Сведения о заселения Ахалцихского пашалыка лезгина

Сведения о заселения Ахалцихского пашалыка лезгинами (1914)

В 1578 г. княжество Самцхе формально было ликвидировано после признания атабагами [второй визирь при царском дворе Грузии] над собой власти Османской Турции. Турецкие власти в 1579 г., отказавшись от всякой формы вассалитета, создали на месте княжества Самцхе-Саатабаго Ахалцихский (Чилдырский) пашалык. Границы Ахалцихского пашалыка в XVI–XVII вв. не соответствовали границам княжества Самцхе-Саатабаго в XV–XVI вв., они были заметно урезаны, т.к. некоторые отторгнутые у Грузии территории были включены в другие турецкие вилайеты: Тортум, Испир, Намерван и Малая Артаани не вошли в Чилдырский вилайет.

Позже, в XVIII в. значительная часть исторической территории Самцхе-Саатабаго вошла в Карсский и Эрзрумский пашалыки, а малая часть осталась в составе Картлийского царства. Однако, несмотря на это, Ахалцихский пашалык по территории, численности населения и значению считался в Оттоманской империи одной из важных административных единиц (по величине был вчетверо больше Карсского пашалыка). С образованием Ахалцихского пашалыка закончилось соперничество за южно-грузинские земли. Во главе края был поставлен атабаг Бека Джакели (дядя последнего христианского атабага Самцхе Манучара), что означало уничтожение атабагства и окончательное утверждение Чилдырского пашалыка. На завоеванных территориях власти Османской империи упразднили грузинскую политическую власть, ввели собственную систему административных отношений.

Как военно-феодальное государство, Османская империя была разделена на вилайеты — военно-административные единицы, неофициально называвшиеся пашалык (по названию возглавлявших их губернаторов — паши). Несколько смежных вилайетов составляли сераскирство, возглавляемое бейлербеем (паша одного из вилайетов). Ахалцихский пашалык входил в состав Эрзерумское сераскирство, однако первое время зависимость паши от сераскира была формальной.

Ахалцихский паша являлся главой края, обладал неограниченной властью, передающейся по наследству. Вновь вступивший на престол ахалцихский паша обязан был брать у султана Османской империи берат — грамоту на управление своими владениями. Берат выдавался и в том случае, когда престол занимал новый султан. Посредником между ахалцихским пашой и султаном являлся сераскир, которому паша в качестве подарка делал денежные подношения. Турецкий султан также регулярно получал всевозможные подарки и деньги. В свою очередь, атабаги приобретали военную защиту османских войск, которые первое время появлялись в крае только по их просьбе. Позже из-за того, что ахалцихские паши старались проводить собственную политику, султан вынужден был держать военные силы, присланные из Анатолии, для укрепления собственной власти в регионе. Одной из функций Ахалцихского паши являлось разведывательная деятельность. В силу особого географического положения Ахалцихского пашалыка (это был пограничный вилайет: с юга граничил с Эрзрумским и Карсским пашалыками, с юго-запада — Трапезундским, с севера — Гурийским княжеством и Имеретинским царством, а северо-востока — Картли-Кахетинским царством и Ереванским ханством) правители следили за политической обстановкой, собирали информацию о взаимоотношениях между соседями, Ираном, Россией и Закавказскими народами и докладывали османскому султану.

Однако из-за того, что ахалцихские паши стремились к независимости, власть султана оказывалась формальной и в силу этих причин султан не доверял ахалцихским правителям. Ахалцихские паши держали при себе наемное лезгинское войско, которое в минуты бездействия, занималось грабежами соседней Картлии.

Вилайет делился на административные округа – санджаки (или ливы). Во главе санджака — санджакбей (позже использовался термин «мутасаррыф»). Санджаки, входившие в вилайет в обычном порядке, стремились к внутреннему иммунитету и к получению мюльк-наме — дарственной грамоте. Санджаки, которые в силу мюлька (вид частной земельной собственности), обладали правом оджаклыка (семейно-родовое владение с налоговым, административным и судебным иммунитетами на условии несения военной службы), боролись за полную независимость. Оджаклыки не могли быть отняты у их владельцев и переходили по наследству из поколения в поколение. Права санджакбея определялись его доходами, регламентированные бератом. Средний санджак состоял из 20-60 деревень. В Ахалцихском пашалыке должность санджак-бея часто передавалась по наследству, ее наследовали семьи Палавандишвили, Эристави, Химшиашвили, Вачнадзе и др., которые стремились выделиться и обрести независимость, что свидетельствовало о слабости центральной власти (на протяжении XVIII – XIX вв. санджакбеи Ахалцихского пашалыка неоднократно наносили поражение паше и его войску). В случае неучастия в походах против Грузии владение могли конфисковать и передать более лояльным представителям того же рода.

В 1587 г. турки решили ввести в регионе собственные порядки управления и с этой целью предприняли перепись населения. В ответ население Самцхе-Саатабаго подняло восстание и вынудило турецкое правительство пойти на уступки: во главе княжества вновь был поставлен христианский атабаг, с которым османские власти заключили договор. В первой половине XVII в. Ахалцихский пашалык состоял из 13 санджаков, во второй половине XVIII в. число санджаков увеличилось до 24. Вся площадь пашалыка занимала 21 950 кв. верст; от него были урезаны верховья рек Куры и Чорохи, то есть территория, равная приблизительно 12 280 верст.

Борьба между Османской империей и Сефевидским Ираном продолжилась и в XVII в. Край неоднократно в начале века переходил под власть Ирана. По мирному договору 1613 г. край был разделен: восточная часть с г. Ахалцихе доставалась Ирану, западная — признавалась турецкими владениями. Однако это не означало окончания спора между двумя державами: Иран не мог выплачивать предусмотренную дань шелками, а Турция не мирилась с потерей восточной части Самцхе-Саатабаго. Это послужило причиной для очередной ирано-турецкой войны 1623–1639 гг. В ходе военных действий турки окончательно захватывают в 1628 г. княжество Самцхе-Саатабаго и по мирному договору 1639 г. Иран признает эту территорию турецкими владениями. После признания Ирана права Османской империи на закавказские страны, турки энергично приступили к введению в Самцхе-Саатабаго своих порядков.

В системе управления были заимствованы элементы турецкой системы. Так, существовал меджлис, в который входили члены семьи паши и руководители отдельных ведомств. Специальный отряд осуществлял охрану меджлиса. Широкими полномочиями был наделен тахте алай-бей, или салахор. По обыкновению, на эту должность султан назначал одного из санжакбея по представлению паши (чаще всего это был один из членов дома паши). В его обязанности входило руководство военными силами, а также замещение паши в случае выезда последнего за границы пашалыка. Местожительство алай-бея с семьей в обязательном порядке — дворец паши. Турецкий султан утверждал и главных судей Ахалцихского пашалыка — кади и муфтий, в обязанность которых входила и разведывательная деятельность.

В своей деятельности они руководствовались нормами шариата и Корана, жестко искореняя местные обычаи. На содержание кади и муфтий выделялись акче из судебных доходов. Система землевладения и землепользования также была построена на основе турецких порядков. Аграрные отношения, существовавшие в Ахалцихском пашалыке, были представлены в «Джабадефтер», составленном за 1694–1732 гг. В нем зафиксированы 873 ленных владения.

По данным реестра Чилдырскогоэялета за 1694–1732 гг. Ахалцихский пашалык состоял из следующих лив: 1. Ахалцихе, 2. Ахалкалаки, 3. Чилдыр, 4. Поцхови, 5. Хертвиси, 6. Аспиндза, 7. Алтункала, 8. Оцхе, 9. Чачараки, 10. Артануджи, 11. Олти, 12. Мамирвани, 13. Панаки, 14. Диди (Большой) Артаани, 15. Патара (Малый) Артаани, 16. Земо (Верхняя) Аджара, 17. Квемо (Нижняя) Аджара, 18. Шавшети, 19. Ливана, 20. Нисфи Ливана, 21. Пертекрек.

В 1828 году российская армия отвоевала этот регион у турок, и он стал частью Тифлисской губернии. Это была далёкая и унылая губернская окраина, хотя в конце века здесь, в Абастуманском ущелье, поселился великий князь Георгий, брат Николая II, которому климат ущелья помогал переносить туберкулёз.

Теоретик русского национализма П.И. Ковалевский датой покорения турками Ахалциха называет 1579 год, отмечая, что с тех пор резко изменился составь жителей данной области.

«Грузины частью были вырезаны, частью переселились в другие области. На место выселенных грузин в Ахалцихский пашалык были поселены турки, лезгины, татары-азниты и проч. Ахалцих сделался главным рынком торговли невольниками и особенно невольницами. Тут продавались казачки с Северного Кавказа и Дона, — тут продавались черкешенки, чеченки, а главное грузинки, имеретинки, мингрелки, гурийки и абхазки. Продавались они сюда грабителями, захватившими в плен несчастных женщин, продавались владетелям грузинским и других кавказских областей…».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Ашхамахова А.А. Особенности управления Османской империей завоеванными территориями (на примере княжества Самцхе-Саатабаго) /// Научный вестник ЮИМ №3. 2013. С. 96–101. [Электронный ресурс] Режим доступа: h https://clck.ru/35JNoe, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.08.2023). — Яз. рус.

2. Джахиева Э.Г. Историко-правовые аспекты внешнеполитической деятельности Картли-Кахетии: от Георгиевска 1783 г. до Турецко-Картлийского договора 1786 г. // Юридический Вестник ДГУ. Т. 21. 2017. №1. С. 12–15. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.08.2023). — Яз. рус.

3. Ковалевский П.И. Кавказ. Том 1. Народы Кавказа. С.-Петербургъ. Типографія М И. Акинфіева, Басковъ пер., 10. 1914. С. 336–338. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии