Дневник беженца. Звук
Звук.
Шум волн. Суета большого города. Песни птиц. Первый плач своего ребенка. Первый урок музыки. Концерт любимой группы. Закипающий чайник на своей кухне.
Мне кажется, что мне, в минуты тревоги и отчаянья, сейчас очень не хватает такой поддержки – вечного, въевшегося в сердце и голову, управляющего моими биоритмами и дирижирующего моими снами, звука моего города. У него свое сердцебиение, свои вздохи, причитания – он иногда так устало скулил скрежетом утренних трамваев, всегда так суетливо ворчал шумными проспектами, а иногда так бодро трубил заводскими и фабричными гудками. Но, как тиканье часов, до поры этого всего было не слышно. Пока часы не замолчат, никогда о них не помнишь. Вот так и замолчавший город когда-то стал страшным и чужим.
Услышать бы снова…
И соловьев в пригороде, и грохот трамваем, и вечный фестиваль набережной, и пульс неугомонного центра. В чужом городе с шага сбиваешься, не попадаешь в ритм, сталкиваешься плечами с прохожими. Нет того пульса – своего, родного, понятного.
А соловьи в пригороде у нас самые громогласные! И, кажется, ничего им больше не надо – просто петь всю ночь, а особенно на рассвете, когда утро особенно свежее и счастливое. И перепеть они могут все – электричку, старую гитару без 4-й струны, шумную компанию у дымящего костерка.
Помню, как-то пришла ко мне моя давняя подруга Лариска. Прозвище у нее боевое – Сиська. Все потому, что Ларисочка малюсенькая, как ребенок, кругленькая вся, зачем ей такое длинное и внушительное имя аж на шесть слогов – Ла-ри-са? Начали как-то подшучивать, что короче было бы, и уж точно в соответствии с внешними данными носителя имени – Си. Маленькое, звонкое прозвище. Но кто-то тут же, на западный манер и в честь героя «Санта-Барбары», стал переиначивать – СиСи, а там уже и до Сиськи близко было. И Лариса сначала страшно дулась, но потом прониклась и порой просила на людях называть ее как-то уважительнее – Сисяо, например. Или, хотя бы, Мадам Бюстье.
На улице дождь моросит, дело к вечеру, короче, как не крути, а самый лучший повод остаться дома с огромным куском курицы гриль и списком недосмотренных фильмов. Но Сиська стоит вся такая загадочная – в старых драных джинсах и походном свитере, и держит под руку мужа, который одет как прораб со стройки, разве что брит и трезв. И вот стоят они у меня вдвоем в дверях – хиппи и прораб. И явно что-то задумали, от чего я не смогу отказаться.
- Что? – я сразу, без приветствий, хочу знать все.
- Мы на природу, электричка через 40 минут, на вокзале уже Ванька ждет, проведет нас. Они там где-то уже место нашли, палатку поставили, ждут, короче.
- Какая природа?! Дождь, вечер… фильмы… курица… – я возмущена, контраргументирую из последних сил, но сама уже упаковываю в рюкзак термос с кофе, туалетную бумагу, зубную щетку и таблетки от головы. Мне кажется, это такой обязательный минимум для любой безумной поездки.
- Я проведу вас на вокзал, но если дождь усилится, мы никуда не поедем! – возмущаюсь я и натягиваю старую куртку. В ней я становлюсь похожей на еще одного прораба. И вот такой странной компанией мчим на вокзал.
А дождь усиливается. Я настаиваю, что не поеду, но иду следом.
Ванька, в зеленом дождевике и с вечной улыбкой от уха до уха, ждет нас под табло в зале ожидания. По тому, как он смотрит на расписание электричек, у меня закрадывается смутное ощущение, что он толком не помнит, на чем нам ехать. Темнеет, дождит – если укатимся непонятно куда, то обратно до утра уже не доберемся.
- Я не поеду! Пока, друзья! – я почти верю в свои слова. Но, попрощавшись, продолжаю стоять рядом и тоже вглядываюсь в табло.
- Вот на ту! Точно! – Ванька показывает уверенно на какой-то номер, но глаза бегают.
- Не еду я! – последний раз пищу я, пробираясь по перрону к открытой двери в вагон. – Вы обалдели? Дождь!
В итоге в вагоне сидим все, электричка отбывает, а Ванька наконец-то честно признается, что в точности маршрута сомневается, но минут через тридцать, если будем проезжать какое-то там село, поймет наверняка. И мы честно тридцать минут ждем нужное село. Оно все не обнаруживается на пути следования, потому переживать на всякий случай прекращаем и начинаем безобразно шалить, придумывая друг другу какие-то задания:
- Вань, покажи, как пират ходит!
И Ванька, студент театрально училища, начинал прохаживаться по вагону электрички походкой одноногого Сильвера, потом супермодели, потом уточкой. Зеленый дождевик шуршит, пугает дремлющих пассажиров, кто-то подхихикивает.
- Сиська, твоя очередь! Покажи курицу!
Лариса не театрал, потому фирменный номер про курицу – это наше, нажитое опытом. Курица в исполнении Сиськи – это что-то вроде колобка, который танцует «Хава Нагила», очень смешно!
Потом в игру включается Ларискин муж. Ему нужно показать строгого пса, но по походке пса вдруг становится понятно, что его бы не мешало выгулять, потому всей компанией пробираемся поближе к выходу, чтобы наш бульдог успел проверить кустики где-то на ближайшей станции. И на перрон выскакиваем все, чтобы не растеряться в ночной дождливой суете и не укатить кто куда.
Пока Ларискин муж ищет кусты, Ванька идет смотреть, куда же это мы приехали, и вдруг радостно орет:
- Лешка, Леха! Ребята, а мы ведь правильно приехали! Вот, нас Леха встречает.
От восторга все танцуем индийский танец радости, а Ванька и Леха даже предъявляют случайным прохожим одинаковые родинки на коленях. Случайные прохожие обзывают нас дураками-наркоманами, но это не омрачает третий куплет нашего танца и песни ликования.
Дождь затих, вокруг сгущается тьма и, когда электричка уезжает, мы оказываемся в какой-то космической пустоте, которая пахнет озоном, степью и мазутом.
- Нам туда! – уверенно командуют мальчишки, и мы по насыпи скатываемся в какую-то посадку, месим грязь, отбиваемся от комаров и бредем почти наощупь. Потом через поле по тропе к новой посадке, а там дело совсем плохо – какое-то внезапное болото, в котором Леха теряет кед, а Ванька проваливается обеими ногами до колена и потом долго хнычет, как ребенок.
- Ну, теперь заблудились…
Пошли уже как получается и хоть куда-то. Какими-то петлями, тропками, сквозь кусты и камыши. Ничего не видно, снова дождь. А потом вдруг сосны до самого неба и запах дымка, и нам навстречу человек с фонарем во лбу:
- И чего орали? Тут уже спят некоторые…
Бежим к костру, занимаем места у столика, нам тащат гитару. Ванька изобретает глупый способ сушки носков на еловой ветке, от чего носки в конечном счете просто сгорают вместе с этой веткой. А Сиська бессовестно выпивает весь мой кофе, пока я пытаюсь в очередной раз накрутить на колок порванную четвертую струну. Длины уже просто не хватает, потому она только дребезжит и снова рвется почти сразу.
- Снимай пятую, перестроим ее просто! – советуют умники.
- Какой пятую… Лучше вообще без четвертой! – советуют другие умники и переспрашивают, не является ли гражданин Паганини моим родственником. Хотя бы дальним.
И всю ночь соловьи, песни, дымок тлеющего костерка, очень горячий и очень сладкий чай в котелке и бесконечный, безумно счастливый май.
- Мне кажется, – сказал Сиськин муж, поднимая глаза к соснам, – эти соловьи просто хором просят нас дать им поспать…
Как они пели! Что они пели! И песни их, казалось, были выше сосен, выше звездного неба! Прямо на всю Вселенную! Вот такое счастье…
Домой выехали утром, сначала на электричке, потом на автобусе. В тесном салоне было душно, все ругались, а в голове продолжали петь соловьи. Уже как-то сонно, дремотно, устало, но так хорошо!
А потом вот таких поездок вдруг совсем не стало. Взрослее стали, серьезнее, у многих появились дети, с которыми ночью по болотам бродить никто не готов, хотя послушать соловьев так хочется до сих пор…
У Сиськи сын сейчас совсем взрослый. Интересно, она еще не готовится ли стать бабушкой? Была Мадам Бюстье, а станет Баба Титя. Слышала, она в соцсетях любит подписываться ником Перси Ида.
И я тоже теперь мама. И мои ночные прогулки теперь не дальше детской кроватки. Хотя кто бы в это мог поверить когда-то…
Мой сын родился осенью. Дни стояли удивительно теплые, золотые. Моя палата на третьем этаже окнами смотрела на большую улицу, сквозь ели я читала на тротуаре поздравительные надписи для рожениц. Самой запоминающейся было: «Гудя, спасибо, что не негра!» В букве «я» от этой яркой желтой надписи иногда появлялась моя мама, она тогда сильно простыла и приходить ко мне в палату боялась, потому первые дни просто размахивала руками, вставая на букву «я», как на метку, и через медсестер передавала мне какие-то пакеты с едой и вещами.
Есть после операции было страшно. Казалось, что раздутый и болезненный живот от любой пищи лопнет, как воздушный шар – швы разойдутся, а болючее месиво, которое когда-то было моим красивым аккуратным животиком, врачи уже просто не смогут сшить обратно. Потому мама мне передавала вареные яйца и глазированные сырки, больше ничего душа не принимала. И вот все это добро, хранящееся в пакетах в холодильнике, временами хотелось не просто есть, а яростно лопать, чавкая и подхрюкивая.
Но в желтой кювезе рядом лежал обладатель самых прекрасных 57 сантиметров и 4,550 килограмм веса. И я сильно переживала, что стук разбиваемого яйца или шуршание фольги от сырка его разбудят. Ведь усыпить его было ой как сложно…
И вот он засыпал и судьба давала мне 10-15 минут на еду двумя руками. Я была неопытной, неловкой, в режим «однорукого бандита», который делает все одной рукой, пока вторая качает неугомонное дитя, я влилась только месяца через два. Я даже где-то читала, что раньше левую руку женщины называли колыбелью, так как в ней спокойней всего спится ребенку, а правую – сорокой, так как та делает сорок дел одновременно, пока левая занята. Впрочем, кажется, это кто-то просто придумал. Но весьма правдоподобно…
Но дело не в этом. Дело в яйцах. А точнее в том, как их разбить, не разбудив малыша.
Я не нашла ничего умнее, как выглянуть из палаты и, продолжая тревожно коситься одним глазом в желтую кювезу, расколотить яйцо об дверной косяк. Через пару минут точно так же расколотила второе. Когда вышла разворачивать глазированный сырок, увидела, что на посту, который располагался как раз перед дверью в мою палату, сидит дежурная медсестра и ошарашенно на меня смотрит:
- Ты что делаешь?
- Яйцо… Яйца бью.
- А, это ритуал какой-то? – уточнила сестра. – Типа, мужика родила и теперь яйца об косяк надо колотить?
Смеяться было больно, и я зашла обратно в палату. Ладно, соберу волю в кулак и как-то потихоньку разверну сырок…
Но не успела. Из желтой кювезы донеслось очень грустное, такое одинокое, очень жалобное:
- Меее…
Вот так он и плакал месяцев до четырех. Точнее не плакал, а так с досадой блеял, так печально и горько, что немедленно вызывал всю вселенскую грусть и сострадание. Наверное, так умеют только маленькие мальчики и холеные домашние коты, которых немедленно надо обнять и уточнить:
- Кто же тебя так обидел, мой хороший? Скажи маме, мама за тебя сейчас пойдет и всех обидчиков растерзает, как Бобик грелку!
Иногда мне кажется, что природа наделяет младенцев именно теми звуками, на которые особенно остро реагирует только одна и очень конкретная мама – своя собственная. Так что если бы он орал, раздувая щеки, или рыдал до красноты, все бы это не будило во мне такой отчаянный порыв немедленно бежать, баюкать и целовать с разрывающимся сердцем:
- Ах, мой самый хороший! Мой малюсенький! Мой миленький!
А «малюсенький» очень активно круглел в щеках и в пузе, и рос так, что к трем месяцам был как полугодовалый, а в год уже спокойно примерял костюмчики для двухлетних. Ох, сын, детство былинных богатырей можно было бы смело рисовать с тебя – светлые кудряшки, серо-голубые глаза и грустное «Меее...», которое быстро превратилось в строгое и властное: «Мама, дай!» и «Мама, хочу!»
Никогда больше не слышала, чтоб младенцы так плакали. Это был очень особенный звук…
А сейчас… Что сейчас?
Сейчас все не на своих местах. И ночные грозы, от которых сын вскакивает и бежит прятаться в прихожей, и грохочущее небо, и чужой город, к которому мы никак не привыкнем, и непонятно – последний ли, или снова ехать куда-то еще, куда-то дальше, где соловьи поют что-то незнакомое, и трамваи по утрам не рычат доисторическими динозаврами, и гудки заводов никак не подстраиваются под биоритмы…
Может быть, гроза однажды опять станет грозой. И, зажмурившись от вспышки молнии, мы будем хохотать вместе с громом, и, сидя на кухне, где чайник бурлит родным и знакомым голосом ворчливого индюка, мы будем вспоминать что-то давно пройденное, уже не тревожащее, а так – полузабытое, но такое занятное:
- А помнишь, мама, мы однажды все лето ходили на фонтан и кормили голубей?
Да, я так хочу, чтобы у тебя, сын, остались только такие воспоминания…
Поддержать автора
2202 2023 3930 9985
Свидетельство о публикации №223082101225