Примеры интеллигентности, достойные восхищения

«Ничего не изменится, пока мы не научимся как-то поступать с волосатой, мрачной, наглой, ленивой и хитрой обезьяной, которая сидит внутри каждого из нас» (Борис Стругацкий).


Всем нам хорошо известны понятия «красота природы», «грациозность походки», «великолепие актера». Все они относятся к категориям, называемым эстетическими. Вместе с тем, мы редко задумываемся о том, что мысли, взгляды, поступки, поведение, жизнь человека в целом обладают не только этическим, но и эстетическим потенциалом и тоже способны быть красивыми, грациозными, великолепными и т.п. Иными словами, любой человеческий поступок, вызывающий восхищение, признательность, уважение в обществе, основанном на идеалах русской культуры, может служить примером интеллигентности.

Таких примеров очень много. Ведь каждый поступок, в котором проявляются качества, определяющие понятие интеллигентности, можно рассматривать как пример интеллигентности.

Вот некоторые из них, относящиеся к персоналиям русской интеллигенции:

Пример благородного поступка, совершенного гимназистами, и верности данному слову вспоминал Константин Паустовский:

«Перед экзаменами в саду была устроена сходка. На нее созвали всех гимназистов нашего класса, кроме евреев. Евреи об этой сходке ничего не должны были знать.

На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет.

Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после, когда были уже студентами университета. Сейчас я нарушаю эту клятву, потому что почти никого из моих товарищей по гимназии не осталось в живых»[1].

Следующие два примера свидетельствуют о порядочности и человечности великой Любови Орловой:

«Орлова не умела зубами вырывать у других роли. Для своего статуса она играла очень мало — всего пару спектаклей, но не ходила к главному режиссеру и ничего не требовала. Главной роли в спектакле «Нора» Орлова лишилась по причине возраста. Вместо нее сыграла Ия Саввина. Любовь Петровна смолчала и тут, более того, на премьере Саввиной вручили роскошный букет от Орловой»[2].

«Евгений Стеблов вспоминал, что как то, рабочий сцены театра справляя свой юбилей, пригласил на него не только своих родственников, но и всех ведущих актеров. Так вот, из них пришла только Любовь Петровна Орлова»[3].

Поступок Кирилла Лаврова является примером потрясающей, — вплоть до самоотречения, — преданности:

«Тот факт, что он погребен не на самом престижном кладбище Петербурга — я имею в виду Богословское кладбище — это очень характерный штрих для его образа. Да, конечно, он как мастер культуры должен был бы быть погребен в Александро-Невской Лавре, на Тихвинском кладбище, на так называемом, «некрополе искусств», рядом со своим учителем Георгием Товстоноговым. Но он выразил в своем завещании желание быть погребенным рядом со своей супругой, умершей за несколько лет до этого, и похороненной на Богословском кладбище. И то, что он предпочел еще при жизни семейную верность «посмертному престижу», о многом говорит»[4].

Следующий эпизод красноречиво свидетельствует о щедрости и находчивости Ростислава Плятта:

«… в СССР был период, когда в организациях обслуживающих граждан: парикмахерских, ресторанах, банях и других висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, всегда говорил, кивая на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». А рассчитавшись и добавив сверху щедрые чаевые, спрашивал: «Скажите, я достаточно оскорбил ваше достоинство?»[5].

Факты, говорящие о смелости и мужестве Владимира Спивакова:

«Глядя на его интеллигентное лицо, и не скажешь, что он два раза был замешан в громких драках. Однажды поколотил пьяного хулигана на борту самолета из Буэнос-Айреса в Рио-де-Жанейро. Чуть позже, возвращаясь из парижской квартиры Ростроповича и Вишневской, он дал отпор ночным грабителям. После этого он два месяца ходил в корсете, так как у него были повреждены ребра»[6].

Поступок, подтверждающий наличие у актера Александра Михайлова несокрушимой твердости и решительности:

«Вижу — «пастырь» меня вообще не слушает: напирает безостановочно. А в углах губ у него появляется белый налет — как у бесноватых это бывает. Тогда я говорю: «Стоп, ребята! Посидите…». Иду в спальню — у меня там двустволка под кроватью. Достаю ружье, беру два патрона. Возвращаюсь к ним и начинаю заряжать у них на глазах… Вскочили оба! Как ошпаренные.

И я говорю переводчику:

— А теперь переводи все дословно: «Я — православный. И хотя в Библии сказано, если ударили тебя по правой щеке, подставь левую, но есть там и другие слова, которые в современном переводе почему-то исчезли: возьми меч в руки своя, дабы защитить веру отца своего! И я сейчас защищаю не себя, не своего сына, но веру своих отцов. А теперь — вон отсюда! И если вы еще раз подойдете не к моей квартире даже, а только к моему дому — я нажму вот эти два курка. И Бог мне будет судья»[7].

А Евгений Примаков своим поступком продемонстрировал присущие ему вежливость и высочайший уровень культуры:

«Тогда он чувствовал себя уже не очень хорошо. Было холодно, он надел пальто, вышел в холл, где к нему подлетели несколько ребят из нашей хозяйственной службы и стали тараторить: «Ой, Евгений Максимович, а как вы поживаете? А можно с вами сфотографироваться? А разрешите вам руку пожать… » Он сказал: «Да, конечно». И не только сделал этот снимок, но и предварительно снял с себя пальто и попросил меня его подержать. Вы понимаете, он его надел-то с трудом: руки уже тяжело поднимались. А тут вдруг начал раздеваться ради снимка. Мы его убеждали, что мороз, что пальто надо оставить, а он в ответ: «Ну как же. Это неуважение к людям. Они без пальто, а я одет. Давайте-ка сфотографируемся как следует, и у них останется хорошая память».

С таким же трудом он оделся, и мы ушли. Это был рыцарь наших дней. Интеллигентный такой шевалье»[8].

Свидетельство великодушия и тактичности неподражаемой Майи Плисецкой:

«Вот я работаю в одной из столичных редакций и вижу ее снова.

Постаревшую, да, но совершенно не растерявшую и достоинство, и грацию, и осанку, и потрясающий аристократизм. Актриса! Великая! Одна из немногих, кому, действительно, подходит это определение.

«Не понимаю, — говорит она, — когда вместо звонков на телефоне устанавливают мелодии из классики».

И я киваю, и именно в этот момент мой мобильный предательски сигнализирует мне о вызове самой известной темой из «Лебединого озера».

Я краснею, как рак. А она улыбается, но так, как будто ничего не произошло, как будто не было ни ее слов, ни моего телефона.

Интеллигентность, которую редко встретишь…»[9].

Следующий пример подтверждает наличие у Олега Басилашвили безмерной скромности и необыкновенной совестливости:

«Про него говорят, что он вспыльчив, но отходчив, что безмерно интеллигентен и скромен, что лишний раз никогда никого не побеспокоит ради своего благополучия. Как-то осенью Олегу Басилашвили пришлось терпеть холод в своей квартире — коммунальщики отключили его дом от горячего водоснабжения. Актёр буквально замерзал дома, он ходил в квартире в тёплых свитерах, но всё равно заболел. В конце концов, его дочь обратилась через СМИ к этим самым коммунальщикам. Удивительно, но вопрос был решён буквально в один день. «Мне очень неудобно, что из-за меня переполошили столько народа», — скромно сказал тогда Олег Валерьянович»[10]. 

Несколько строк о деликатности и великодушии Антона Павловича Чехова:

«… естественное, бытовое проявление интеллигентности — это: «Я мешаю… вам спать… простите, голубчик…» (замученный кровохарканьем Чехов — студенту Александру Тихонову-Сереброву, услыхавшему — через стенку — мучительный кашель)»[11].

В мудрости и изобретательности Самуила Маршака можно убедиться не только с помощью его произведений, но и благодаря следующему воспоминанию:

«Вадим Собко, известный в послевоенные десятилетия украинский прозаик, рассказывал мне, как в пятидесятые, довольно крутые годы ему довелось побывать в Стокгольме в составе советской делегации. В делегацию входил и Самуил Маршак, замечательный детский писатель и переводчик. Собко вспоминал, как его поразило, что человек, которого он привык считать классиком и умницей, заорал, войдя в номер: «Я вас не боюсь, фашистские сволочи! Все равно коммунизм победит!» Так как для интеллигентного еврея Маршака такое поведение было по меньшей мере странным, Собко решился спросить его во время одной из совместных прогулок, неужели тот и вправду верит, что шведские фашисты установили пункт наблюдения за ними, двумя писателями из СССР, в стокгольмской гостинице.

После паузы Маршак пожал плечами: «Я давно уже не бывал за границей. А вдруг КГБ захотело проследить и подслушать, как я себя веду?»[12].

В этом поступке проявились гражданская ответственность и отзывчивость Андрея Дмитриевича Сахарова:

«В 1969 г. А.Д. Сахаров передал почти все свои сбережения (139 тыс. рублей) на строительство онкологической больницы и в Красный Крест»[13].

Образцом самоотверженности и профессиональной доблести навсегда останется для нас поступок Леонида Рошаля:

«Более 900 человек в зале, оказались в заложниках у 40 террористов. День 23 октября 2002 года вошёл в историю как теракт «Норд-Ост».

Леонид Рошаль приложил все усилия, чтобы помочь заложникам. По собственной инициативе он прошёл в Театральный центр и предложил хирургическую помощь террористам и захваченным людям»[14].

Чувства глубочайшей благодарности учителю и сопричастности к памяти о нем проявил своим поступком Мстислав Ростропович:

«На свои собственные деньги он выкупил квартиру своего учителя Шостаковича. Устроил музей… У нас в стране, к нашему стыду, не было музея Шостаковича. Только благодаря Ростроповичу он есть»[15].

Урок автономии (независимости мысли) и целостности можно получить у Корнея Чуковского:

«В период гонений на Зощенко близкие друзья переходили на другую сторону улицы, чтобы с ним не здороваться. А Чуковский буквально умолял Зощенко приехать в Переделкино, пожить у него. Делал он это потому, что был интеллигентом дореволюционной складки»[16].

А в этих словах, написанных и спетых Игорем Тальковым, отражены честность и принципиальность их автора:

«Но не предан земле тиран, объявивший войну стране
И не видно конца и края, этой войне»[17].

О доброте и заботливости Георгия Вицина:

«… все бездомные животные, жившие окрест дома на Староконюшенной улице, где последние годы провел Вицин, точно знали, когда он выходит на прогулку, и в «назначенный» час собирались около определенной лавочки – и голуби, и кошки, и собаки. Птиц Георгий Вицин кормил с утра – брал кулек с пшеном и хлебными крошками и в любую погоду шел гулять. Собакам и кошкам «носил обед» ближе к вечеру – для них он специально собирал косточки и мясные обрезки, которые ему оставляли в местных магазинах»[18].

И, наконец, пример, подтверждающий, что Анатолий Кони был не только справедливым человеком, но и обладающим незаурядным чувством юмора:

Однажды подсудимого хотели обвинить в воровстве на основании того, что в его сумке был обнаружен воровской инструмент. На что Кони заявил: «Тогда и меня судите за изнасилование»[19].

Таким образом, если свои надежды на спасение мира мы возлагаем на красоту, красота упомянутых поступков оправдать эти надежды наверняка сумеет. О том, как это работает, находим в словах философа:

«Важно понять, что любой наш шаг, любой поступок, любое произнесенное слово, с одной стороны, воспроизводит, а с другой – задает социокультурные образцы, представляя собой акт жизни Культуры. Все, что делается, делается так или иначе в контексте существующих образцов, а все, что сделано, высказано, записано, стало прошлым, входит в свою очередь в универсум Культуры, приобретает функции образца и определяет в той или иной степени дальнейшую жизнь людей. Интеллигентен тот, кто понимает это и осознает свою ответственность.

Очевидно, что это не связано с разделением труда, с обязательной принадлежностью к элите художников, писателей или ученых. Каждая прожитая жизнь, т. е. цепь поступков, решений и заблуждений, становится достоянием культуры и представляет социокультурную ценность. …

Итак, интеллигентность – это ответственность перед Культурой в плане воспроизведения ее позитивных образцов, позитивного опыта, осознание того, что самим фактом своих поступков мы даем интерпретацию «метафор» прошлого. И это касается всех сторон нашей жизни, включая чисто бытовые и тривиальные акции»[20].


___________________

1. Белага Л. Константин Паустовский — неизвестное // la-belaga.livejournal.com.
2. Актриса Татьяна Бестаева: «Чтобы выглядеть презентабельно, Орлова брала вечерние платья и манто напрокат» // lubov-orlova.ru.
3. Михаил Устинов «Быть Любовью Орловой — очень трудно» // zen.yandex.ru.
4. Протоиерей Беловолов Г. «Кирилл Лавров явился выразителем народного идеала праведника» // ruskline.ru.
5. Как Ростислав Плятт оскорблял достоинство советского человека // mydinasty.com.
6. Сыкова Т. Самые интересные факты о Владимире Спивакове // volgograd.kp.ru.
7. Михайлов А. Личное дело // royallib.com.
8. Статс-секретарь, заместитель председателя Банка России Александр Торшин — о последней встрече с Евгением Примаковым // life.ru.
9. Композитор Ариф Меликов: Майя Плисецкая была эпохой в русском балете // vestikavkaza.ru.
10. Оберемко В. Питерский интеллигент из Москвы. Характер и роли Олега Басилашвили // aif.ru.
11. Станислав Рассадин об интеллигентности // vsilvestrov.livejournal.com.
12. Коротич В. Зал ожидания // libertypublishinghouse.com.
13. Фокина О. Личность и судьба А. Д. Сахарова // proza.ru.
14. Рошаль о теракте «Норд-Ост»: Мой долг ; помогать всем на поле битвы // epochtimes.ru.
15. Подборка материалов о Мстиславе Ростроповиче Екатерины Латиновой // konkurent-krsk.ruТальков
16. Филиппов А. Филолог Евгения Иванова: «Самыми стойкими защитниками и «лоббистами» Чуковского были дети, которые полюбили его раз и навсегда» // portal-kultura.ru.
17. Тальков И. Я вернусь // teksty-pesenok.ru.
18. Наседкина А.В. Король комедии // biblioair.blogs.donlib.ru.
19. Господин Закон. Случаи из практики юриста Анатолия Кони // ria.ru.
20. Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана // brskrsnv.narod2.ru).

Олег Михайлов
23 марта 2020 г.

Ист.: https://narusin.ru/primer-intelligentnosti/


Рецензии