Генеральша Елизавета Прокофьевна Епанчина

Начинаю обожать этого персонажа в "Идиоте" Достоевского - слушаю сейчас с ютубе, читает Александр Андриенко, рекомендую, кажется, очень хорошо читает, хотя иногда и раскрашивает текст.
К сожалению, роль ее, исполненная блестящей, великолепной Инной Чуриковой, мне показалась несколько...поверхностной, что ли, хотя, местами Чурикова изумительна в своей органике.
Генеральша - одна из самых главных персонажей романа, имхо.
Характеристика ее мужа - генерала Епанчина:
"...и супругу свою до того уважал и до того иногда боялся ее, что даже любил"
Да ведь дура дурой, взбалмошная, скандальная, но удивительно не злобная, а как что-нибудь выдаст - мужчинам бы завидовать ее уму.
Лизавета Прокофьевна представляется как бы другой стороной своего родственника - князя Мышкина, чрезмерно эмоциональная, но такая же добрая и честная как сам Лев Николаевич.
Подумайте только: Лизавета Прокофьевна (языком Достоевского, конечно) предсказала революционеров, которые еще только последуют когда-то, через пятьдесят лет.
Но это ведь она о нынешних российских властителях говорила, разговаривая с компанией молодых выжигов в сцене на даче, в Павловске, во второй части романа:
"— Да  побьюсь об заклад, что он зарежет! Он денег твоих, десяти тысяч, пожалуй, не возьмет, пожалуй, и по совести не возьмет, а ночью придет и зарежет, да и  вынет их  из  шкатулки. По  совести вынет!  Это  у него  не бесчестно! Это "благородного отчаяния  порыв", это "отрицание", или там чорт знает что...  Тьфу!"

Вот именно так они, нынешние то, Крым и оттяпали, а сейчас всю Украину хотят.

"— Чего вы давеча задравши головы-то вошли? "Не смейте подступаться: мы идем". "Нам все права подавай, а ты и  заикнуться пред нами не смей. Нам все  почтения  отдавай,  каких и  не  бывает-то  даже, а  тебя  мы хуже  чем
последнего лакея третировать будем!" Истины ищут, на праве стоят, а сами как басурмане  его в  статье  расклеветали.  "Требуем, а не  просим,  и  никакой благодарности  от  нас  не  услышите, потому что вы для удовлетворения своей
собственной совести делаете!"

Копия ленинско-сталинских уебанов, нынешние - только логическое продолжение.

Кажется, Достоевский генеральше Епанчиной сильно симпатизирует, несмотря на ее сволочной характер.
Этот персонаж у Достоевского присутствует во всех практически его романах в разных личинах, под разными именами:  в "Игроке", в "Подростке", в "Бесах", в "Братьях Карамазовых".


Рецензии