К вопросу локализации Страны лезгин
В X в. у Лакза отмечается наличие общей границы с Ширваном: «между Лакзом и Ширваном — общая граница». В середине X в. ал-Мас’уди писал, что «опорой царства его (ширваншаха) является царство (мамлака) ал-Лакз, многочисленный народ которого живет на вершине этой горы». Если южная граница соприкасалась с Ширваном, то юго-западная — с Шакки. Ал-Истахри оставил любопытное описание:
«Между Ширваном и Лираном — граница, между Лираном и Муканом — граница, как и со страной Абсия, [а] она — область с незначительным числом населенных пунктов. В ней (Абсийе) имеется сильная крепость, а за ней по направлению к горам — местность, примыкающая к стране Лакз. Они (жители Лакза) охраняют эту крепость, так как владетель (сахиб) Абсийи чувствует к ним особое расположение и поддерживает с ними добрососедские отношения...».
Мы видим, что основная часть Лакза расположена к северу от Кавказского хребта. В то же время у Лакза общая территория с Шакки. Восточная же граница проходила недалеко от владений Дербента, ибо селение Курах (К-р-к) относится к Лакзу. Таким образом, в X в. Лакз охватывал территорию, занимаемую представителями лезгинской группы языков [лезгины, агулы, цахуры, рутулы, — по мнению А.Р. Шихсаидова, исключая табасаранцев], в бассейне рек Самур, Курах-чай и Чирах-чай.
Как отмечал В.Ф. Минорский, народ Лакза сохранял в это время часть своих первоначальных владений. Для первой половины VIII в. эта мысль находит подтверждение в высказывании ал-Балазури о том, что арабский полководец Мерван поселил хазар между Самуром и Шабираном, «на равнине в области Лакз», т. е. на землях южнее Самура, принадлежавших Маскату. В начале IX в. зафиксированы границы Маската:
«Маскат (Маскут) — земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур, с морем, страной Лакзов и Шабараном».
Постепенно Лакз теряет своё влияние на Маскат и вскоре эти плодородные земли включены в состав Ширвана. Усиление Ширвана во второй половине X в. было настолько очевидным фактом, что восточные авторы уже не могли об этом умолчать. Ал-Мас’уди пишет, что в 943 г. х. государство ширваншаха «...тянется на расстояние месяца пути, так как он завоевал места, на которые Ануширван не давал ему титула (васм), но он присоединил их к своим владениям». Присоединив «царства» Лайзан и Муканию, Ширван вплотную приблизился во второй половине X в. к южным границам Лакза, который также оказался в определенной степени зависимости от ширваншаха. Впоследствии, в XI–XV вв. Ширван оказал огромное влияние на внутри- и внешнеполитическую жизнь Дагестана, в частности, Дербента и Лакза.
По сообщению «Истории Ширвана и Дербенда» в начале XI в. существуют Западный Лакз и Восточный Лакз, а Йакут (ум. 1229) пишет уже не о «малике» Лакза, т. е. не об одном правителе, а о «маликах»; в конце XI — начале XII в. В источниках IX–X вв. под «Лакз» понималась только территория, занимаемая представителями лезгинских языков [исключая табасаранцев]. В противоположность этому у авторов по следующих веков не наблюдается подобного рода совпадения терминологии. Каждый из них своеобразно понимал этот термин, причем территория Лакза в понятии этих авторов была гораздо шире и выходила за рамки этнических образований. Правда, некоторые авторы XII–XIII вв., преимущественно арабоязычные (ал-Гарнати, Мас'уд б. Намдар, Закарийа ал-Казвини) продолжают понимать Лакз в традиционном смысле. Так, например, ал-Гарнати, продолжая эту традицию, подразумевал под «ал-Лакзан» лезгинские районы. То же самое у Закарийи ал-Казвини, правда, с большим уклоном в сторону перенесения значения термина на юго-западный Дагестан, примерно на территорию нынешних Ахтынского и Рутульского районов. Главным городом Лакза (Лакзана) назван Цахур. У Мас'уди б. Намдара термин Лакз также употреблен в традиционном смысле: ряд селений ал-Лакза выступает в роли посредников между Ширваном и жителями «пограничной области Гумик».
Ибн ал-Асир (1160–1234) понимает под «страной Лакз» то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами. Арабский историк и географ Абу-л-Фида (1273–1331) также вкладывает в термин Лакз более широкое, чем было принято ранее, понятие:
«Близ него (города Куманджар) [расположена] страна ал-Кази (ал-Лакзи), а они (жители Лакзи) живут в горах, разделяющих северных татар, т. е. татар Берке и южных татар, т. е. татар Хулагу и город их называется Лакз. На севере от ал-Кази (ал-Лакзи) расположен Кайтак».
Наличие общих границ у Лакза и Кайтага может косвенно говорит о том, что историческая область Табасаран всё же территориально входила в «Страну лезгин».
Ознакомление с терминологией Рашид ад-дина (1247–1318) приводит нас к убеждению, что, употребив впервые термин «Лезгистан», он вкладывал в него широкое, общедагестанское понятие, но конкретные события, происходящие в «Лезгистане», относятся только к Южному Дагестану. И, наконец, персидский историк н географ Хамд Аллах ал-Казвини (ум. 1349), описывая Кавказские горы, указывает, что западную сторону их, «примыкающую к горам Гуржистана, называют горы Лекзи (Kuh-i-Leksi)».
К XIII–XIV вв. наблюдается политическая децентрализации Южного Дагестана, объединенного ранее (VI–IX вв.) в рамках единого раннефеодального государства Лакза. Дальнейшее развитие отдельных образований, на которые распался Лакз, также было своеобразным. Ряд обществ (как, например, Ахты) не вышел из рамок общин, более того, распался на еще более мелкие союзы (Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара). Вместе с тем другие общества более быстрыми темпами пошли по пути объединения соседних земель — это Цахур, Курах, Рутул. Они оформились как феодальные владения. В Рутуле уже в XVI веке зафиксировано сословие беков и рутульских старшин.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана X–XIV вв. (Лакз, Гумик). С. 66–81. // Восточные источники по истории Дагестана. Сборник статей и материалов. Махачкала: Институт истории, языка и литературы, 1980. — 131 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35JQg6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.08.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223082101503