Ассоциация

Интересное свойство памяти наблюдается у человека. Многое былое, уже давно забытое, что специально и не вспомнишь, при некоторых условиях из глубокого подсознания, вдруг ассоциативно всплывает в памяти. Такое часто происходит со мной весной, когда вечером идешь по дороге, и слышишь, как под ногами хрустят обледенелые крупинки снега. А вот откуда-то потянуло дымком. Все это, как некий сигнал действовало на подсознание, и я четко вспоминал один из дней юношеских лет. Как я возвращался из школы домой по улице поселка Уктуса, над которым уже спустились вечерние сумерки, и в домах частного сектора топились печи, а дым рассеивался вокруг.

Вспомнил, что в тот день последний урок в школе провел учитель английского языка Михаил Ефремович Столяр. Это был мужчина лет тридцати, брюнет, среднего роста, худой, который пришел в нашу школу недавно и сразу установил на своих уроках особый порядок. Он много говорил на английском языке, а мы его не понимали. И все-таки, каждый раз, входя в класс, повторял одни и те же фразы:
– Садитесь, пожалуйста. Кто отсутствует? Кто дежурный?

Наконец, мы стали его понимать. Объясняя новый урок, он подходил к первой парте у окна, как раз, где я сидел, и мучил меня. Мучил до тошноты жирно-сладкими запахами печенья, которое он носил в карманах своего черного костюма, насквозь пропитанного этими запахами. Я мысленно умолял его:
– Ну, отойди к своему столу, не стой рядом.

 Мне казалось, что наш учитель ел только одно печение. А больше, пожалуй, в буфете школы ничего и не было. Разве только пол литровую бутылку лимонада можно было купить. Учителя, идя на работу, приносили еду из дома или покупали кое-что в буфете и ели в сухомятку. О школьном питании в то время еще не додумались.

А еще, когда я вижу на дорогах самосвал, невольно вскрикиваю:
– О, на таком я катался в кузове.
– Да, ладно, – возражали друзья, – в кузове самосвала ездить не положено.
– А я ездил. Вот, как это было. Я учился в десятом классе школы. Однажды, весной, на урок литературы вошла уважаемая директор школы Никольская Елена Михайловна. Она назвала фамилии четырех учащихся, в том числе и меня, и попросила выйти во двор. Там нам вручили лопаты и познакомили с водителем самосвала. Директор напутствовала:
– Поедете в кузове, нагрузите машину черной землей для теплицы и вернетесь, здесь землю сгрузите вон там в уголок. Классные занятия на сегодня отменяются.

Это была для нас награда, нам предоставили отдых на природе. Мы быстро забрались в кузов. Выстроились, опираясь руками на передний борт. Подошел водитель, пояснил:
– Нашу машину в народе называют «опрокидка». При разгрузке задний борт открывается и кузов опрокидывается. Поэтому перевозить людей в кузове запрещается, мы серьезно нарушаем правила. Вы не стойте, а расстелите мешки и сядьте на них. Заметите милиционера, нагнитесь, лягте, чтобы вас не заметно было. Тогда мы, может быть, благополучно съездим.

Мы все поняли и старались выполнить рекомендации водителя. Наконец, поехали. Солнце яркое, настроение отличное, места знакомые. Следовали по тракту через мост реки Патрушихи в направлении Химмаша. Наконец, приехали, выгрузились. Перед нами лежала большая куча черной земли. Водитель поставил поудобней машину, мы приступили к погрузке. Лопатой заступом врезались в землю, поворачивали и образовавшийся ком земли бросали в кузов. Поначалу работа спорилась быстро. Потом, по-видимому, устали, темп замедлился, стали чаще отдыхать. И все-таки, набросали мы земли полный кузов. От переднего борта землю пришлось отбросить к заднему борту. Там мы расстелили мешки и уселись, приготовились в обратный путь.

В школу вернулись благополучно. Водитель повернул нужные рычаги, задний борт освободился, а кузов повернулся. Земля сама сползла из кузова на землю. Мы были в восторге. Директор школы нас благодарила, а мы просились еще хоть разик съездить. Разве это забудешь?


Рецензии