Японские подводные планеры

До недавнего времени я знал о войне на Тихоокеанском театре военных действий в 1941-1945 годах только в общих чертах. Но пару лет назад впервые увидел передачу на сайте TacticMedia с участием военного эксперта и историка из Белоруссии Максима Токарева, который очень в интересной манере стал рассказывать о той войне, со всевозможными подробностями и деталями. Я не только с удовольствием смотрел эти передачи, но и стал искать в интернете материалы на эту тему.

В своих рассказах о той войне несколько передач было посвящено сражениям за Гаудалканал, остров в Юной части Соломоновых островов, недалеко от побережья Австралии, которую японцы были не прочь ввести в сферу своего влияния. Недавно в опубликовал материал под общим названием «Черный октябрь», где рассказывалось о событиях 1942 года на этом острове и вокруг него с участием как военно-морских сил воюющих стран, так и сухопутных войск на этом острове.  И мой нынешний материал как раз о этих событиях, только немного позже, чем те, что происходили в «Черном октябре».

Когда во время войны нормальных технических средств не хватает, или их невозможно применить, более слабая сторона начинает придумывать всякие эрзацы, шуш-панцеры и т.п., а если сказать образным боцманским языком - из дерьма лепить конфеты.

Не хватало у немцев большегрузных транспортных самолётов - они строили фанерные грузовые буксируемые планеры. Не хватало дальности полёта Фау-2 для достижения берегов США, - инженер Дикман выступил с предложением сконструировать специальный плавучий контейнер, который представлял собой в принципе несамоходную подводную лодку с рулями глубины, балластными цистернами, помещениями для предстартового контроля, длиной около 32 метров и диаметром около 5,5 метров .

Подводные лодки должны были буксировать эти контейнеры на стартовые позиции в подводном положении, там они принимали вертикальное положение. Стартовая команда переходила на него, совершала все необходимые подготовительные операции, что должно было занимать от 4 до 6 часов (!), после этого возвращаться на лодку и производить дистанционный пуск.

И к марту 1945 года три таких контейнера были построены и началась подготовка стартовых команд, но рейху оставалось жить считанные недели...

Японцы были вынуждены заняться подобными изобретениями гораздо раньше. Их надводный флот под мощным американским напором оказался не в состоянии обеспечивать снабжением разбросанные по тихоокеанским островам гарнизоны.

Эта обязанность всё больше перекладывалась на подводные лодки - а много ли на них перевезёшь? И как с лодки перегрузить перевезённое на необорудованный берег?

Для перевозки орудий была придумана самоходная платформа "Унпото".

В качестве двигателей устанавливали две торпеды. Платформа перевозилась подводной лодкой на палубе, у берега отсоединялась и своим ходом убывала на разгрузку.

19 мая 1943 г. I-38 проводит пусковые испытания «Унпото» в присутствии вице-адмирала Кусаки Джинити, главнокомандующего флотом Юго-Восточного региона. Помните такого адмирала из "Приключений капитана Врунгеля" Андрея Некрасова? Я думал, автор такое имя выдумал, чтобы подчеркнуть его злобность :) Ну, а дальше транспортировка пошла потоком.

Однако для продовольствия такой вариант не подходил.
Пробовали стрелять резиновыми мешками с рисом и ящиками с консервами из торпедных аппаратов, только зря харчи перевели, всё рассыпа;лось. Не помогли и специально изготовленные деревянные пеналы. Тогда на некоторых лодках сняли кормовые орудия и стали вместо них устанавливать 14-метровый десантный катер с откидывающейся аппарелью.

Лодка прибывала на место, катер всплывал, на него перегружали привезённое и переправляли на берег. Первую миссию такого рода И-1 совершила 3 октября 1942 года, всплыв у берега острова Гуденаф. Команда катера из трёх человек переправила на берег доставленный лодкой груз и забрала 71 раненого плюс 13 урн с кремированным прахом погибших. Но при этом лодка должна была оставаться на поверхности, а авиация союзников стала шнырять уже повсеместно. Идею такой аппарели потом слямзили американцы и использовали при создании своих десантных плавсредств.

К 1943-году японские войска на Гуадалканале в течение шести месяцев после американского десанта в августе 42-го находились в неописуемо бедственном положении. Гуадалканал стали называть «островом голодной смерти» (игра слов: «Ga-to» означает по-японски «остров»; «gato» пишется иероглифами, означающими «истощение от голода» и «остров»). Спасенные в конце концов солдаты были настолько истощены, что бороды, ногти и волосы у них перестали расти, а суставы казались невероятно большими.

Сначала снабжением занимался так называемый "Токийский экспресс, когда быстроходные эсминцы, например, в течение ночи доставляли грузы и успевали вернуться обратно. Но вскоре и это стало затруднительно из-за развития американцами средств радиолокации.

20 января 1943 г. I-20 отправляется к мысу Эсперанс, буксируя под водой контейнер снабжения «Ункато» (первая миссия IJN «Ункато»). «Ункато" были различных модификаций. Изначально их изготавливали на базе сверхмалых подводных лодок типа "А". Такой «специальный грузовой контейнер» имел водоизмещение 40 тонн, длину 22,95 метра, диаметр 1,85 метра и высоту 4,8 метра. Они снабжались винтами в пневмоприводом. Имели ограниченную маневренность, максимальную скорость 6,5 узлов, дальность хода 5 километров. Так как есть силовая установка, то ею должен кто-то управлять, поэтому был полный комплект рабочего оборудования, которым управлял экипаж.

Отбуксированный подводными лодками к острову, экипаж из двух человек запускал пневмодвигатель и выбрасывал судно на берег. Затем груз можно было выгрузить после снятия передней части с болтовым креплением. Потом порожнее судно оттаскивали от берега и затапливали.

В дальнейшем от присутствия людей на борту "Ункато" отказались. Новый контейнер "Ункато" представлял собой цилиндр длиной 50 метров с коническими концами. Он был 5 метров в диаметре. Оба конуса были балластными цистернами, а в центре находилась третья балластная цистерна. Эти три отсека были отделены от длинного грузового пространства, вмещавшего 377 тонн продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Обладая прочной конструкцией корпуса, которая позволяла погружаться на глубину до 120 метров, "Ункато" после погрузки регулировали так, чтобы он имел слегка отрицательную плавучесть, затем его прикрепляли длинным буксирным тросом к корме подводной лодки. Когда подводная лодка погружалась, контейнер погружался вместе с ней. Полный аналог с воздушным планером, только в водной среде.

По прибытии к Новой Гвинее подводная лодка должна была всплыть на поверхность и освободить "Ункато", который затем отбуксировывался береговой командой к берегу.
Конечно, все эти ухищрения решить задачу снабжения островов решить не смогли, лишь немного продлив агонию их гарнизонов.

На заставке фото такого подводного планера. После войны они сохранились, использовались как резервуары с пресной водой около кораблей или на берегу.


Рецензии