Осмысление образов Буквицы. Нашъ

     Нашъ.  Если сравнить начертание этой буквицы с ранее рассмотренной Иже, то мы увидим её зеркальное отображение. А если учесть, что она стоит прямо под ней и обе они занимают центральное положение в своих строках, то становится ясно, что это не случайно. Они как бы соединяют левую и правую части своих строк. На функцию объединения указывает и название буквицы. Наш, наше – это нечто общее, принадлежащее группе людей, будь это в материальном или духовном плане. Интересно, что и числовое значение буквицы – 50, то есть ровно половина сотни, её середина, центр.
      А в чём же выражается её зеркальность по отношению к Иже? Она одновременно с функцией объединения, несёт и функцию разделения, отрицания, противопоставления.  С неё начинаются отрицательные частицы «не» и «ни», выражающее отказ или запрет «нет», выражающее противопоставление «но». Вспоминается старая шутка: все люди на Земле делятся на русских и нерусских. Причем смысл не поменяется, если мы заменим последнюю пару на любую другую (японцы – не японцы, верующие-неверующие и т.д.) То есть мы в этом выражении объединяем по любому признаку какую-то группу людей и тут же, с помощью частицы не- отделяем её от всех остальных. Но ведь и само понятие наш всегда очерчивает определённую группу людей (наших), отделяя её от других (не наших) по какому либо признаку: месту работы или учёбы, цвету кожи, языку, стране проживания, кругу интересов, роду занятий.
        Даже слово «ненависть» характеризует связь между двумя людьми, но связь неконструктивную, отталкивающую, разделяющую их. Заметим, что эта буквица присутствует во всех местоимениях третьего лица (он, она, оно, они). А в третьем лице мы говорим обычно об отсутствующем; о том, кого нет здесь и сейчас; с кем ты разделён временем или расстоянием. На отсутствие чего-либо указывают и слова ничего, никак, невежа, невежда. 
       Примерно так же действует предлог «на». Если мы говорим, что нечто лежит на полу или столе, висит на стене, то получается, что два названных предмета соприкасаются между собой, но не соединяются в одно целое. Куртка, висящая на крючке, остаётся курткой, не соединяясь с крючком в нечто целое. Мы говорим: разделить НА три части – снова разделение, уехать на лошади – соединения, но не слияние.
      В этой буквице ярко проявляется дуализм (двоякость) мироздания, соединение противоположностей. Недаром в известном символе «инь-янь», как раз и выражающем единство и борьбу противоположностей, буква «н» присутствует в обеих понятиях.
 При просмотре значения образа какой-либо буквицы прошу учитывать сказанное в предисловии.


Рецензии