Киргизские истории. Любовь с детства

     - Да, кстати, Наталия Владимировна, а почему именно в Москву? Все-таки, вам семнадцать лет только? Не страшно из азиатской глубинки да в шумную столицу?
     - Оооо, эта история тянется с детства...

     - Мамка целыми днями пропадала в ателье, работы было много. А потом и домой приносила, что бы какие-то заказы закончить. По ночам сидела, а в шесть утра уходила опять. С нами баба Шура днем дома была, папина мама. Жесткая женщина, тяжелее мамки нашей. А у меня с детства любовь была к кройке и шитью. Вот мамка забудет убрать лекала или просто не успевает убрать, я тут как тут. Любила из них вырезать для кукол модели. Мне это нравилась. Она потом спохватится, а лекал уже нет. Пытается узнать, куда делись, а свекровь ей и отвечает, что, мол, Наташка из них резала модели куклам. Мамка посмотрит, промолчит, не похвалит, а говорит, что это тяжёлый труд, пальцы все будут грубые и исколотые. А я тогда твердо заявила, что буду шить только тонкие красивые платья. Она прятала от меня нитки и иголки, материал и ножницы. А я все равно находила и шила, ко мне ещё подружка приходила смотреть. Так мы с ней и решили по окончании школы поступать в технологический институт на модельеров. Я по любви, а она за компанию. Вообще-то, хотели в Хабаровск поехать, но в семидесятые годы купить билеты из Джелал-Абада куда-либо было очень сложно. А у подруги тётка работала в билетной кассе. Она из выбранных нами городов и пообещала купить билеты, куда первыми появятся. Так на Москву и купила, папа мой повздыхал, но, обещал дочери и повёз. Ему главное надо было куда-нибудь меня увезти...

     - Ну, хорошо, а тогда как вы в нашей-то деревне оказались после жизни в столице?
     Она и продолжила:
     - Я хорошо училась, закончила школу без троек, а подружка похуже. Но мы с ней твердо решили, что если заваливается на вступительных одна, вторая поступает так же. Дружба... Она завалилась, мне пришлось тоже не сдать экзамен. Уговор дороже денег. Но домой ехать побежденными да ещё и из столицы никак. Да и боязно. Пришли на фабрику какую-то и устроились по лимиту ученицами ткачих, дали нам места в общежитии. Но подружка быстро загрустила по дому и осенью уехала в Киргизию. Так вот я из-за неё осталась на год без института. Но при фабрике были курсы подготовки для поступления в их техникум, тоже по моему профилю модельера одежды. Я пошла туда, начала учиться. А летом приехал дядя Толя из Грозного, брат папы и пришёл в ужас, почему я не в институте. Сказал, что поможет. Пошёл к декану и договорился, что тот меня устроит в институт, они какие-то старые приятели были. Но декан сказал, что сам позвонит. Дядя уехал, позвонив моей мамке, что все в порядке и я осенью буду учиться в московском институте...

     Наталья Владимировна решила передохнуть и заодно выпить за здоровое мамы. Мы дружно подняли рюмки и вспомнили всех наших родителей, которые ещё живы и она дальше повествует:
     - Я забрала документы в техникуме, куда уже поступила после курсов и отнесла декану. Жду неделю, жду вторую. Мамка звонит беспокоится, я отвечаю, что жду. Дядя звонит, узнает, я отвечаю, что жду, а он говорит, раз декан обещал, он устроит меня. Уже началась учёба в институте, а я дома, только работаю. Вдруг дядя звонит и говорит, что декан назначил мне собеседование у себя дома в семь вечера. Ну, я ничего такого не подумала, просто почему не в рабочее время? Красиво одеваюсь, что бы деревенской лимитой не выглядеть, короткая юбка модная на мне, белая блузка, приезжаю к нему в высотку на Котельнической набережной, а там накрыт стол, вино, фрукты, дома никого. Он, оказывается, специально семью на дачу отправил, что бы не мешали экзамен принимать. Я присела, было, на край дивана, а он начал так интеллигентно приставать сразу, под юбку полез. Я треснула ему сумкой по голове и со слезами убежала. Конечно, мои документы никто никуда и не отдал. Не поступила, значит, я в институт и прошляпила время в техникум документы вернуть и второй год пропал для поступления. Работаю на фабрике, молчу, никому ничего не сообщаю. А тут вдруг неожиданно мамка приезжает на поезде. Пришлось ей всю правду рассказать, а она тут же позвонила папе, а папа из-за этого поругался с братом. Они потом долго не разговаривали, а мама забрала меня домой. Устроила в свое ателье, работаю. Прошло полгода, мне дали короткий отпуск, а мамина сестра Тамара полгода назад с семьёй уехала в Волгоградскую область. Мама мне и предложила съездить к тётке в гости, посмотреть, как устроились, как живут, как будто чувствовала, что скоро тоже надо будет уезжать, я и поехала. Так вот в девятнадцать лет я оказалась здесь...

     - Хорошо, отпуск закончился, а почему не уехали домой? - не унимаюсь я, уже составляя пазлы своих будущих киргизских историй.
     - Теткина дочка Света, чуть моложе меня, позвала на танцы в Калач. Поехали за семь километров, ещё автобус ходил. Её там какой-то парень пригласил на медленный танец, а я такая городская, в короткой юбочке и цветной кофточке, стою одна. Вдруг на танцплощадку заваливает компания парней разбитных, один краше другого. Ну, один из них к незнакомке яркой и подкатил познакомиться. Я сначала испугалась, но виду не подала и пошла с ним танцевать. А он начал обо всем расспрашивать, кто да откуда? Я немного и поведала. Он так красиво танцевал, что мне понравилось. А потом танцы закончились, нам идти домой пешком, Светка ушла с тем парнем, а мне новый ухажер, представившийся Геной, предложил довести на машине и добавил, что отказ не принимается. Поехала, а сама думаю, будь, что будет, наверное, бандит, насиловать повёз. А он и вправду по каким-то проселочным дорогам ехал, темнотища, ни фонарей, ни домов. Я вообще напугалась, только подумала, вот, девка, в отпуск приехала. Остановил машину где-то на пустыре и говорит, выходи. А я когда выходила, за что-то запнулась. Присела, камень средний такой. Беру его в руку и держу за спиной. Он обошёл машину и командует, давай, раздевайся. А я камень перед носом ему показываю и отвечаю, тронешь, по голове камнем тресну. Он постоял минуту и говорит, садись, домой отвезу и никто тебя больше пальцем не тронет, моею будешь. Я усмехнулась в темноте, немного успокоилась, но все равно боюсь, его, хотя, он не грубый был, не злился. Привёз к тётке и спокойно сказал, завтра сватов жди, замуж за меня пойдешь. Светка меня встретила дома бледная, ей парень поведал, что парни эти весь город держат в кулаке, местные бандиты, а Генка у них за главного и они уже не верили, что я живая останусь. А наутро и вправду сваты приехали. Тётка и дядька опешили, нет ничего девка живёт в гостях, а уже парень такой при новой зеленой "копейке" замуж зовёт. Я ему и не отказала, и не сказала "да", взяла время на размышление. Надо же родителям сообщить...

     - И как они отреагировали?
     - Папа с мамой быстро на поезде примчались. Дядя Боря обрисовал им всю картину, узнав немного про жениха новоявленного. Папа согласился, очень он не хотел моего возвращения в Киргизию. Мама, поджав губы, промолчала, впрочем, как и всегда. Так и дала я согласие замуж выйти за отца твоей Маринки и осталась здесь в 1976 году жить в деревне, - подытожила теща, поворачиваясь ко мне...

     Застолье продолжается, льются и истории из моих женщин, как из "рога изобилия":
     - Остались мы здесь жить, но родителей часто навещали, летали к ним и ездили на поезде. Ковры оттуда везли, фрукты азиатские, посуду и вещи. Здесь, в России, вообще негде и нечего было купить, а там изобилие и разнообразие всего. Средняя Азия хорошо всегда жила, зажиточно и широко.
     - Легко билеты доставали?
     - Кстати, два раза в неделю стал летать прямой самолёт Волгоград - Ташкент, на нем и летали, а до Джелал-Абада уже на автобусе или перекладных. И тот случай со мной и Маринкой знаешь, когда мы "Пахтакор" пропустили на рейс, а сами позже улетели?
     - Знаю, конечно, - кивнул я, - о нем уже есть моя история...

     Кто хочет освежить в памяти историю о футбольной команде "Пахтакор", а точнее, о том, как она помогла выжить моей будущей супруге, то это здесь:
http://proza.ru/2019/07/23/399

     Так, какдр за кадром, сюжет за сюжетом, они и выносят на свет свои киргизские истории. Истории жития-бытия в азиатской Республике русской семьи середины прошлого столетия. И на сегодняшнем сюжете они не заканчиваются, а бегут дальше по строкам моего повествования и...

     Это уже совсем другие истории... Продолжение следует...

25 июня 2023 года


Рецензии