрозаводск-Медвежегорск- Беломорск. По дороге наблюдаем лося, чуть позже двух косуль, мирно пасущихся на обочине без признаков желания выбраться на проезжую часть. Длина перегонов между населенными пунктами увеличивается до ста - ста пятидесяти километров. Слежу за датчиками на панели приборов, чтобы топлива было достаточно. За окнами автомобиля  мелькают заболоченные леса, перемежающиеся многочисленными озерами и речками. На спидометре крейсерская скорость - сто двадцать вёрст в час при максимуме в сто семьдесят. Производители бюджетных седанов ставят ограничитель количества оборотов двигателя не только, чтобы продлить ресурс агрегата. Вероятно, это договорённость с производителями легкомоторной авиации, аппараты которой развивают  крейсерскую  скорость сто восемьдесят километров в час. Имиджевая фишка.

Чем севернее, тем меньше  транспорта на трассе. В Петрозаводске - столице Карелии - тусим пару часов, на набережной  Онежского озера.  Мой "внутренний электроэнергетик" обращет  внимание  на трансформаторную  будку  в парке, которая разрисована с местным колоритом - изображениями брусники и черники. Гуляем, делаем фоточки, в том числе на фоне гостиницы "Космос" , сочиняем экспромтом четверостишья и тут же выкладываем в сеть. В одно касание.

Лаконично стихами выскажусь,
Хотя я ни разу не Бродский!
Карелия - это Космос.
Петров - в Петрозаводске!

Выполняю урдхвападмасану на шершавом  карельском граните - это третья   локация. Заплестись-расплестись  на коврике в зале в удобном прикиде после разминки,  либо   исполнить асану в любой локации, в повседневной одежде без предварительной подготовки - это два разных уровня, определяющие эволюцию от инструктора к преподавателю йоги. Имиджевая фишка. Штурману хватает минуты, чтобы сделать несколько удачных кадров. Вот что значит сформированый и постоянно используемый навык. Организм радуется возможности  размять поясницу и мышцы ног. В расчётное время продолжаем движение.

Период белых ночей хорош тем, что  встречным  авто нет необходимости включать дальний свет, а это значит- меньше нагрузка на глаза. Особенно, если рулить в "одни руки,"

В этих местах названия у населённых пунктов неслучайные, в чем ещё раз убеждаемся, наблюдая  в районе Медвежьегорска в трехстах метрах впереди себя медвежонка, перебегающего трассу между фурами. Хорошо хоть не на самокате по встречке ехал косолапый. Впечатляет, особенно если ранее видел медведей только в цирке.

И вот мы достигаем участка дороги Кемь-Рабочеостровск. Асфальт в здешних местах в буквальном смысле положен волнами. Словно готовит путников к следующему участку маршрута - к преодолению пятидесяти вёрст по Белому морю. Одиннадцать километров от бывшего Кемьперлага - Кемского пересыльного лагеря - до причала для многих  скитальцев оказались дорогой в одну сторону. Возможно, именно это  обстоятельство и побуждает  меня подстраховаться по-йоговски, выстроить цепочку своих "следов"- по которым наш паломнический экипаж будет выдвигаться обратно в оконцовке поездки. Два исполнения урдхвападмасаны на асфальте автодорог  материка, плюс на набережной столицы Карелии я дополню  исполнением на Соловецком архипелаге - в четвёртой  контрольной точке. Фигура на карте выстроится  следующими  локациями  - три в одну линию  от "основания" Лодейное Поле - далее в Петрозаводске - с "вершиной" на Соловках и ещё одной точкой помещенной в "основании" , где-то между населеными пунктами Пречистое и Вологдой. Получившийся в результате "треугольник" - символ динамики, движения- позволит исполнить реверс без помех и препятствий. Так мыслю.

На причал Рабочеостровска мы заезжаем дважды.Датчик на панели приборов показывает низкий уровень топлива, что  побуждает вернуться к единственной заправке на въезде в город. Получается мы повторяем  траекторию движения вначале с почти пустым баком, потом с почти полным, чтобы "записать маршрут на подкорке". Причём получается это как бы невзначай, само собой. Паркуемся. Недалече  наблюдаем "котельную отца Анатолия" - декорацию фильма "Остров."

Ловлю серию дежавю. Будто вновь оказываемся внутри сюжета.  Уже не первый раз подобное. Так было в Ростове Великом, где снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию." Впереди два часа ожидания до первого рейса на архипелаг. Так же было с переправой на Валаам.

До прибытия паломнических автобусов можно вздремнуть  под шепот ветра с моря и  мерный плеск волн о борта пришвартованных кораблей.

Один из основных смыслов бытия  - испытание себя на практике и выборка наиболее эффективных способов саморазвития, чтобы максимально раскрыть свой потенциал в разных сферах трехмерной реальности.

3.

Кто хотел тут на край Земли?
Материк остался вдали...
Путешествие сквозь века,
В Белом море на Соловках...

Время пребывания на Валааме и Соловках для каждого русского человека, как количество соли и перца от шеф- повара и дегустатора из круглосуточной паломнической трапезной с названием "Жизнь", если сравнивать процесс мироощущения и эмоции, которые при этом возникают с готовкой и добавлением   специй к   вкушаемой пищи. Причём в случае с Соловкам это и красный, и чёрный перцы...

Оказаться пассажиром  на палубе, либо в трюме "Святителя Филиппа" может каждый. В период с 1923 по 1939 годы для противников Советской власти
" билет на Соловки в одну сторону" выписывали за любое неосторожно сказанное слово, за любое неосторожное шевеление бровями вне зависимости от классовой принадлежности. На бюджетной основе срок пребывания мог длиться до десяти лет. Без страховки и социальных гарантий. Так начинал формироваться "бренд." ГУЛАГа. Нынче, на коммерческой основе добровольное недельное посещение "русской Голгофы" для двух персон возможно, если есть предварительная договорённость в паломнической службе и тыщ пятьдесят наликом.

Кое-какие моменты незыблимы испокон веков...

Штурман кемарит прислонившись сбоку. Отдыхаю и я расположившись в трюме, у нас есть почти три часа на сон, пока кораблик качается на волнах Белого моря. Шутка ли, каждый день двух недельного отпуска - за рулем. Слышно, как на верхней палубе паломники хором исполняют тропари и акафисты. Славят Николу Чудотворца - покровителя путешествующих.Я пока не  знаю текстов, но мысленно поддерживаю братьев и сестёр.

Сквозь сон слышу, как мотороист сбрасывает обороты движка - значит причаливаем. Наверху ветрено и зябко. В июне на Соловках довольно таки прохладно. Зимний тельник я одел ещё на материке. Согласно прогнозу и вообще, чтобы соответствовать контексту. Потому что, так же, как на Валааме, здесь располагались школа юнг и учебный отряд Северного флота.

Карл Густав Юнг чутарик не подошёл бы по возрасту и прописке. Рассказы про обучение в школе младших морских специалистов были бы весьма интересными, как минимум его учителю Фрейду. К тому же представьте запись в книжке матроса - юнга Юнг- почти как "босс всех боссов", что соответствует должности главы нескольких семейств мафии с острова Сицилия. Да и книжек по психологии, на мотивам  дедовщины, получилось бы намного больше.

Увлекшись разветвленной ассоциацией и игрой смыслов, наблюдаю, как команда карбаса" Святитель Филипп" шустро выгружает чемоданы и рюкзаки пассажиров на причал. Можно сказать, что это символический груз изображает  карму привезенную с собой на Соловки, для соответствующей отработки. Паломничество лучший способ усвоить:
"Чем меньше скарба с собой по жизни, тем легче уроки!" Почему так?

Соловки в целом - это некий "духовный перекрёсток" - место соединения трех контекстов. Здесь, либо отбывали наказание, либо воинскую повинность, либо искали Бога в трудах и молитвах. Налицо три формы стяжания Духа - принудительная, условно-добровольная и самоотверженная бессрочная. Как три формы обучения в университете жизни. Корпус здания один, а факультетов три, словно размещённые на разных этажах. Чтобы ты не думал о себе, тут тебе всю подноготную по полочкам разложат. По заслугам и чин!

Стало быть наше посещение Соловков это межкурсовая сессия для  заочников-паломников на базе монашеского факультета.

И как бы в подтверждение моих мыслей нас заселяют в дом паломника - в бывшую конюшне 19 века. В номер с наклонным потолком-крышей , где в полный рост можно стоять только у порога. "По заслугам и чин!" - рефреном проносится в голове. Соглашаемся, само собой, на такое предложение. Как не согласиться?

Скидываем вещи в кучу и, прежде чем отправиться на обзорную экскурсию, я выполняю на полу в номере четвертую урдхвападмасану  за время поездки - стойку на голове с ногами сплетенными в лотос. Таким образом своими "следами" на материке и острове я  соединяю ряд локаций во времени и пространстве в треугольную форму похожую на "стрелку." Чётко планирую-точно выполняю. Это же методическая база. Своими действиями я создаю йоговский вариант "техподдержки"  на тонком плане, чтобы благополучно вернуться в точку старта с багажом опыта.

Паломническая группа из Тольятти наши земляки - тоже волжане. Стараемся навести с ними "мосты дружбы." Штурман делает несколько снимков на смартфоны братьев и сестёр. Люди удивляются, что оказывается можно делать качественные снимки и на смартфон. Штурман принимает похвалы и чутарик смущается. А руководители группы - строгий и авторитетный отец Александр и его зам, мягкий и душевный батюшка Феофан - соглашаются, чтобы мы на время экскурсии присоединились к коллективу.

Мы намерено не прокачивали информацию перед поездкой, чтобы первые впечатления были яркими. И оно того стоило.

Преподобные Савватий - валаамский монах и Герман - изначально поморский рыбак первыми совершили индивидуальный православный ритрит на Соловки в 14 веке. Без страховки и социальных гарантий. Позже, преподобный Зосима, опираясь на опыт и материально-техническую базу предшественников, организовывает на архипелаге уже общежительное монашество. Он же, как принято говорить нынче, и умножил число подписчиков  пользователей  христианского контента в приходе, читай на сайте  Соловецкого монастыря.. Что интересно, и Валаамский монастырь  имеет точно такое же название -  Спасо-Преображенский.
Третий отец основатель, преподобный Герман, подвизался переправлять братию на архипелаг,  и Савватия, и позже Зосиму, которые не были знакомы между собой, но каждый внёс свою лепту в становление обители.
Стало быть о Германе в наши дни можно было бы написать захватывающий по динамике сценарий и снять фильм "Перевозчик. Как все начиналось." Кассовый сбор такого проекта в прокате на территории России в зрительском сегменте - крещенные православные - мог бы переплюнуть  суммарный сбор от трех частей  одноимённой версии снятой в Голливуде.

Мы узнаем что Соловецкий монастырь на протяжении долго времени являлся крупным религиозным, военным и экономическим центром, где существовало более пятидесяти производств. Свой флот. Своя электростанция. Сухой док для починки кораблей. Своя система каналов соединяющая 52 озера. Представляете масштаб?

На момент октябрьского переворота в монастыре проживало четыре сотни монахов и двести двенадцать трудников, что в сумме совпадает с регистрационным номером нашего автомобиля. Увлекшись разветвленной ассоциацией и игрой смыслов очередной раз понимаю, что мы здесь не случайно.

Узнаем, что некоторые заключённые отбывшие сроки на Соловках после освобождения оставались на архипелаге. Например, Пётр Кальнышевский, последний кошевой атаман Запорожской Сечи. Пётр был осуждён, как бунтовщик на четвёртак в возрасте 85 лет, при Екатерине Второй. После выхода на свободу он отказался уезжать и прожил в монастыре ещё три года. А ведь казалось бы суровый край, лихие нравы...

Иван Грозный сгнобил здешнего игумена Филиппа. Того самого, чьим именем назван кораблик для, перевозки паломников. Государь сначала приподнял святителя  до звания митрополита, а потом укокошил руками Малюты Скуратова, за отказ благословить карательный поход на Великий Новгород. В рамках должностных инструкций. Пётр Первый дважды посещал обитель во времена Северной войны.

Далее, нам показывают монастырскую тюрьму, в камеры которой страшно заходить даже на минуточку. Представляете, какая там энергетика?
Но мы же знаем, что это отработочка поговорки "От тюрьмы и сумы не зарекайся!" Поэтому заходим, читаем мантру, потом девяностый псалом и на свободу с чистой совестью! Нам показывают братские кельи, внутреннее устройство башен и стен Кремля сложенных из природного камня. Вес некоторых валунов достигает одиннадцати тонн. Все поднято вручную, по древнеегипетским  технологиям. С высоты птичьего полёта пятиугольный периметр крепости похож на лодку плывущую с юго-запада на северо - восток.

Штурман, которая ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом кайфует от таких сравнений. Особенно её радует все что касается весельных лодок и водных походов протяжённостью от тридцати до ста километров. Штурман бывалый, штурман умеет.

Посещаем вечернее богослужение, само собой. Подходим на поклон к мощам преподобных Савватия. Германа и Зосимы. Чтобы вернуться в точку старта с багажом опыта. Пишем записки на требы. Наблюдаем большой выбор духовной литературы. У Соловецкого монастыря своя типография, кстати.

Посещаем мирскую  трапезную для паломников. Уха из трески - основа здешнего рациона- питания во все времена. В разной комплектации - в зависимости от режима. Радует, что нынче специй от шеф-повара и дегустатора в меру.

Далее, мы заходим в паломнических службу и записываемся на завтрашюю экскурсию на Секирную гору. Во времена лагеря там был штрафной изолятор для мужчин. Надо накопить сил,  как следует выспаться перед следующей символический отработкой. Это ж азы, основа методической  базы, сами знаете...

В бывшей конюшне 19 века, в "Германовской гостинице," расположенной на улице имени Героя Советского Союза матроса Ивана Сивко, выпускника учебного отряда,. сны не снятся. Ветер развлекается, треплет громыхающее кровельное железо. Штурман кемарит сбоку. Архипелаг дрейфует во мгле времен, развозит своих пассажиров, каждого согласно личной карме. По чину и  честь!


Мечталось ли вам
Отдохнуть  на островах
В Белом море...

Вид аскезы
Жить в  бывшей конюшне
Охраняемой государством...

По разным причинам
Можно здесь оказаться
Лучше летом и добровольно..


Кое-какие моменты незыблимы испокон веков..

4.

С первого дня на архипелаге пишу экспромтом хокку и размещаю в виде постов в  соцсеть. Как семена к будущим рассказам. Как вешки на пути.

Случалось ли вам
Находить в соцсети
Правильный пост?

Чтить православный канон
В ста шестидесяти верстах
Вблизи от Полярного круга
Для сугрева души
Триста поклонов земных...

Утреннее пробуждение в бывшей конюшне происходит от топота ног по коридору. Через тонкие перегородки хорошо слышно- табун паломниц весело плещется в умывальнике и далее направляется на утреннее богослужение. Отсутствие такта и заботы под юбку и платочек не спрячешь, однако. Упитанные тётки в возрасте пятьдесят плюс вряд ли догадываются, что истинная религиозность проявляется не в храме, а за его пределами. Ежедневно. Впрочем, Бог им судья.

Людей в большинстве случаев к вере приводят страдания и лишения. Как в медицине, понимание ценности здоровья приобретается через преодоление недуга. Мы со штурманом будучи медработниками осознаем, что лучшее лечение - это профилактика и поэтому в свой очередной  отпуск находимся здесь, на Соловках.

Посещение с экскурсионной группой Секирки - мужского штрафного изолятора - это ещё не кульминация поездки. Немцы, во время войны понастроив концлагерей, не придумали колесо, они просто смаштабировали уже имеющийся опыт соседей . Педантичные бюргеры переняли наиболее эффективные подходы и внесли свой вклад - поставили процессы на поток. Сеть концлагерей чем не корпорация? Бог им судья.

Секирная гора, по одной из версий, названа так, потому что издали имеет  вид одноимённого  оружия.

Отказа от выхода на работу было достаточно, чтобы угодить на Секирку. Равно, как и за нарушение запрета на амурные дела. А вот вернуться с Секирки нужно было очень постараться.
Дорога на вершину горы проходит мимо монастырской валунной бани. Ведро на колодце убрано, но я чуток отстаю от группы и все-таки дотягиваюсь до воды и без ведра. Чтобы трижды омыть лицо и сделать три глотка с ладони, как полагается. Чтобы на тонком плане
"соединиться с местом."

И это срабатывает...

Экскурсовод описывает ужасы штрафного изолятора, а я вдруг понимаю очевидную вещь "про своё."
Приехать на Соловки я  не мечтал. Так же, как посещение  Валаама  было не моей  мечтой, а "фишкой" матери Кирилла - моего внебрачного сына. Понимаю, что однажды съездив в  Дивеево, Сергиев Посад, Звенигород, мы со штурманом открыли список" топ десять" паломнических мест России и решили иследовать эту сферу бытия. Как эксперимент.

При этом я заметил, что четырежды за два месяца до  поездки ко мне на процедуры приходили  отдыхающие в санатории люди , которые бывали на Соловках - некоторые неоднократно. Существенное дополнение - как паломники. Эти обстоятельства теперь воспринимаются как вешки на пути.

И вот мы здесь. Осознания догоняют друг друга. Одно очевиднее другого. Эти мысли простые, они есть во многих книгах. Чтобы превратить их в  часть опыта, их  следует прожить. Например такую мысль - главное в паломнических поездках люди, которых мы встречаем по дороге к святыням.

Любой монастырь работает как "сито." Откалибровывает мысли, чувства, слова. Отфильтровывает людей по качеству огранки  души, по степени присутствия Духа. На Соловках действие этого принципа усиливается  суровостью природы. Так было во времена лагеря и то же самое происходит сейчас.

Внимательно смотрю вокруг. На экскурсии в этот раз мы оказались вместе с группой из Краснодара. Их руководитель - колоритный отец Дмитрий- находится в поездке вместе с супругой и детьми - младшей Машенькой и старшим Серёжей, которые повсюду следуют по пятам за родителями. Ещё возле поклонного креста на подъёме к Секирке штурман, проявив чудеса репортажной фотосьемки, налаживает общение с батюшкой и нам благословляется присоединиться к группе на дальнейших экскурсиях во время пребывания на архипелаге.

Явно или не явно каждый несёт свой крест. Или, как принято говорить в йоговской и около йоговской тусовке, "отрабатывает карму." Истинный йогин определяется отсутствием личных желаний, личных выгод. Так же как настоящий христианин. Интерес один - стяжание Духа. Служение Высшему  Аспекту в процессе приближения к нему.
В идеале.

Экскурсовод рассказывает, что храм, который использовался как помещение штрафного изолятора, уникален тем, что над его куполом под маковкой с крестом установлен световой рефлектор. Храм являлся действующим маяком ещё при  царях , исправно выполнявшим свое предназначение и во времена лагеря тоже. Так вот он ещё один стимул подсознательного притяжения паломников в эти места! Все тянутся к Свету!

Я вспоминаю, как пятью годами ранее штурман выполняла упражнение "Маяк".
По заданию, в одиночку на весельной лодке, ей было необходимо пересечь ночное озеро и достичь точки, где заранее был установлен на шесте включённый фонарь и вернуться обратно. Дистанция от берега до берега почти километр. Изначально опасавшаяся темноты и стихии воды штурман перемещалась по водоёму исключительно в спасжилете. Первым упражнение "Маяк" выполнял я сам. Естественно.

И это сработало...

Нынче получается у нас со штурманом  масштабирование упражнения в составе  экипажа. И дистанция от берега до берега полста километров Белого моря.

Отец Дмитрий сразу после посещения Секирки возле колодца, выкопанного преподобным Зосимой, на обратной дороге в монастырь совершает водосвят. Экспромтом, с использованием веточки рябины вместо кисточки.
Можно сказать мы получаем наглядую иллюстрацию к  тезису о том, что настоящая религиозность всегда вне храма. Набираем благодати, которая в данный момент выглядит как вода. Делаю три глотка с ладоней и омываю лицо. Чтобы на тонком плане соединиться с этим местом.

Пересмотреть свою жизнь
Стоит однажды...
Приехать на Соловки.

Почему мы здесь? Там, где гуще Тьма, там и Свет ярче. Причём, не только от маяка свет...

5.

По утрам я причесываю свои будущие рассказы. Придаю им форму, воздушную лёгкость. Исправляю орфографию и пунктуацию. Разукрашиваю сюжет метафорами.

После посещения Секирки во второй половине дня мы с краснодарцами сходили в Филиппову пустынь. В этом месте в трех километрах от монастыря преподобный игумен отдыхал от трудов праведных. Именно чаяниями святителя Филиппа храмы да и сам монастырь были подняты в камне. Да и вообще за сорок лет административной работы много чего полезного сделал этот человек. В том числе, выкопал, думаю что своими руками, колодец неподалёку от пустыньки. Благо, было с кого брать пример.

Наблюдаю, как одна из паломниц сливает из полторашки воду, набранную на колодце преподобного Зосимы, из-за того, что вода имеет цвет разбавленной чайной заварки - потому что торфяники кругом, да заросли черники. Взамен женщина набирает прозрачной воды из колодца игумена Филиппа. Учитывая, что вода имеет свойство нести информацию, обмен неравнозначный.
Налицо градиент, контраст.
Иллюстрация к поговорке :"Всё познаётся в сравнении!" Причём, вероятно, что женщина не осознает ценности воды из первого источника. Первоисточник то всегда предпочтительнее.

Откровения приходят охапками. Контраст, то бишь градиент по-научному, это и есть результат,  а точнее способ его создания. Сначала человек проживает различие потенциалов психологически, далее "с опорой на каркас тонкого опыта" нарастает "плоть материальной формы." Вот так оно устроенно, братья и сестры.

Отказ от обладания материальными формами взращивает Дух. Обладание материальными благами ослабляет Дух страхом потери.

И совсем неожиданно. Тема нескольких  встреченных за пару дней колодцев поясняет то, о чем писал Андерсон в сказке "Огниво." Колодец в его тексте - источник мудрости, при помощи которой можно набрать медных, серебряных или золотых монет. Три собаки, которые охраняют кассу, это три  разновидности одной и той же фобии - страх обладания благами, страх потери благ, страх потери самого себя в погоне за благами.

При таком раскладе Огниво, средство для извлечения искры Божьей, оказывается главной ценностью. Средство для пробуждения внутреннего огня, согревающего чертоги Души, каждого христианина, коим несомненно являлся Ганс Христиан.

Удивительно.

Утром следующего дня расчесываю бороду - неотемлемую часть образа паломника - придаю ей форму, воздушную лёгкость. Если борода седая,  а она такая и есть, то даже инспекторы ГИБДД не проверяют водительское удостоверение, потому что почти все из тех, кто родился в СССР, выросли на сказке "Старик Хоттабыч."

Полезно читать в детстве сказки. Чтобы лучше понимать что такое зло и что такое добро. Ну, или уже будучи взрослым, с той же целью посещать такие места как Соловецкий архипелаг. Заяцкие острова в его составе названы так не вчесть ушастых зверьков. Монахи собирали здесь яйца гагар, желток которых использовали при строительстве из камня. На вопрос: "Далеко ли собрались, православные? " следовал отчет:" На острова, за яйцами!" Так и прижилось название.
Кроме того, продуваемые всеми ветрами в силу своего рельефа Большой и Малый Заяцкие острова известны как женский штрафной изолятор Соловецкого лагеря. Посещение данной локации после Секирки вполне себе вписывается в концепцию" инь-янь"- все отражается во всем.

Причины отправки на Зайчики была такая же как на Секирке - отказ от выхода на работу и нарушение запрета на амурные дела. Что показательно, администрации не удавалось страхом подавить действие основного инстинкта. По свидетельствам очевидцев особо пылкие парочки предавались "Дао любви" прямо на братском кладбище внутри  широкого ящика для переноски умерших к месту захоронения. Такая вот иллюстрация к сентенции о том, что Танатос и Эрос - две стороны одной медали.

Посещение языческих капищ эпохи неолита - трех лабиринтов выложенных их камня- ещё одна причина экскурсии на Заяцкие острова. Лабиринты имеют похожую форму - напоминают строение коры полушарий мозга - и отличаются только размерами: малый, средний, большой. Что соответствует фазам развития человеческой особи - зародыш, ребёнок, взрослый. Данное наблюдение наводит на мысль, что первобытные люди проявляли интерес к медицине, в частности к практической анатомии и, возможно, поклонялись центральной нервной системе как Верховному Божеству. Дабы уравновесить действие языческих символов православные иноки выложили недалече от капищ на земле  каменный крест.

Гиды на  разных экскурсиях часто без специального образования, из числа энтузиастов - трудников. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Вместе с тем, даже монотонное бормотание, прерываемое порывами ветра, может содержать крупицы интересной информации.

Отважному путь открыт!"
Девиз-подсказка для  каждого.
Заяцкий остров. Штормит.
Пётр Великий бывал тут дважды...

Деревянный храм в честь Александра Невского на Заяцком острове срублен из лиственичных брёвен. Подошли творчески со смекалкой - к ранее существовавшей часовне приделали  алтарь и паперть. На радостях великих, в  честь победы в Северной войне. Один  из эпизодов летописи Соловков  повествует о возникновении  крылатой фразы, когда  во время шторма Пётр Первый сам пытался рулить кораблём, однако, простой поморский рыбак отодвинул царя от штурвала со словами :"Не царское это дело!" и вывел судно в безопасное место. За что жалован был шубой с плеча и пожизненным пенсионом.
В другом эпизоде рассказывается о военной хитрости , когда по заранее оборудованым гатям - бревенчатым настилам на болотах - русские, проявив смекалку опять-таки, протащили волоком скрытно  в тыл шведам два пушечных парусника, преодолев сто шестьдесят вёрст за десять дней! А море называется Белым, потому что прозрачное.

По дороге на базу - на Большой Соловецкий - приходят разные мысли. Например, об аскезах. В какой-то исторический период некая общественная система накапливала в себе избыточное напряжение, которое требовало высвобождения. И общество подверглось принудительной аскезе, читай реформе или репрессии. То, что работает для одного человека, эффективно и в отношении большой группы людей. Принцип подобия.

Интеллигенции и представителям буржуазии приходилось выполнять работу простых сословий, которую добровольно никто бы из них делать не стал. Валить лес, вязать плоты, обжигать кирпичи. То есть, получать такой опыт, который дополнил бы имеющиеся навыки до целого, что в итоге уравновешивает систему. И мы опять-таки видим взаимодействие инь-янь. Мораль какая? К какому бы ты сословию ты не принадлежал, добровольное выполнение самоограничения -аскез- снимает предпосылки к вовлечению в деструктивные процессы. Это ещё одна неосознаваемая причина, по которой люди приезжают сюда, на Соловки. Чтобы исправить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте своей Жизни..

6.


Через учебный отряд Северного флота на Соловецком архипелаге прошло около пятидесяти пяти  тысяч матросов. Некоторые выпускники в дальнейшем  стали Героями Советского Союза и орденоносцами - на улице имени одного из них, Ивана  Сивко расположен дом паломника, где мы живём. Двадцати летний доброволец прикрыл отход отряда морпехов и подорвал себя гранатой вместе с врагами. "Положил живот свой за други своя." Было это 2 августа 1941 года, на Илью Пророка. Для меня служившего в десантуре такое совпадение вызывает определнное переживание. Камбуз для моряков был организован в аккурат  внутри центрального монастырского храма, при этом использованную посуду отмывали в алтаре.  С одной стороны кощунство, а если с другой стороны посмотреть?

Ведь и грехи принято отмаливать в храме, верно? Очищая-отмывая душу, помещенную на время в телесную оболочку, слезами раскаяния во время исповеди...

Во времена лагеря в этом же храме размещалась тринадцатая карантинная рота, куда заключённые прибывали с этапа и в течении трех месяцев после общих работ делились на категории - по степени полезности.

Время нашего посещения Соловков непостижимым образом совпало с периодом моей подготовки на сдачу квалификационного экзамена. На вторую категорию по специальности "медицинский массаж." Вновь озадачиваюсь вопросом - случайен ли такой резонанс?
. Сегодня у нас по плану экскурсия на Савватеевский скит. Именно отсюда с  этой локации начиналась Соловецкая обитель. "Подвижники Савватий и Герман подвизались тут на несколько лет славить в молитвах и труде, Господа нашего Иисуса Христа!" - как по книжке шпарит цитатами экскурсовод.

В годы войны в Савватьевском скиту располагался один из учебных батальонов школы юнг. Подготовка длилась год. Будущие младшие морские специалисты жили в землянках по пятьдесят человек в каждой. Котлован для укрытий тинейджеры сороковых копали своими ручками в каменистом грунте. И соответственно, лес для обустройства стен и крыши землянок заготавливали тоже самостоятельно. Вдоль дороги на скит, возле озера мы наблюдаем целую улицу поросших мхами и  кустарником углублений напоминающих, что здесь когда-то был военный городок." За время существования школы было подготовлено около четырёх тысяч юнг из  которых четверть  погибла в боях по обороне Приморья," -  с цифрами и фактами у гида так же, как цитатами - нормалёк, комар носа не подчит!

Самый известный выпускник подразделения писатель Валентин Пикуль. Находясь на Савватьевском скиту словно оказываешься на страницах его автобиографической повести" Мальчики с бантиками," Вннсу ясность для чистоты восприятия. Юнги до окончания щколы носили на бескозырках вместо ленточек чёрные банты, поэтому такое название. Надо бы перечитать, кстати..

Края здесь суровые, но красоты необычайной. Белые ночи, северное сияние. За сезон можно собрать до полутораста килограммов грибов, а какая тут рыбалка! На архипелаге множество озёр с чистейшей водой. Весной, в пору разлива, их число уменьшается из-за слияния близко расположенных водоёмов. - паводок заполняет перешейки. Условно считается, что число озёр здесь равно числу дней в году. Так гласит легенда.

Окунуться в озеро , в котором закаливались  курсанты сам Бог велел. А пишущему тесты человеку велел вдвойне - нырнуть с мостков! Что с удовольствием проделываю, под удивленными взглядами привыкших к теплу краснодарцев, которые ежаться при плюс десяти градусах.

Рассмотреть изнутри монастырскую валунную баню, в которой наверняка совершал помывки личный состав школы юнг, нам так и не удаётся. А было бы очень любопытно взглянуть, с точки зрения бывалого парильщика, как все обустроено. Объект возведён по той же технологии, что стены и башни обители. Довольствуемся внешним фотографированием памятника архитектуры и зодчества 19 века.


После Савватьево заруливаем в Макарьеву пустынь, в ботанический сад вблизи дачи архимандрита, которую позже использовали как дом отдыха для администрации лагеря. Тут приложили руку и монахи, и заключённые. Экскурсовод рассказывает, что сад при любом монастыре символизирует Эдем. Микроклимат этой локации достигается тем, что с трех холодных сторон света сад прикрыт холмами. Поэтому южные культуры здесь чувствуют себя превосходно. Некоторые виды мимикрируют приспосабливаясь под особенности  климата. Например, клен, подобно кустарнику, вместо одного ствола растёт множеством, чтобы выдерживать сильные ветра. Толстолистый ядовитый бадан, будто кающийся грешник, после каждой зимы проведённой под снегом, как груз грехов сбрасывает  пожухлые ферментированные листья, которые в таком виде являются целебными. Лоси приходят в сад архимандрита, как в изысканный ресторан. Тут самая вкусная кора с веточек.

Не в состоянии веб-страницы и бумага
Вам описать всю красоту архипелага..
Здесь  в  родендроновом   саду архимандрита
Паломник счастлив и  лоси сыты...


При возвращении в гостиницу вновь заруливаем в паломническую трапезную вкусить ухи из трески, чтобы создать психологический "якорь" связанный с поездкой. Чтобы каждая последующая уха из трески напоминала посещение Соловков. После вечернего богослужения смотрим прогноз погоды , чтобы понимать как одеться и ложимся спать пораньше. Копим силы для поездки на остров Анзер.

Помните, я  намекал на  кульминацию? Вот она и предстоит нам с краснодарцами завтра - экскурсия на Голгофо-Распятский скит.

7.

Елиазар Анзерский, как истинный подвижник, предпочитал строгую молитвенную практику в уединении. Есть доступная  метафора. Очень упрощённая , но характерная. Приверженность выбранной стезе у Елиазара была подобна Силе любви к зимней рыбалке у семейного человека. Вне зависимости от улова.

Если медитация заглядывает в будущее, то, имея доступ к статистике о числе людей из власти,  ставших иноками  и достигших святости при жизни,  в пакетном  туре по  древней Руси Будда Шакьямуни принял бы постриг. В далёком 17 веке сын калужского купца Севрюкова, отказавшись от мирских соблазнов, по благословению родителей отправился в Соловецкий монастырь. Через некоторое время молодому иноку обитель показалась многолюдно, и он  испросил у настоятеля благословения удалиться на остров Анзер в ритрит, иначе говоря, в затвор, вдохновляясь примером отцов основателей преподобных Савватия, Германа и Зосимы. Разрешение было получено.

Именно на остров Анзер мы сегодня и отправимся. В эту экскурсию, признаюсь, мы готовились - читали отзывы в сети и набивали рюкзачок тёплыми вещами. В основном люди сетовали на дождливую и ветренную погоду с учётом того, что около пятнадцати километров необходимо идти пешком. Накануне несколько дней штормило и образовалась очередь из желающих сгонять на Анзер. А то ведь, как это - съездить в паломничество на Соловки и не побывать  на Анзере?

Несколько километров до Варваринского причала группа преодолевает на автобусе. Тольяттинские и краснодарские паломники на пути к Анзеру  оказываются " в одной лодке" буквально - на борту одного катера - возглавляемые святыми отцами Александром, Феофаном и Дмитрием. Направление движения - через пролив Северные Железные ворота до причала Кеньга, что в траверсе рыбацкого посёлка Реболда. Там хоть и сильны морские течения, но от берега до берега всего пять километров.

Местные ребята-поморы- я уверен, что проведут кораблик в здешних водах даже с повязкой на глазах. Среди зелёной полосы анзерского леса вдали на горизонте чётко различим Голгофо-Распятский скит. Отличный ориентир для рулевого.

Высадка на берег происходит в лучших традициях романа Стивенсона "Остров сокровищ" - с борта основного судна на моторной лодке, мелкими группами в несколько рейсов. Каждого ожидают сокровища - по вере дано будет. Экскурсовод делает ремарку насчёт солнечной погоды в начале июня - на Соловках данное обстоятельство считается благословением от святых отцов пред Господом предстоящих.

Прямо на берегу в ожидании сбора группы кто-то селфится с развесистыми лопухами ламинарии - морской капусты, которой усеян весь берег после шторма, кто-то собирает и тут же хомячит обильно растущий поблизости щавель. Я же нахожу семь плоских камней, чтобы сложить из них ещё одну пирамидку по адресу своей прописки- в городе Чебоксары. Как "способ связи" на тонком плане. Я верю, что так можно быть в соединении с любой точкой планеты.

Гид даёт короткие рекомендации на время экскурсии, и мы шустро углубляемся по натоптанной тропинке в лесотундру. Энергично пересекаем заболоченный  участок по гати- настеленным доскам. Если держать дистанцию в полтора метра между участниками, то обувь остаётся сухой у всех. По мере углубления в чащу пейзаж меняется, карликовая берёзка уступает место можжевельникам, елкам и соснам.

Старший сын отца Дмитрия по просьбе родителей читает Иисусову молитву в пути, чтобы получить сладости на финише. Самая простая мотивация и самая эффективная. Все по-честному. Маршрут отмечен кусками ленты, которой обычно обозначают  границы строительных объектов - безопасность людей превыше всего.

Через Богородичный луг, где каждый паломник оставляет семена привезенных из своих краёв растений, мы выходим к Свято-Троицкому скиту. Во времена лагеря, если женщине все-таки удавалось забеременеть и родить, то  мамок и детей отправляли именно сюда. По достижении детьми возраста трех-четырёх лет их перевозили на материк в детдома, а мамок отсылали обратно в лагерь.
Кстати, на Троицком скиту находится освящённый источник и весь остров снабжается водой из него- по благословению настоятеля. Так заведено испокон.

Мы заходим в храм, который продолжают восстанавливать, и проходим миропомазание на фоне пения акафистов специально обученными людьми. Приходит мысль, что чем больше паломнических групп посещает это место, тем быстрее происходит процесс восстановления святыни. Далее нам предстоит ещё один переход до часовни, где раньше в келье-пустыньке подвизался Елиазар. Группа растягивается по тропинке, а я нахожу возможность, чтобы совершить окунание с молитвой, точнее, с махамритьюнджаей мантрой. С любовью, с благодарностью, с благословением!

Догоняем группу как раз в тот момент, когда гид рассказывает про Елиазара. Оказывается, что преподобный жил именно рядом с этим озером и, возможно, тут же и моржевал, в лучших традициях, круглый год. Думаю, что своим окунанием я отчасти приобщился к духовным практикам знаменитого подвижника.

Основной рацион питания Елиазара составляла смесь муки с водой без термической обработки - двести милилитров, раз в неделю - на фоне не менее шести часов молитвы ежедневно. Кроме того, преподобный занимался резьбой по дереву, делал оклады для икон, которые сам же и писал на досках.
При отсутствии разнообразия впечатлений ум, как правило, начинает "развлекать сам себя", рассматривая имеющиеся в наличии самскары - отпечатки прошлых воплощений. Если самскары положительные, то человека посещают позитивные видения и тогда говорят "ангелы являются", если самскары преимущественно негативные, то человека могут одолевать" демоны и бесы."

Однажды, обнаружив самскары в своих кладовых, сознание обращается к ним как к положительным и отрицательным стимулам в потоке ежедневного бытия при решении текущих задач. То есть, использует самскары в своих личных целях, как "кнут и пряник."

Преподобный Елиазар  придерживался старой дониконовской версии богослужения. Иначе говоря, был раскольником. В течении восьми лет Соловецкого сидения за веру подвижник, предвидевший гонения, помогал братиям в осажденной обители. Мощи преподобного находятся в Голгофо-Распятском скиту, который виден снизу от пустыньки во всей красе. И мы начинаем подъем по дороге, которая спиралью огибает холм.

Уже в наши дни кто-то увидел очевидное
- Иерусалимская Голгофа и Соловецкая находятся на одной 35-ой восточной долготе. Во времена лагеря в скиту располагался изолятор  для умирающих от тифа. На Соловках было две эпидемии этого заболевания. Усопших зимой замораживли на улице и до весны складировали снаружи, прислоняя вертикально к стенам храма. Священномученик митрополит Воронежский и Задонский Пётр  Зверев добровольно вызвался ухаживать за умирающими и  провел в стенах этого скита свои крайние две недели. Помните? " Положить живот свой за други своя!"  При сыпном тифе инфекция поражает кишечник, то есть живот. Получается, Пётр Зверев собой прожил фразу из Евангелие в буквальном смысле слова! Тут же растёт берёза в виде креста, которую даже красные не тронули. Наблюдаем это чудо природы своими глазами.

Мы со штурманом ещё у подножия холма набираем в ёмкости почти четыре литра воды, чтобы взять с собой в Чебоксары. Как способ связи на тонком плане - я верю, что это работает. Несмотря на ограничения в количестве миллилитров на одного человека, прописанные в объявление на бидоне, воды хватает на всех. Благо сегодня на маршруте всего две группы - тольяттинская и краснодарская.

С вершины холма открывается невероятный панорамный вид  побережья острова на фоне Белого моря. В процессе фотосъёмки краем глаза фиксирую возле одной из хозяйственных построек около двух десятков сорокалитровых "близнецов"  бидона, из которого мы затарились водой. Их периодически наполняют для нужд скита и для паломнических групп. Я вновь окунаюсь теперь уже в воспоминания детства, когда мне ежедневно нужно было принести с родника около сорока литров, чтобы заслужить право на прогулку. А тут объем в двадцать  раз больше! Может не каждый день нужно их наполнять, но все же...У каждого своя Голгофа!

Обе группы заходят в храм к мощам Преподобного Елиазара Анзерского  под пение акафистов специально обученными людьми, под руководством отцов  Александра, Феофана и Дмитрия. Далее мы выдвигаемся в обратную дорогу к  Капорской бухте для посадки на кораблик в сторону Большого Соловецкого острова.Длительная ходьба способствует появлению стихов экспромтом.

Что манит в эти места?
Здесь дискутировать не с кем...
Молчаливое уединение

Освободит  от иллюзий
Двадцать тысяч шагов
По лесотундре, по гатям болтотным...

Лучший способ  для осмысления основ
Строгий скит Голгофо-Распятский
На острове Анзер...

Дощатый настил гати на заболоченном участке словно закольцовывает впечатление от экскурсии. В духе романа Стивенсона мы грузимся на основное судно мелкими группами, переправляясь с берега на  моторной лодке в несколько рейсов. Старший сын отца Дмитрия, Серёжа задаёт свой сакраментальный вопрос: "Все?" Хочется ответить ему:"Нет, дружочек, не все!" Ближайшее время покажет, кто какое сокровища получил. Чайки идут параллельным курсом в ожидании угощения. Словно почётный эскорт-  низко над палубой - позируют на камеры смартфонов. Смотрю на волны сквозь мглистые сумерки. И вдруг понимаю, как поморы ориентируются вдали от берегов. На поверхности воды за прошедшим кораблём всегда остаются две дорожки пузырьков от работы гребного винта. Эти дорожки, как лыжня на нетронутом снегу, вполне различимы. Подобный след остаётся и за весельной лодкой на реке - отличается только масштаб. Просто нужно приглядеться.
Вновь спрашиваю себя:"Случайно ли?"
Мы съездили на поклонение к мощам трех десятков святых за ближайшие полгода. Чтобы что? Можно предположить, чтобы настройки восприятия поменялись. Посещение  Анзера становится тригерным, отпирающим засовы кладовых подсознания опытом. Как результат приходят новые понимания насчёт религии и духовных практик. В общем, в целом...

Меридианы и широты на карте и глобусе проведены через десять градусов. Они как  будто волнообразные складки на поверхности планеты - похожи на хребты гор, на барханы в пустыне, либо на круги по воде. Можно предположить, что люди живущие в одних географических координатах, проживают схожие обстоятельства жизни, как частицы, составляющие все вместе  символическую "волну"
Так же, каждое поколение людей тоже своеобразная "волна". Где  биография каждого человека это череда событий - "всплесков", когда географические "волны" пересекаются-встречаются с "волнами" личностными  - верхние точки амплитуды которых, если изображать графически, составлены возрастными периодами,  отражающими эволюцию человеческой особи. Такие "всплески" случаются в путешествиях-паломничествах. Максимальных пиковых значений всплески достигают в возрасте Христа. И тогда текущая локация определяет, как дальше сложится судьба.

Иисуса казнили не за то, что он объявил себя царем иудейским, а за то, что он провозгласил себя сыном Божьим - никак не меньше. Тем, кто его судил, наверняка было обидно - тогда кем являются они относительно Иисуса? Первая подоплека - Иисуса казнили эгоистичные гордецы. Возможно, мысль о том, что человек- сын Бога посещала многих, но Иисус первым решился озвучить этот тезис. Вторая подоплека - Иисуса осудили завистники. Через призму йоговского опыта заявление о Божественном родстве означает, что был  провозглашен принцип того, что физическое тело человека- вторая производная от тела эфирного. А не наоборот!!! По факту Иисус явился революционером своего времени и сделал тоже самое , что позже сделал Коперник - перевернул общественные представления о мироустройство. Только Иисус сделал это касательно религии. Тогда формула "раб Божий" означает зависимость движений физического тела от импульсов, исходящих от тела эфирного. Что снимает любые этические противоречия,  связанные со словом "раб."

В свои тридцать три я начал практиковать йогу и впервые посетил Троице-Сергиеву Лавру будучи менеджером в компании по наружней рекламе в столице. Интересно, почему никто не обращает внимание, что Москва находится на 37-м градусе восточной долготы. По меркам планеты Земля, где 360 градусов экватора - это 40065 километров - погрешности ничтожны. Тридцать пятый меридиан, таким образом, это надёжный   "щит" России. Возможно, поэтому ни у французов в 1812, ни у немцев в 1941 году не было ни одного шанса победить русских. Голгофа у каждого своя!

Если нынче спросить меня, что такое благодать, то я, пожалуй, подберу подходящее сравнение. Получил подсказку на острове Анзер. Приверженность выбранной стезе подобна Силе любви к зимней рыбалке у семейного человека. При этом возникает   чувство, которое можно назвать словом - Благодать. Вне зависимости от улова.

8.

День отъезда из любой локации в сторону дома всегда волнительный. Особенно когда знаешь, что предстоит полста километров по морю и потом тысяча семьсот вёрст за рулём в одни руки.

Рюкзаки собраны ещё с вечера предыдущего дня и до погрузки на борт кораблика "Святитель Филипп" есть время сходить на экскурсию в музей  посвящённый  лагерю. Вблизи от территории Соловецкого монастыря сохранились шесть бараков и здание лагерной администрации. Направляемся в ту сторону шумной ватагой - тольяттинцы и краснодарцы, сплоченные Анзером, во главе со святыми отцами Александром, Феофяном и Дмитрием.

Внутренний интерьер музея выполнен в красно-бело-черных цветах. Нетрудно было  догадаться. Характерное революционное  сочетание цветов. Белые буквы на красных флагах, а под ними чёрные кожанки комиссаров и бушлаты матросов. На стеллажах личные вещи и предметы обихода зэков. На стенах фотографии сидельцев и  офицеров НКВД, таблицы отчётов администрации о выполнении планов, статистика, карты с нанесенными локациями расположения лагерей. Значки покрывают всю территорию бывшего Союза.

Узнаем, что на Соловках отбывали сроки два десятка земляков - чувашей. Узнаем, что дорогу Казань-Чебоксары-Нижний Новгород
(в прошлом город Горький) строили зэки. Так вот почему на этом участке трассы М7 такое качество покрытия-  постоянно требующее ремонта! Войска Ивана Грозного натоптали грунтовку за три похода, а честные бродяги тракт засфальтировали, полив слезами и потом. В Чеблаге числилось семь тысяч душ. На Соловках в разные годы отбывало так же, от семи до двадцати пяти тысяч человек. За зиму вымирало половина, которая восполнялась с началом навигации. Две эпидемии тифа выкосило народу немало. При ликвидации лагеря в 1939 году  тысячу восемьсот заключённых просто расстреляли, хотя планировалось тясяча сто.  Представляете? Планировалось. В духе первых пятилеток пощрялось перевыполнение нормы. А слова припева из песни Кипелова "Тысяча сто" вдруг приобретают для меня другой подтекст. И ещё много чего жуткого рассказывает гид. Впечатлительный штурман сообщает мне, что с неё достаточно и свинчивает с середины экскурсии в гостиницу, по официальной версии подготовить в дорогу провизию.

Экскурсовод подсказывает паломникам какую литературу можно приобрести в иконной лавке, чтобы ознакомиться с историей лагеря подробнее, в воспоминаниях бывших узников. Люди переспрашивают фамилии авторов, записывают в заметках. Мотаю на ус.

После экскурсии уже вместе со штурманом мотаем круг по часовой стрелке внутри монастыря около храма, потом круг большего диаметра, обходя периметр стен и башен. Делаем  фотки  буханки монастырского хлеба и бабушкиной котомки с вышитым значком "Ом" на фоне Никольский ворот обители, через которые заводили этапы.

Круговые, а, точнее, овальные обхождения,  в местах Силы подобны обхождению горы Кайлаш в Тибете -  пробуждают  процессы осмысления под впечатлением от увиденного и услышанного при  посещении музея лагеря.
Я словно смотрю фильм внутри другого фильма, в котором участвую на своём внутреннем экране и закадровый голос комментирует картину, разъясняя ключевые моменты.

Птичье яйцо - превосходная модель устройства энергетической структуры человека. Белок- тело эфирное, желток- тело физическое. Острая оконечность яйца имеет большую кривизну и, следовательно, там напряжение, читай потенциал, выше. Значит, это полюс со знаком "плюс." Тупая оконечность, согласно законов физики, имеет меньшую напряжённость и является полюсом "минус." То есть, мы наблюдаем разницу потенциалов с возможностью протекания тока при определённых условиях. Если такие условия создать - равномерно греть яйцо- то произойдёт трансформация внутри. Преображение. Зарождение новой формы - вылупление цыплёнка, который в свою очередь будет иметь перспективу роста. Можно сказать, что каждый человек от рождения "яйцо" в потенциале готовое стать кем-то большим.

Не потому ли окрашенное освящённое куриное яйцо - символ Пасхи, воскрешения Христа?

Делюсь  своими мыслями со впечатлительным штурманом, которая предлагает все записать сразу же. В одно касание.

И тут до меня доходит. Своими траекториями движения вот только что мы будто нарисовали гигантское "Яйцо" - обхождением храма - "желток" , а внешним обхождением   стен и башен  - "белок". Если посмотреть масштабно, то мы нарисовали энергетическую структуру монастыря, которая при благоприятных условиях способна стать кем-то или чем-то большим...

А поскольку изначально контур стен обители  похож на лодку, то что может быть больше? Ответ приходит мгновенно. Ошарашенный осознанием притормаживаю шаг. Это же библейский образ - Ноев ковчег!

Если посмотреть ещё шире то "белком" становится весь Соловецкий  остров, а монастырь "желтком" внутри него. Малый ковчег внутри большого. Это ж надо додуматься поместить символ внутри символа - чтобы наверняка. Ай да, Святитель Филипп  - светлая голова, во всех смыслах.

А между тем, пора грузиться на одноимённый кораблик для переправы на материк. После того, как преисполненные благодати паломники всей гурьбой оказываются на борту, по-тихонечку отчаливаем. Все здесь  - и тольяттинцы и краснодарская группа. Во главе со  святыми отцами Александром, Феофаном и Дмитрием. Понимая, что ближайшие сутки поспать вряд ли удастся, мы  используем почти три часа пути для восстановления сил. Под пение акафистов и чтение тропарей кораблик бодро стартует в сторону Рабочеостровска.  Полный штиль воспринимается как очередная благодать Божья за точное следование  замыслу. Пробуждение происходит от того, что моторист сбрасывает ход. Значит, скоро швартовка.

Подходим на малых оборотах. Народ на палубе селфится на фоне причала и припаркованных кораблей. Гордое название одного из них - "Василий  Косяков" - не только о богатому улове, но ещё и о сумме недочётов в личной биографии, требущей тщательной отработки. Прозрачный такой намёк на будущее  для всех участников "тусовки."

Шумной ватагой паломники сходят на берег. Тепло прощаемся с тольяттинцами, с краснодарцами, особенно с  батюшкой Дмитрием и его семьёй. Пока двигатель  автомобиля прогревается   закидываем  рюкзаки в багажник. Зимний комплект одежды меняем на летний. Готовлюсь к продолжительному  вождению автомобиля - одеваю удобную обувь, чтобы лучше воспринимать ход педалей.  Прежде чем тронуться с парковки читаю махамритьюнжая мантру и молитву Богородицы. Пока по шпаргалке, но думаю, что это явный прогресс. Считаете на этом история завершается? Как бы не так!
В наших планах исследование  ещё  одной знаковой локации по дороге домой - Кирилло - Белозерского монастыря, названного именем своего основателя, сподвижника Сергия Радонежского.

Данное обстоятельство для нас  волнительно. Плюс потому, что нам ещё  предстоит "в одни мои руки"  тысяча семьсот километров пути.

У Вселенной в зачёт
Принимаются только поступки
В подтверждение сказанных слов...


Рецензии