Одри и Княжество Литовское

1.

Я человек чрезвычайно хладнокровный, и, как генеалог, ко всему привычный.
С юности я стараюсь обходиться вообще без восклицательных знаков.
Мне кажется, в моих двух книгах, - ни одного такого знака нет.

 - но:
здесь я позволил себе мысленно - вскрикнуть и подпрыгнуть:
..
- О, Одри!

Одна из нас она, Одри, оказывается. 
То есть и она - потомок комбатантов императора Наполеона.
И - какого ещё комбатанта. Того, о ком я давно уже выискиваю - всё, что только можно, и где только доступно.

2.

Как раз в день ксмонавтики я писал этот текст, и - думал: вполне уместно сегодня - именно про неё рассказывать:
хрупко-острая тревожная трепетность Одри Хепбёрн и блинно-широкая зубастая мясистость Гагарина - это достаточно отчётливая дихотомия.

Возможно, Одри возникла на экране, - и пронеслась,  по экранам на изломе времён, в пятидесятых шестидесятых, - просто потому, что провидение решило показать - случайно, бездумно, напоследок,
(   --- перед тем, как отойти от планеты Земля, и заняться на другом конце вселенной чем-то более привлекательным, чем эти безнадёжно социальные стада под названием "люди", ----),
- показать, от чего окончательно отказывается ХХ век.

3.

Одри Кэтлин Хепбёрн-Растон родилась в Королевстве Бельгия, раннее детство провела в Королевстве Нидерланды, а с восьми лет жила в Королевстве Великобритания.
Отец её - подданный короля Великобритании, мать - подданная короля Нидерландов; бабушка по отцу - подданная императора Австро-Венгрии.

Родители Одри обвенчались в Нидерландской Ост-Индии (которая сейчас Индонезия), и расстались в Лондоне, когда Одри было шесть лет.

Отец, Джозеф Виктор Энтони Растон, уже после рождения дочери, взял двойную фамилию: он утверждал, что его прямой предок - шотландец Джеймс Хепбёрн, четвёртый граф Босуэлл, первый герцог Оркнейских Островов,
(тот самый трагический муж королевы Марии Стюарт).
Впрочем, доказано, что отец актрисы в этом отношении то ли врал, то ли заблуждался.

4.

В данном, - нашем, - случае - предпочтительнее мать Одри, точнее - её мать, бабушка Одри, точнее - прапрапрадед.

Элла Хепбёрн-Растон, урождённая баронесса ван Химстра (12 июня 1900 + 26 августа 1984), - из весьма известного голландского рода.
Её отец - барон Арнаауд ван Химстра, - в  1921 -1928 годах был губернатором Нидерландской Гвианы (которая сейчас Суринам); он оставил этот пост за год до рождения Одри.
Далее:
бабушка Одри по этой линии,  мать матери, -  Элбриг Виллемина Генриетта, урождённая баронесса ван Асбек (1873 + 1939).
Её дед, - то есть прапрадед Одри, - это граф Дирк ван Хогендорп.

Итак:

Мать Одри Хепбёрн:
 баронесса Элла ван Химстра (1900 + 1984).

Бабушка:
 баронесса Элбриг Виллемина Генриетта ван Асбек (1873 + 1939).
Baronesse Elbrig Willemine Henriette van Asbeck.

Прабабушка:
йонкфроуф Кародина ван Хогендорп (1831 + 1913)
Carolina van Hogendorp.

Прапрадед:
Дирк граф ван Хогендорп  (1797 + 1845)
Dirk van Hogendorp

Прапрапрадед:
Гийсберт Карел граф ван Хогендорп, первый граф Королевства Нидерланды  (1762 + 1834).
Gijsbert Karel graaf van Hogendorp

Старший брат прапрапрадеда:
Дирк граф ван Хогендорп, (1ый граф Французской Империи).
 Diederik van Hogendorp, comte de l'Empire.

5.
 
 Наполеонологи осведомлённые, и даже не очень осведомлённые, и даже наполеонофилы, и даже те, кто просто читал завещание Наполеона, написанное на Святой Елене - при звуке этого имени, - уверен, уже повторили вслед за мной:
- Во как. И Одри!

Прапрадед римской каникулярки, завтракающей у Тиффани,
Дирк ван Хогендорп - это не тот граф Дирк ван Хогендорп, но - почти что тот.
Этот Дирк ван Хогендорп  - родной племянник генерала Дирка ван Хогендорпа. Его отец, (прапрапрадед Одри), - ...
 - это старший брат графа, упомянутого в завещании Наполеона.

Прадядюшка актрисы, - Дирк ван Хогендорп (1761 + 1822)
(Dirk van Hogendorp; его полное имя - Дидерик, и во время службы он предпочитал именоваться по-французски - Тьерри д'Огендорп) - 
с 30 июня 1811 годна -  граф Империи.

В юности - офицер в Пруссии, кончил военную академию в Кёнигсберге; получил на дуэли рану в бедро и вынужден был оставит карьеру офицера;
отправился, по настоянию голландского клана ван Хогендорп, в Ост-Индию, и там провёл на разных должностях полтора десятилетия; отличился в сражениях с индонезийскими пиратами, захватил несколько новых территорий;
наивысшая должность - вице-губернатор архипелага Сурабая и северо-востока острова Ява.
Был одержим либеральным идеями, выступал против рабовладения и грабежа аборигенов, неоднократно объявлял о скрытом банкротстве Нидерландской Ост-Индии.
В 1799 году арестован в Джакарте, бежал из казематов, вернулся в Нидерланды и пытался воевать с Ост-Индийской кампанией.
В 1803 - 1805 годах  - посланник Батавской республики в России.
 
5 июня 1806 года страна Батавия была преобразована в Королевство Голландия,  Koningrijk Holland; на трон вступил король Людовик I, то есть Луи Бонапарт, брат Наполеона.
Дирк ван Хогендорп мгновенно примкнул к местным бонапартистам;
с 24 ноября 1806 года до  7 декабря 1807 года - военный министр Королевства.
Затем - посол короля Луи в Вене и в Мадриде; после имперской аннексии Голландии (1 июля 1810) - на военной службе Французской Империи.
Наполеон весьма ценил этого администратора и продвигал его ввысь:  в 1811 году Дирк ван Гогендорп - граф Империи, дивизионный генерал, генерал-адъютант Императора.

6.
 
Теперь - самое увлекательное, в параметрах моей книги: 1812 год.
С июня, перед вступлением в Россию, граф Тьерри ван Хогендорп назначен на предельно важный пост: генерал=-губернатора временного военного протектората  в Кёнигсберге и всей Восточной Пруссии - на главном векторе движения Великой Армии.

28 июня, на четвёртый день войны, войска Наплеона вошли в  Вильно.

1 июля 1812  Наполеон подписал декрет о восстановлении Княжества Литовского (Герцогства - в французской редакции); четыре департамента - Вильно, Гродно, Белосток, Минск.
Почти вся территория современной Литвы (без Мариамполя) и три четверти современной Беларуси.

В тот же день была создана двойная система управления: местное правительство (Комиссия Временного Правительства княжества Литовского, Komisjа Rzadu Tymczasowego Wielkiego Ksiestwa Litewskiego) и генеральное губернаторство временного протектората Великой Армии.
На пост военного имперского генерал-губернатора Княжества Литовского был назначен граф ван Хогендорп.

Из-за проблем  формированием литовской армии - Наполеон решил было подхлестнуть новорожденное государство:
 24 августа Наполеон, уже в Смоленске, подписал приказ: дивизионный генерал Дирк ван Гогендорп был назначен на пост Презеса Комиссии, то есть главы правительства Княжества Литовского; обе должности были соединены в одних руках.
Это вызвало кризис в правительстве: презес военной комиссии, князь Александр Сапега, тут же подал в отставку и уехал в свои имения (по дорог он загадочно заболел и умер 8 сентября 1812, от гангрены, по официальному заключению).
В день кончины князя, - 8 сентября 1812 года, - ушёл в отставку презес комиссии полиции, - Карл Прозор.

Наполеон, видимо, обеспокоенный ещё и этой проблемой, пытался уравновесить позиции и не стал назначать на высшие должности в Литве французов, как ожидалось.

Военным министром стал бригадный генерал князь Ромуальд Тадеуш Гедройц (один из руководителей инсуррекции в Великом княжестве Литовском в 1794 году); он же был назначен главнокомандующим и генерал-инспектором всех литовских войск.
Руководство полиции получил генерал-майор (литовских войск) Игнацы Тызенгауз герба Баволь.
Во главе правительства Княжества Литовского граф Дирк ван Хогендорп стоял чуть больше месяца, - до 29 сентября 1812 года.

Наполеон, будучи в Москве, признал, что это решение, - назначение в Литве имперского генерала с правами диктатора, -  было не слишком удачным.
Голландец был оставлен во главе административных структур Великой Армии, но правительство Княжества снова возглавил прежний презес Комиссии - престарелый Станислав Пересвит-Солтан, отставной генерал литовской службы. 

7.

В начале декабря  генерал ван Хогендорп двинулся со своей сводной дивизией навстречу отступающему Наполеону; 6 декабря он подошёл к местечку Ошмяны, но там был уже новый главнокомандующий - король Жоашен Мюрат.
По распоряжению Мюрата литовская  дивизия пошла обратно, в Вильно, и был страшно истощена лютыми морозами.

8 декабря в Вильно стали прибывать остатки Великой Армии, - по сути, уже неуправляемые, одичалые, безоружные толпы. Создать в литовской столице бастион обороны, как надеялся Наполеон, не смогли ни Мюрат, ни Хогендорп. 10 декабря литовские части вышли из Вильно.
В первые дни января 1813 года последние части Великой Армии отошли из Литвы.
Граф Хогендорп, каки многие,  бросил командование, и прибыл сначала в Кёнигберг,затем в Берлин, где его ждала семья.
8 февраля он был уже в Париже.

Весной Наполеон начала восстановление войск; граф Хогендорп был назначен на посты губернаторы - сначала в Бреслау, затем в Гамбурге.
Гамбург - последняя крепость Империи, - держался дольше всех, и сдался в апреле 1814 года, уж поле отречения Наполеона; командовал обороной  герцог Даву - действительно, эпическая фигура.
С этим маршалом граф Хогендорп непрерывно свирепо ссорился, что весьма осложняло руководство военными действиями.

8.

После падения Наполеона граф Дирк ван Хогендорп вернулся было в Голландию и в 1815 году присягнул новому королю - Вильгельму I Оранскому.
 
В это время голландское правительство де-факто возглавлял младший брат наполеоновского генерала - Гийсберт Карел ван Хогендорп: в 1813ом - член Триумвирата (переходного временного правительства), с декабря 1813 года по апрель 1814 года - министр иностранных дел, с  6 апреля 1814 года - первый вице-президент Государственного совета (второе лицо в иерархии страны).
 
В 1814ом Гийсберт ван Хогендорп вошёл в историю Голландии - как персонаж хрестоматийный: он возглавлял комиссию, которая создала первую нидерландскую конституцию.
(Тем не менее, отношения между этим деятелем и королём быстро стали невыносимыми, и в 1816ом Гийберт ван Хогендорп был уволен с поста вице-президента, а в 1819ом вышел полностью в отставку).

 Это - прапрапрадед Одри Хепбёрн.

9.
 
Братья ван Хогендорпы, похоже, решительно рассорились из-за полярно противоположных позиций: граф Дирк был яростно предан Наполеону (хотя и поругивал его в своих письмах близким людям), граф Гийсберт упорно противился всему французскому, и весь наполеоновский период угрюмо жил в своём поместье и ждал, когда это закончится.
Младший брат никак не содействовал старшему в обустройстве на родине.

В 1815ом  снова громыхнула наполеониана, - Сто Дней, - и бывший губернатор Литвы вернулся на службу Франции; некоторое время он был военным губернатором Нанта.
После крушения Империи ему уже не было места в Европе.

Граф Дирк ван Хогендорп эмигрировал в Бразилию.
С февраля 1817 года он купил плантацию плантацию на окраине Рио де Жанейро, у подножия Корковадо (на вершине которой стоит знаменитая статуя Христа-Искупителя), выращивал кофе и апельсины.
Доходы были весьма невелики; генерал жил в маленьком тесном доме, где был только один предмет роскоши - его большой портрет в парадном мундире.
Плантацию свою он назвал - Ново Сион.
Граф освободил было своих чёрных рабов, и нанял их заново - как платных работников, но был ошеломлён результатами: африканцы тут же бросили работу, требовали авансы, и затем стали разбегаться, прихватывая с собой всё, что можно.

10.
 
С мая 1821 года положение графа Дирка ван Хогендорпа было улучшилось: смерть Наполеона разрешила все конфликты. Наполеон завещал голландскому генерала сто тысяч франков - среди тех, кто сохранил императору верность в изгнании. Денег ван Хогендорп не получил, но упоминание в завещании снова привлекало к нему внимание.

В Бразилии граф Дирк ван Хогендорп писал свои мемуары, - весьма сердитые: главным героем этих воспоминаний был маршал Даву, которого голландец сосредоточенно ругал.
Правда, это было ответом на упоминания Хогендорпа, - такие же злобные, - в мемуарах герцога Даву.
Тем не менее, в завещании Хогендорп указал, что мемуары могут быть опубликованы только в том случае, если Даву будет жив и сможет продолжить эту мемуарную дуэль.
Даву умер 1 июня 1823 года, - на полгода позже оппонента. Поэтому мемуары были изданы только в 1887ом.


На плантации литовского экс-диктатора навестил Жуан, император Бразилии и король Португалии. Прошли слухи, что этот голландец будет назначен на министерский пост в Бразилии (это была бы десятая страна, где он занял бы место в высшей иерархии); но 29 октября 1822 года граф Дирк ван Хогендорп умер.

Его потомство - французская, наполеоновская линия графов ван Хогендорп, - кажется, продолжается до сих пор.
(уточню при случае).
 


Рецензии