Имел ли отношение Давуд-хан ал-Мушкури к области Д

Имел ли отношение Давуд-хан ал-Мушкури к области Джар-Тала (1749)

В книге автора А.Н. Козловой «Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» [«Мироукрашающая история Надира»], 2011 г.»), представлен перевод с персидского языка на русский 19 глав из трехтомного сочинения персидского автора XVIII века Мухаммад-Казима, относящихся к истории Дагестана, Ширвана и Лезгистана (написан в период 1163–1166 г. х. // 1749/50–1752/53 г.). Труд Мухаммад-Казима является практически единственным письменным источником по истории Дагестана того времени и содержит богатый материал, позволяющий осветить ряд сторон жизни народов Дагестана первой половины XVIII века и их борьбу с Надир-шахом (1736–1747). В данной работе мы можем наблюдать также весьма интересные детали, касающиеся деятельности такой личности как ал-Хаджжи Давуд-хан ал-Мушкури (1680–1735).

Сведения о Дагестане находятся во всех трёх томах «Наме-йи Аламара-йи Надири» Мухаммад-Казима. 1-й том содержит сведения от рождения Надира и заканчивается большим собранием в Муганской степи, на котором Надир был выбран шахом. Первые сведения о Хаджи-Дауде и Сурхае даются в главе, где говорится об упадке Сефевидского государства и о мятежах в различных концах страны. В это время, как пишет Мухаммад-Казим, ал-Хаджжи Давуд вошёл в союз с лезгинским Сурхаем, захватил Ширван у кызылбашей и по приказу турецкого султана стал правителем этого края. Дословно Мухаммад-Казим в тексте называет, ал-Хаджжи Давуд-хана ал-Мушкури человеком «[неким] по имени Хаджи Дауд из Джара и Теле [который] вошёл в союз с лезгинским Сурхаем и, отобрав Ширванское государство у кызылбашских племён, по приказу правителя Турции стал полновластным правителем того государства».

Здесь областью «Джар и Тала» понимаются исторические южнодагестанские земли, ныне располагающиеся на территории Закатальского района современного Азербайджана. Сообщение о том, что, «Хаджи Дауд из Джара и Теле» является весьма любопытным, и особенно, если его рассматривать в контексте сообщения турецкого разведчика ‘Али-бея Бадр ад-дин-заде от 1723 года, о том, что «и поныне упомянутый Давуд-хан является владыкой Ширвана и правит знатными людьми Джара…».

Известно, что ‘Али-бей Бадр ад-дин-заде был чиновником высшего ранга административной единицы Зарушад Карской провинции Османской империи. Его сочинение «Каиме» (тур. «Повествование») — это сведения о Персидском государстве, подготовленные по поручению Высшего совета (Диван) Османской империи. Пространный текст секретного донесения, относящегося к 1723 году, был впервые опубликован в научных записках филологического факультета Эрзрумского университета имени Ататюрка в 1976 году. Приведём фрагмент из этого весьма ценного документа:

«Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан из Шамхальского вилайета, который находится у подножья горы Албуруз (Эльбрус), издавна населенной лезгинами, страстно желая присвоить богатую добычу, имеющейся у вышеназванных лиц, и жаждая, обещающего рая лучезарной священной войны (газа), явились со свыше двадцатью тысячами пешими и всадниками из кумыков и прочих лезгин, и лезгинами Джара в эялет Ширван — в благословенную землю, где проживают сунниты — который испокон веков является источником знаний и краем ученых из этой области распространялись на всю страну знания. Установили они здесь союз и достигли единогласия со здешними мусульманами-суннитами, и неоднократно разрушали деревни злопутных еретиков в эялете, грабили их, убивали должностных лиц, а женщин уводили с родных мест. Наконец, в [I]132 году, в пятнадцатый день благословенного месяца раджаб, в ночь благопожелания [23–24 мая 1720 г.] они захватили крепость Шемаху [арестовали] правителя области ал-Хусайн-хана, убили его детей и родственников, полностью ограбили в упомянутом городе постоялые дворы, рынки, дома, дворцы, имущества местных жителей, купцов и торговцев.

В упомянутом эялете, в такой же степени обширной, как [эялет] Эрзерум и подведомственные [ему земли], [Сурхай Мустафа-бей Кумыклы и Уцмий Ахмед, султан] не пощадили просящих помилования шиитов и искоренили их род. А община суннитов хоть и представлена лезгинами, выбрала каим-макамом Эльхадж Давуд-бея, который с давних пор постоянно проживает в нахийа Мускур, находящегося в районе пристани Ниязова. Лезгинские беи же [после выбора каим-макама] вернулись со своими людьми в свои края. И поныне упомянутый Давуд-хан является владыкой Ширвана и правит знатными людьми Джара, а купцы и торговцы, будучи в период его правления в спокойствии и безопасности, идут туда и обратно… После захвата Шемахи, лезгины и сунниты, оставшиеся в вилайете Аджем, осадили и город Гянджа; а когда сыновья Цахурского бея Али-Султана и двести его людей обнажили мечи и ворвались во внутрь Гянджи, некоторые двуличники, находящиеся среди них, оповестили глав шиитов [о нападении]. Те же, создав укрытия в тайных кварталах [города], некоторое время скрывались в защищенных местах и были наготове…».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Козлова А.Н. Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» («Мироукрашающая история Надира»). Махачкала: Издательство ДГУ, 2011. С. 22; 26; 110. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35GUhA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.08.2023). — Яз. рус.

2. Мамедов Г.М. «Кайме» Бедредди заде Али-Бея (статья 1) // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, №3. 1988. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/hCLSm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.08.2023). — Яз. рус.

3. Мухаммад Казим. Мироукрашающая Надирова книга. Наме'йи 'Алам Ара-Йи Надири. Предисловие // Туркменистан и туркмены в первой половине XVIII в. (по данным сочинения Мухаммеда Казима «Наме-йи алам ара-йи Надири»). Ашхабад. Ылым. 1980. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kazim_2/framepred.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии