Абд ал-Хамид-эфенди ал-Ухули - мусульманский богос

‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Ухули — мусульманский богослов, каллиграф

‘Абд ал-Хамид-эфенди б. ал-Хаджжи Мухаммад-эфенди ал-Ухули [аc-Самбури ’ад-Дагистани] (ок. 1800–после 1873) — мусульманский богослов, каллиграф [катиб] из селения Ухул (карйат Укули).

‘Абд ал-Хамид, сын хаджжи Мухаммад-афанди был создателем строительной надписи от 1271/1854–55 г. о ремонте моста. Он родился около 1800 г. и был потомственным представителем мусульманского духовенства Ухула, поскольку в документах он наделяется, как и его отец, духовным званием «афанди». Этим термином в Самурском регионе Дагестана обозначали лишь наиболее образованных представителей мусульманской элиты.

В Посемейном списке сел. Ухул от 1873 г. мы обнаружили сведения о том, что в этом году ‘Абд ал-Хамид-эфенди, как и некоторые другие жители Самурского округа, изъявлял желание переселиться с семейством в Турцию, однако, по всей видимости, в итоге он остался.

‘Абд ал-Хамид-эфенди имел пятерых сыновей: Малла ‘Абд ал-Маджид (ок. 1845–после 1875), ‘Абд ас-Самад (ок. 1850–?), Малла ‘Абд ал-Хай (ок. 1855–после 1875), Малла Сайф Аллах (ок. 1860–?) и Малла Мухаммад-хаджжи (ок. 1863–?). Последний сын получил предположительно имя деда, поэтому можно предположить, что дед скончался в начале 1860;х гг. Согласно Посемейному списку сел. Ухул от 1886 г. Малла ‘Абд ал-Маджид проживал с 1875 г. в лезгинском сел. Узун-меше (азерб. Uzunmeshe) Кубинского уезда Бакинской губернии [ныне село Узунмеше в Кубинском районе современного Азербайджана]. Сын Малла ‘Абд ал-Хай с 1875 г. проживал в селении Шафили Арешского уезда;Елизаветпольской губернии [ныне село не локализируется].

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-УКУЛИ (арб.), АЛ-УХУЛИ (араб.) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к ныне покинутому лезгинскому селу Ухул (араб. «карйат Укули»; лезг. Угул) Ахтынского района Дагестана. В надписях Ухула зафиксированы два варианта нисбы, обозначающей это селение — ал-Укули и ал-Ухули. Причём если в более ранних надписях первой половины — середины XIX в. применяется форма ал-Укули/Укули, более точно передающая местное звучание названия селения (Угул, Ыгыл), то в текстах конца XIX — начала XX в. каллиграфы стали употреблять вариант ал-Ухули/Ухули. Как и в других селениях региона, в Ухуле зафиксирована практика включения в состав эпиграфических текстов отрывков из Корана, хадисов и поэтических произведений.

Литература

1. Закарияев З.Ш. Арабская эпиграфика дагестанского селения Ухул // Востоковедные полевые исследования. Материалы Всероссийской научной конференции 2021–2022 гг. С. 213; 221. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2023). — Яз. рус.

2. Расулов Р. К вопросу о лезгинских селениях Кубинского района Азербайджана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgigazet.ru/archives/175618, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2023). — Яз. рус.
3. Халилов Аслан Хасы Оглы. Геноцид против мусульманского населения Закавказья в 1917–1920 гг. в исторических источниках. г. Баку., печатается с грифом Азернешра. 2000. С. 61; 73. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35HmC4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 12.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии