Ересь имяславия

Для уверенности в своей правоте имяславцам достаточно осознания себя ревнителями истины, ревнителями Православия. И это находит выражение в используемой ими терминологии. Кто прав: имяславцы или имяборцы? С кем Бог: с теми, кто славит Его имя или хулит его? Ответ очевиден.

В аскетике мы встречаем такое понятие как ревность не по разуму. Что же это такое? Это САМОЧИННОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕНЕБРЕГАЮЩЕЕ УЧЕНИЕМ ЦЕРКВИ И СВЯТООТЕЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ.

Исторических примеров множество. В стремлении к целомудрию можно сделаться скопцом. В стремлении к славе Божией – монофизитом и монофелитом.

Если ревность не по разуму распространяется на догматику, возникает ересь, а если на аскетику – прелесть.

Так произошло и с имяславцами. Их неразумная ревность посягнула на богооткровенные истины о Нём Самом. Основоположники имяславия утверждали: «Имя Божие – это Бог» и почитали имя Божие наравне с Ипостасью Бога. Они открыто говорили о новом догмате. Эта ересь была слишком грубой и не выдерживала критики. Нужно было сделать имябожническое учение более тонким, более запутанным.

Тогда, взяв на вооружение учение святителя Григория Паламы о божественных энергиях, имяславцы стали отстаивать свой прежний самочинный догмат «Имя Божие – это Бог» по-новому, говоря о том, что имя Божие – это нетварная Божественная энергия. И потому оно – Бог.

Однако проблема заключается в том, что это утверждение не находит никакого подтверждения в учении святителя Григория Паламы. Более того, учение святителя Григория и других святых отцов сводится к тому, что Бог познаётся и ИМЕНУЕТСЯ людьми по проявлениям Божественных свойств и Божественных энергий.

Если Бог Сам именует Себя на человеческом языке (например, имя «Сущий»), в том числе через пророка или ангела («Еммануил», «Иисус»), это не означает, что Его имя становится нетварным. Ибо и человек, и языки разных народов и весь мир видимый и невидимый, ангелы и ангельский язык – тварны, то есть, сотворены. Описание божественного свойства (которым и является имя), данное ограниченному тварному человеку на тварном языке, несомненно является тварным. Нетварен лишь Сам Бог.

Поэтому имяславцам пришлось выдумать своё собственное учение о нетварности Божественных имен. Это учение содержит и новые философские понятия, как то «нетварная идея имени», «нетварный образ идеи», «нетварное Первоимя» и т.п. Именно на этом новом самодельном философском учении и основывается имяславская доктрина. Но имябожники скрывают это и продолжают прикрываться именем святителя Григория Паламы.

Вопрос о том, являются ли имена Божии нетварными Божественными энергиями (то есть, Самим Богом) – это, если можно так выразиться, вопрос о границах Божества. О том, что нетварно, а что тварно. О том, что считать Богом, а что не считать. То есть, это вопрос догматический.

Истинное ревнительство всегда направлено на отстаивание догматов Православной Церкви, на охрану и защиту Её учения от любых новых влияний. Источниками догматов являются священное Писание, священное Предание и единомыслие святых отцов по вопросам их толкования.

Если бы имяславцы алкали и жаждали правды, они бы изследовали учение Церкви, выяснили, что имябожничество не соответствует ему, и отказались от ереси.

Но человеческую философию они ставят выше учения Церкви, выше согласного мнения святых отцов, увещания отвергают, и поэтому являются упорными, злостными еретиками.

А православные славили и будут сдавить имя Бога, поскольку оно превыше всякого имени, как Бог превыше всего! Аминь.


Рецензии