Выборг, Город моего детства

Про Выборг.

Выборг приютил нашу семью в далёком 1956 году, в связи с назначением моего папы в штаб дивизии развёрнутой на границе с Финляндией.
 Въезд в город был по пропускам , поезда были на паровозной тяге, вагоны почти деревянные с керасиновыми лампами внутри и никаких купе,плацкарт, билеты из коричневого картона, с отверстием посерёдке.

         Про житьё.
   Поначалу мы жили в съёмной комнате с хозяйкой деревянного дома в Южном посёлке., рядом с домом, где останавливался В. И. Ленин, мемориальная доска гласила об этом.
   Затем мы переехали в дом со всеми удобствами, душем, ванной, под батарейной горой, с которой я зимой съезжал на лыжах. На горе стоял туберкулёзный санаторий и завод лимонной Кислоты. Квартира в финском доме поражала своей обустроенностью и отделкой. Но нам пришлось переехать снова, ближе к центру города в многоэтажный финский дом с огромными окнами на которых зимой образовывалась наледь.      
   Школа  номер 14 была напротив, я ходил в 5 - й класс нашим классным педагогом была Елизавета Павловна Рогозина.
Вскоре нам выдели комнату от КЭЧ в самом центре, на ул Ленина 18 кв 5., радости не было предела, там были соседи, сдружились, гнали самогонку, отмечали любые праздники.
  Вообще, город, после Ленинграда, производил необычное впечатление: маленькие, разноцветные трамваи-вагончики по узкоколейным путям курсировали по городу, в округе было много разбиток, в том числе уникальная финская библиотека., даже на ул. Ленина  были заколоченные подъезды домов с обвалившимися перекрытиями.
Но город производил почти западное, скандинавское впечатление, можно было снимать много серийное кино, но всему своё время.
   Уже не припомню с какого года стали в город заезжать финские автобусы, финны набирали водки, напивались, бузили, некоторые заходили в гости по адресу прошлого проживания.
  В пригороде, где в войну шли бои, ещё открыто лежали останки бойцов, я это видел своими глазами, когда ходил по грибы.
Переодически взрывались неразорвавшиеся в войну боеприпасы, однажды в детской площадке, куда завезли песок, рвануло, унеся детские жизни. Всякого было,но время шло, город хорошел, трамваи и рельсы убрали, а жаль.
 В крепости стоял полк связи, антенны были везде, на воротах часовой,но ловить рыбу с берега вокруг крепости не запрещали.
   Площадь в центре носила название "Красной", там же установили, не помню в каком году, памятник В. И. Ленину, который и по сей день несёт свою историческую миссию.
   Помимо обучения в школе меня определили в музыкальный класс игры на аккордионе  при доме офицеров, занятия были индивидуальные, платные.
Нотную грамоту я  так и не освоил, а вот на слух подбирал любую мелодию, чем, собственно говоря, грешу и до сего дня.   
 Преподаватель Владимир Иванович играл ветуозно, например, мелодию карусель, но грешил по спиртному делу, у него я встречал в собутыльниках артистов: Олега Стриженова, Валентина Зубкова,  в те времена в Выборге возле крепости снимался фильм "Северная повесть".
 Время шло, я взрослел от года к году, из октябрят, был принят в пионеры, затем в 16 лет в комсомол.
Проявлял порою излишнюю принципиальность, которую приходилось отстаивать на кулаках. В "Спартаке" начал заниматься боксом, помню свой первый и последний бой на ринге, когда мне сломали носовую перегородку.
 Подростки группировались на улице, особых вождей не было, но мазу держали братья Штрахи.
  Стайки девчонок и мальчишек сновали по ул. Ленина от рыночной площади до Красной и обратно. Ещё был стадион, где я на коньках пробежал 10000 м. без особой подготовки в мороз, спина болела неделю.
  Был рейд на рыбалку на баркасе шестивёсельном  ялике с мотором, когда шторм бросал его на камни, от чего загнуло водозаборную трубку, нарушив охлаждение мотора, пришлось лезть в воду и исправлять ситуацию в шторм. Да, подвиг с безрассутством всегда сопровождал меня.
   Нас разыскивали спасатели в Выборгском заливе, но всё закончилось благополучно, вернулись, хотя и без рыбы.
  Симпатии к девочкам стали проявляться отчётливее, моя мама следила за моим половым воспитанием, но улица делала своё дело. ,
  А После 8 класса меня определили в другую школу одинадцатилетку N 13, где я проявил себя во многих ипостасях, был любимцем учителей, участвовал в математических олимпиадах, представлял нестандартные решения. Учителя: Вера Павловна, Галина Ивановна продолжали переписываться со мной, и после моего отъезда, интересовались судьбой, были уверены в моём становлении, говорили мне, что им со мной интересно.
  Из одноклассников, дружил с молодым поэтом Николаем Линёвым, его стихи печатали, Валерой Лобановым, Еленой Францевой, но время и расстояния, после моего убытия из Выборга, сделали своё дело.
  Кто меня поразил больше всего? Мой одноклассник Славка Яйцевский, который при встрече, через много лет, сказал мне, что брал с меня пример и это помогло ему найти своё место в жизни.
  Знаю многих выборжан, кто в одно и разное со мной время обучались в ВМА им. Кирова, стали военными врачами и нёсли боевую службу, например, Костя Алканович и его младший брат, Мишка Шиферсон...

Город маленький, его можно обежать меньше чём за час, но он оставил в моей жизни неизгладимый след.
 16.08.23


Рецензии