Интеллигентность - признак русскости
Что значит быть русским? Достаточно ли для этого родиться в России? Или необходимо, чтобы и папа, и мама, и дедушки, и бабушки были русскими? Каковы признаки этой самой русскости, помогающие отличить русского человека от всех остальных?
Для многонациональной России вопрос вовсе не праздный. И ответ на него важен не только казахам, чеченцам, евреям, армянам, корейцам и т.д., всем, кто сегодня живет и в будущем намерен жить в России, а, прежде всего, самим русским.
«Нам нужен проективный образ, вглядываясь в который мы могли бы понять себя, т.е. актуализировать и рационально воспроизвести заложенную в нас наследуемую схему развития. Так давайте же попробуем вспомнить себя. Вспомнить и обрести искомую идентичность. Из русского чего-то, сделаться просто кем-то. Прекратить прилагаться к чему угодно и начать существовать. Что для этого нужно? Только одно — адекватный образ, аналог, матричная форма, в которую может воплотиться, в которой может быть воспринят, понят и прочувствован носитель «русскости»[1].
Русским можно быть по крови, а можно по духу. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Д. Тухманов, М. Магомаев и многие-многие другие по крови русскими не были, но каждый из них вклад в русскую культуру внес не меньший, чем миллионы чистокровных русских, питающихся их духовным наследием.
В России достойны любви ее природа, остатки сохранившейся самобытности и культура. Природа с каждым годом все больше уступает свое очарование ненасытным мира сего, самобытность можно встретить, но только в глубинке, а вот культура проявляется благодаря своим носителям. Это не только авторы произведений, но и их читатели, зрители, поклонники. Они могут быть представителями не творческих профессий и даже стопроцентными технарями, но всех их объединяет стремление постичь, познать, прочувствовать. А еще — манеры, стиль поведения, образ жизни. Они не шумят, не хамят, не наглеют, считаются с интересами окружающих, ответственны,… одним словом, — интеллигентны.
Вот эти люди и есть то лучшее, что есть в русской нации. Вот из-за них многие, и не только русские, любят далекую от совершенства Россию. И, если бы интеллигентных людей в России было больше, больше было бы в ней порядка, гармонии, любви и красоты.
«Понимание русскости в современных культурологических исследованиях во многом совпадает с тем, что было обозначено религиозными философами прошлого. Подтверждающим материалом могут служить, например, тезисы многих докладов научной конференции “Русская культура и мир” (Н. Новгород, 1993), в которых понятие русскости расширяется и дополняется таким набором признаков, как безмерность, жизнь не по телу, а по духу; соборность; отзывчивость, мудрость, терпимость и открытость, искренность, доверчивость, самоирония и даже “самоедство”»[2].
Ну, а разве «...соборность; отзывчивость, мудрость, терпимость и открытость, искренность, доверчивость...» не есть признаки интеллигентности[3]?
А тот факт, что интеллигентность русских не столь очевидна, как, например, педантизм немцев, объясняется тем, что в отличие от педантизма в Германии, интеллигентность в России все семьдесят лет советской власти подвергалась дискриминации.
Почему, с одной стороны, любима, а, с другой, — гонима?
Потому что в совокупность качеств, ее образующих, агрессия, коварство, подлость не входят. Поэтому, над носителями интеллигентности издевались все, кому не лень. И русские тоже. Но не те русские, которые впитали русский дух и русскую культуру, а остальные. Особенно преуспели прислуживающие находящимся у власти.
Представители других национальностей, проживающие в России, невольно, подсознательно «приспосабливаясь» к русским, ведут себя не как-нибудь, а интеллигентно. И это, кстати, является одной из причин существующего мнения, что евреи более интеллигентны, чем русские. На самом деле, они более чувствительны к тому, на что есть спрос, и более эластичны в своих предложениях.
Нередко вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» называют извечными для России. Но так ли это? По крайней мере, на второй из них ответ давно существует. Кто виноват в том, что свершилась т.н. «Великая Октябрьская»? А кто виноват в развале Союза? Естественно, — интеллигенция. И кто ж этого не знает? Не рабочие и крестьяне, а подлые интеллигенты надели сюртуки с заплатами, свергли временное правительство и на пролетариев все свернули. А рабочие и крестьяне никогда такого делать не стали бы, они хорошие, умные, все понимают, знают, что делать и, главное, … едва ли не наперед знают, кто виноват. Хотя на самом деле глупо винить интеллигенцию в ее стремлении изменить жизнь к лучшему, а уж интеллигентность тем более.
Иногда встречается недоумение, почему космические просторы русские покорить сумели, а сделать приличный автомобиль не способны. А чего тут непонятного? В космической отрасли в основном работали люди интеллигентные, а во всех остальных отраслях – разные.
Или почему такое замечательное качество, как чувство собственного достоинства явилось причиной столь серьезных обвинений представителей интеллигенции в отрыве от собственного народа? Дело в том, что чувство собственного достоинства (гордость) очень тонкое, трудно постижимое, поэтому далеко не всеми хорошо осознанное понятие. Вся сложность состоит в том, что оно очень близко соседствует и поэтому путается с другим понятием – чувством собственного превосходства (гордыней). В результате такой путаницы вместо интеллигентности у человека нередко формируется псевдоинтеллигентность, которая имеет обыкновение проявляться в высокомерии, заносчивости, снобизме, чванстве, цинизме и т.п. Понятно, что перечисленные качества не способствуют сплочению, созданию творческой обстановки, созиданию, результативности взаимодействия. Самое безобидное следствие из всего этого в том, что
«… русский человек сегодня никого не слушает, кроме себя самого»[4].
А неспособность слушать и слышать имеет, в свою очередь, целый ряд последствий, невыгодно отличающих успехи России в экономике от достижений наших современников в других странах.
В результате высокомерного отношения к соотечественникам, не каждый русский способен признать, что Родину, как и мать, хоть глупую, хоть больную, хоть нищую, не любить нельзя. Можно не восторгаться, можно не гордиться, можно, не желать ее такой, но не любить нельзя. Какой бы она ни была.
Не каждый русский способен, также, признать несостоятельность своих аргументов, правоту собеседника, в результате чего умные люди вместо стремления, готовности и способности приходить к согласию, демонстрируют никому не нужную эрудицию.
Проблема российской несговорчивости наталкивает на мысль: Поскольку интеллигентность при всей своей привлекательности для русского человека является причиной его же собственной несостоятельности, не следует ли от нее отказаться? Отказаться, а вместо нее внедрить в наш менталитет какой-нибудь другой комплекс, - консерватизма, педантизма, предприимчивости, или какой-нибудь иной?
Может быть, такая идея кому-то покажется привлекательной, но:
Во-первых, комплекс интеллигентности формировался в русском менталитете веками, и отказаться от него будет нелегко.
Во-вторых, внедрять чтобы то ни было инородное - дело абсолютно бесперспективное и есть масса примеров, подтверждающих безуспешность подобных попыток.
В-третьих, совокупность качеств, образующих комплекс интеллигентности, вполне может быть дополнена качествами конструктивного, созидательного и даже синергетического характера. Но добиться этого можно лишь осознанно.Практически реализация такого подхода требует инвентаризации качеств, образующих интеллигентность, их осознание, осмысление, оценку, расстановку по приоритетам и целенаправленную популяризацию.
____________________________
1. Медведев В.А. Проективные образы национальной идентичности: русскость как трансовое (сновидческое) состояние.
2. Фархутдинова Ф. В. Такое простое и понятное слово, - русский…
3. См. сб. "Составляющие интеллигентности".
4. Данилов Д. Особенности национальной идентичности.
Олег Михайлов
20 января 2012 г.
Ист.: https://narusin.ru/sign-ntelligence/
Свидетельство о публикации №223082101419