Ранее неизвестные сведения о подношении Шамхалом

Ранее неизвестные сведения о «подношении» Шамхалом местной девушки Надир-шаху (1743).

В книге автора А.Н. Козловой «Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» [«Мироукрашающая история Надира»], 2011 г.»), представлен перевод с персидского языка на русский 19 глав из трехтомного сочинения персидского автора XVIII века Мухаммад-Казима, относящихся к истории Дагестана, Ширвана и Лезгистана. Расшифрованы и прочитаны тексты, написанные трудночитаемым почерком наста‘лик начала XVIII века. Труд Мухаммад-Казима является практически единственным письменным источником по истории Дагестана того времени и содержит богатый материал, позволяющий осветить ряд сторон жизни народов Дагестана первой половины XVIII века и их борьбу с Надир-шахом (1736–1747). В данной работе мы можем наблюдать также весьма интересные факты, отдельных взаимоотношений местных князьков с самим Надир-шахом, в частности упоминается весьма любопытные детали подарка Шамхалом молодой лезгинской [дагестанской] девушки Надир-шаху, в качестве «подношения».

Мухаммад-Казим, пишет, что после подчинение страны Дагестан, породнение лезгинского шамхала с сахиб-кираном эпохи, возвращение в Ширванскую область, в течение двух с лишним лет в дагестанских краях провел несчетное число сражений с лезгинским племенем и произвел множество убийств и грабежей. [Лезгины] бежали из своих мест и прятались в неприступных горах и укреплённых местах. Лезгинский шамхал [имеется в виду шамхал Адиль-Гирей Тарковский. В 1718 г. принес присягу на верность Петру Великому посодействовал походу 1722 г., но позднее восстал против русских. В 1725 г. он был сослан в Лапландию, а титул шамхала упразднен. Звание это было восстановлено Надир-шахом и пожаловано сыну сосланного Хас-Пулад-хану], полновластный владетель и правитель той страны, увидел упомянутое сборище людей [лезгин] бессильными, а себя со всех сторон погруженным в пучину несчастья. Поневоле [он] с группой военачальников и предводителей племен, с большими подношениями и подарками направился к победоносному сахиб-киранскому стремени. Когда весть о прибытии шамхала дошла до слуха сановников вечного государства, несколько человек из предводителей победоносной ставки вышли его встречать. С большим почтением [шамхал] приблизился к небесноподобному порогу. Когда [шамхал] получил приём в том небесноподобном дворе, всемогущий хакан проявил по отношению к нему должное внимание и безмерную благожелательность. Он поставил ему [шамхалу] шатер около шатра Имам-Кули-Мирзы, своего сына. После того как в течение нескольких дней, утром и вечером, видел [шамхал] безграничные милости и ласки уникума эпохи [Надира], он послал во все концы Дагестана людей [с приказом]: пусть все непокорные вожди племён и старейшины каждого округа прибудут к победоносному стремени, и они удостоятся шахиншахских милостей Сурхай-хан боялся за свои дела и поступки, очень сожалел о них и стыдился их, поэтому он послал письмо к высочайшему двору [с признанием] своей вины. С письмом он отправил своего сына Муртаза-Али, с ним же послал десять харваров зерна и три тысячи мулязимов для стремени [Надира].

Хакан эпохи освободил его [Сурхая] от необходимости личного прихода и послал ему лошадь и падишахскую одежду. Когда со всех краев и концов все лезгинские предводители прибыли в благословенное присутствие (к Надиру), а те, кто бежал в горы, вернулись в свои родные места, шамхал спросил слуг высочайшего порога:

«Поверил ли его величество сахиб-киран нашему повиновению и подчинению и успокоился ли? Или в августейшей душе все еще осталась печаль?».
Сановники сказали:

«Если вы будете спокойны, несомненно, и шахиншах будет спокоен».
Шамхал сказал:

«У сего ничтожества есть непорочная дочь, умоляю, пусть шахиншах эпохи возьмет её в жены для одного из своих слуг (гулямов), чтобы дела этих двух стран стали едины».

Сановники сахиб-кирана доложили об этом у подножия халифского престола. Высочайшая особа (Надир) принял это предложение и сказал:

«Хотя шамхал проявляет малодушие и дарит свою дочь гулямам порога, который является местом поклонения султанов, но по надировскому великодушию и милосердию его дочь наше августейшее величество возьмет себе в жены и сделает её знатной госпожей».

Доброжелательные сановники эту радостную весть довели до слуха шамхала. Целый мир радости и целый свет веселья охватил падишаха Дагестана, [и он] решил выбрать пять-шесть тысяч из лезгинских предводителей, кадхуд и маликов, чтобы они сопровождали дочь, и просить [Надира], чтобы группа служанок шахиншахского гарема также сопровождала тех людей. Хакан-мирозавоеватель направил в те края несколько седовласых служительниц гарема, почетных машатэ [женщина, занимающаяся причесыванием, одеванием и т. п. других женщин], евнухов со многими тканями и бесчисленными драгоценными украшениями, достойными падишахов и знатных лиц. После их прибытия в те края по приказанию шамхала стали приходить все непокорные предводители племен Кумука, Киака, Гянджи, Аварии, Табасарана вплоть до границ Татарии и до краев Фаранга, которые жили в горах, пещерах и на [прибрежных] островах, группа за группой, край за краем, община за общиной. По обычаю племени они оставляли свои подношения и подарки, гостили две-три ночи и возвращались к своим местам. В течение двух месяцев все предводители побывали [у шамхала] и вернулись. За это время было подготовлено приданое девушки, и со всеми почестями и соответствующим почетом она прибыла в высочайший лагерь.

Ту упомянутую лезгинскую девушку повели в личный шатер Надира. Его величество мирозавоеватель осчастливился воссоединением с той дагестанской царевной. На следующий день [Надир] удостоил всех лезгинских предводителей и племенных вождей шахской милостью и подарками. Когда истекло время наслаждений, сахиб-киран эпохи взял примерно двенадцать тысяч мулязимов стремени из того племени, а [лезгинских] пленных, захваченных победоносными воинами за это время, освободил. Он написал указ об управлении и владении [Дагестаном! на ответственность и попечение шамхала.

Во время приема он [Надир] так наказал ему:

«Мухаммед-Али-хан Кырхлу афшар оставлен сердаром Ширвана, Дагестана и Дербента. Я же направлю знамена мирозавоевания в сторону государства Рум с целью подчинения той страны. Если кто-либо в этой стране (Дагестане) не станет подчиняться и повиноваться, не следует допускать оплошности в его наказании».
Короче говоря, [Надир] дал ему (шамхалу) много поручений. По отдельности [Надир] вызывал всех предводителей тех племен и говорил:

«Так как люди Джара и Теле по небесному предопределению и божественной судьбе убили моего брата Ибрахим-хана, мы также [хотели] погубить [людей] той страны и разрушить Дагестан. Однако во всех отношениях будьте спокойны и служите, так как мы умыли руки от кровной мести за своего брата».
Обнадежив и успокоив тех людей, [Надир] отпустил их. Хакан-мирозавоеватель после трёх лет пребывания в Дагестане в 1156 г. х. / 1743–44 г. вышел из Дагестана и направился [букв, «направил поводья движения»] в сторону Шемахинского края.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Козлова А.Н. Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» («Мироукрашающая история Надира»). Махачкала: Издательство ДГУ, 2011. С. 80–82. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35GUhA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии