Предисловие будущего. О воображаемом и реальном

Зачем вообще думать о будущем, когда живём мы в настоящем своим прошлым?
— Хотя бы потому, что будущее преподносит всякие неожиданности. Бывает и приятные. Но не всегда. А значит, чтобы уверенно жить в настоящем, важно предвидеть возможные неприятности из будущего.

Жизнь — это движение. А движемся мы как по неизвестной дороге спиной вперёд точно зная, что уже прошли, а не то что встретим в будущем. О будущем можем только гадать. Особо пугают возможные будущие неприятности. Потому всегда тянет повернутся и посмотреть куда ведёт эта дорога и какие на ней препятствия. И к ним приготовиться. То есть нас всегда по-настоящему интересует реальное будущее, а не фантазии о нём.

Но известное будущее со временем надоедает и снова хочется сюрпризов. От этого среди людей появляются любители фантастики и мечтатели. Особо волнуют утопии, высказываемые политиками про то, как они изменят жизнь граждан государства. Само слово «утопия» («место которого нет») применительно к государственному устройству вошло в употребление в 360 г. до н. э., когда древнегреческий философ Платон написал об образцово устроенном государстве со справедливыми отношениями общей собственности на всё имущество. С тех пор утопией называют всякое изображение социальных преобразований, ведущих к воплощению идеала и идеального общественного строя в воображаемом будущем.

Но вот в начале 20 века на географическом пространстве исторической России было в реальности создано государство СССР с социалистической собственностью на все средства производства и на всё, что этими средствами коллективно произведено. Идея общей собственности осуществилась.  Но такое общественное устройство сами граждане СССР не считали идеальным. Наоборот, со временем многим очень сильно захотелось общественное устройство изменить.

Однообразная реальность какой бы идеальной в мечтах она раньше не казалась со временем теряет привлекательность. Это закон человеческой жизни потому что одной из трёх базовых групп человеческих потребностей вместе с физиологическими (в пище, в продолжении рода и т.д.), социальными (в общении, в личностной реализации и т.д.)  существуют ещё и потребности в новой информации, в новом знании. Иначе бы человеческое общество не развивалось.
 
Одним из достоинств жизни в СССР была уверенность в завтрашнем дне, которой ни у кого в нынешней России нет. Но со временем такое благо стало не важным. 20-летний период спокойной жизни в СССР с Брежневым во главе КПСС стал называться временем застоя. И почему-то застоем в экономике. Темпы роста экономики в то время резко снизились. Но при чем тут застой? Это были именно темпы роста, которым в нынешней России можно только завидовать. Это не было кризисом и даже движением на одном уровне. Это был рост экономики, хотя и более низкими темпами чем прежде. Застой стал ощущаться в другом.

Лично у меня тогда появилось ощущение скуки. Клоунада Хрущёва закончилась, а горбастройка и бандитский передел собственности ещё не начались. Освоение космоса стало рутиной. Волнующие всех события закончились. Единственным развлечением того времени была охота за дефицитом.

К пресной жизни хотелось добавить чего-то остренького. И добавили по советам Горбачёва и Ельцина. Да так лихо добавили, что и государство, и экономика рухнули в хлам. Так что стабильность может восприниматься не только как положительное явление, но и как источник отрицательных эмоций и желания перемен. Причём для многих не важно каких перемен. Такое состояние массового сознания порождает непредсказуемое будущее. Реальная картина будущего строится из реальной оценки настоящего. Но реальная картина не так интересна, как фантазия. Человек обманываться рад пока самообман не угрожает и не мешает течению жизни.

Предсказывание реального будущего это развиваемая человеком способность, заимствованная у зверя и позволяющая выживать из поколения в поколение на протяжении тысячелетний. Например, чтобы добыть себе пищу убив петляющего по лесу зайца или оленя нужно уметь понимать куда стрелять. Понять, где будет находится точка встречи с целью камня, стрелы или пули. Значит нужно уметь экстраполировать существующее местоположение предмета до его будущего местоположения. Экстраполировать из исходной точки, из того где всё началось к той где наблюдаемый процесс охоты завершится и объект «заяц» перейдёт в качественно иное состояние. В состояние убитого зайца или в кулинарное изделие, типа, жаркого из зайчатины.

Если рассуждать о человеке, но не конкретном, а о человеке вообще, по своему природному происхождению принадлежащему к одному из видов животных, то его траектория движения в будущее находится на пути трансформации доставшегося в наследство тела зверя в собственное изделие человека. Причём своё тело он станет создавать из любого материала, подходящего для решения поставленной цели.

Всякие фантазии не соответствуют такой реальности. Надвигающаяся реальность намного необычней воображаемого будущего. Потому рассуждать о будущем человека в его общественном устройстве без фантазий намного интересней.

Так как мои рассуждения о будущем это всего лишь экстраполяция, то в описываемом мной будущем устройстве нет социального идеала. Потому что смотрю я на будущее не закрыв глаза, не мечтая о комфортном, добром, справедливом, желаемом. Я, оглянувшись вперёд, широко открытыми глазами рассматриваю надвигающуюся и пугающую своей новизной реальность.

Не всякий хочет перемен. Но они неизбежно произойдут вне зависимости хотим мы этого или не хотим, так как процесс запущен давно и не нами. Как писал советский классик — советская комсомолка «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила».

Траектория событий на которой находится судьба человечества мной описана в очерке "Как всё начиналось". Там я описываю когда и с чего вся вселенская суета началась,  отчего весь окружающий мир непрерывно меняется и почему он меняется. Почему именно так, а не иначе всё происходит я описываю в других очерках истории будущего.


Рецензии