Аввакум Петров

Как говорилось выше, сибирская ссылка в целом началась с того, что 1 апреля 1592 г. в Тобольск был сослан угличский колокол. Громом своим он фактически возвестил приближение Смутного времени. Накануне в уральский Пелым сослали 60 угличских семей. В последующие полвека в сибирскую ссылку по различным причинам отправили около 1500 человек. В их числе оказались попавшие в опалу к Борису Годунову дяди будущего первого царя династии Романовых Василий и Иван Романовы. Василий умер в Пелыме в феврале 1602 г. Иван выжил и впоследствии был участником Семибоярщины, продвигал на русский престол польского королевича Владислава, а в 1613 г. шведского принца Карла Филиппа, но выступал против кандидатуры в цари своего племянника Михаила Фёдоровича, полагая его «не в полне разуме».

Новая беда, не меньшая, но большая, чем Смута, пришла на Русь через полвека. Будущая жертва её прославленный в веках протопоп-старовер Аввакум Петров написал о небесных знамениях грядущих русских бед: «А в нашей России было затмение солнцу в 162 (1654) году, перед мором. Плыл Волгою-рекою архиепископ Симеон Сибирский, и в полдень тьма сделалась, перед Петровым днём недели за две; часа с три, плачучи, у берега стояли. Солнце померкло, с запада луна подтекала, явил Бог гнев свой людям. В то время Никон-отступник веру искажал и законы церковные, и сего ради Бог излил фиал гнева своего и ярости на Русскую землю: зело мор велик был, некогда еще забыть, все помним. Потом еще годов через четырнадцать в другой раз затмение солнцу было в Петров пост: в пятницу, в шестом часу, тьма сделалась, солнце померкло, тоже луна с запада подтекала, гнев Божий являя, — протопопа Аввакума, бедного горемыку, в то время власти вместе с другими в соборной церкви остригли и в темницу на Угреше, проклявши, бросили»*.
______________________
* Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. — Иркутск: Восточно-Сибирское книж. изд., 1979.

Церковные реформы Никона начались перед Великим постом 1653 г. (между 11 — 20 февраля), когда патриарх предписал православным совершать крестное знамение по-гречески — тремя перстами, а не двумя, как испокон века делали на Руси. Против выступили ревнители старой русской веры. Уже в начале сентября 1653 г. Сибирский приказ получил указ Никона, предписывавший сослать главного её ревнителя протопопа Аввакума Петрова с женою и детьми «в Сибирской город на Лену». Так началась затянувшаяся на столетия война государства против т.н. староверов, которая завершилась крахом российского царизма в феврале 1917 г. Московское староверческое купечество сыграло выдающуюся роль в низложении Николая II и династии Романовых.

Уже 17 сентября 1653 г. семейство** протопопа под конвоем отправилось в путь. Ехали они по маршруту: Переяславль-Залесский, Ярославль, Вологда, Тотьма, Устюг Великий, Соль Вычегодская, Кайгород, Соль Камская, сибирские города — Верхотурье, Туринский острог, Тюмень. Как писал сам Аввакум: «Протопопица родила младенца, больную в телеге и потащили, до Тобольска три тысячи верст, недель с тринадцать волокли телегами и водою и на санях половину пути».
________________________________
** Сосланы были: сам протопоп, его жена Анастасия Маркова, дочь Агриппина 8-ми лет, сыновья: Иван 9-ти лет, Прокопий 5-ти лет и Корнилий 8-ми дней от рождения.

По указанию патриарха архиепископ Сибирский Симеон определил Аввакума протопопом Вознесенского собора в Тобольске. На то время ни одна из враждовавших сторон даже предположить не могла, что их противостояние цари обратят в многолетнюю кровавую бойню невинных. Так что Аввакум свободно разъезжал по епархии и разговорами своими невольно учреждал неистребимые центры староверчества. Сибирское староверчество — детище самого первого старовера — Аввакума.

Как это обычно бывает, на не подчинившегося высшим властям попа донесли в Москву, и приказано было свезти ссыльных за Байкал, в Даурию. В дороге путники чуть не потонули, а потом их вели через горы пешим ходом. Самого протопопа избивали, заковали в цепи по рукам и ногам. Все вытерпел страдалец. Поместили его в холодную камеру в Братском остроге***, а когда выпустили, покидать Сибирь не позволили. 6 лет претерпевало семейство Аввакума тяжкие муки и издевательства, об этом можно прочитать в написанном им «Житие…». К 1663 г. патриарх Никон оказался в опале, и царь Алексей Михайлович повелел вернуть Аввакума из ссылки. Но в сакральном смысле протопоп проторил сибирскую дорожку для русских староверов, которые в дальнейшем возможно даже основательнее, чем казаки, осваивали эти огромные пустыни. Именно староверы составляли подавляющее большинство русского населения Сибири.
_______________________
*** На этом месте в советское время основан город Братск.

Многие пришли в Западную Сибирь из Нижегородской губернии с реки Керженца, их стали звать «кержаками». Часть «кержаков» переселились в Горный Алтай, их прозвали «каменщиками» или «бухтарминцами», поскольку обосновались они в бассейне р. Бухтармы. Именно они встали на пути китайцев, намеревавшихся присоединить эту часть Алтая к своей империи. В 1735 г. и в 1764 г. царское правительство переселило на Алтай и за Байкал беглых староверов из Украины и Белоруссии. Поначалу их звали «польскими колонистами», но затем за ними закрепилось название «семейские», так как были они выведены в Сибирь целыми семьями. Обосновались на Алтае и старообрядцы древлеправославной поморской церкви, им принадлежали наиболее открытые мирянам старообрядческие монастыри.

Старообрядцы Южной Сибири, особенно забайкальские, оказали огромное влияние на местное земледелие, поскольку стали первыми применять при пахоте плуг. Они же принесли в Сибирь пасечное пчеловодство.

С XVIII в. в непроходимых таежных лесах староверы основали тайные скиты и монастыри. В 1698 г. московским властям были известны 37 скитов и монастырей старообрядцев в Сибири. Был наложен запрет на них. С этого времени начинается подпольная жизнь старообрядческих обителей. Преследовались они жестоко почти всю историю империи, преследовались и при Советской власти. И все же существуют они и в наши дни, только знаем мы лишь о нескольких. Говорят, что мы даже о половине скитов и малых монастырей сибирских старообрядцев не знаем. Ни о местоположении их, ни об образе жизни обретающихся там молитвенников — это мир только для посвященных. «Мирским» и чужакам путь туда заказан.

Река Дубчес, северный приток реки Енисей, считается мировой «столицей» старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия. Селиться на берегах Дубчеса староверы стали ещё в бытность в Сибири протопопа Аввакума с семейством. Это дикая и заболоченная местность в Туруханском крае, от места впадения реки Дубчес в Енисей до Красноярска протяженностью 500 км. Выше по течению Дубчеса прячутся в тайге десятки, а возможно и сотни небольших скитов, монастырей и заимок староверов-часовенных. Добраться туда можно только по реке и только в половодье. В 1951 г. часть этих скитов случайно были обнаружены службами МВД СССР. Отшельников вывезли на Большую землю. Но многие староверы сумели укрыться, а многие увезённые вскоре вернулись. Так что «столица» беспоповцев живёт и в наши дни.


Рецензии
Отличная публикация. Много интересного. Спасибо, уважаемый Виктор!!!

Игорь Тычинин   22.08.2023 08:26     Заявить о нарушении
Спасибо!

Виктор Еремин   22.08.2023 12:25   Заявить о нарушении