Удачливый неудачник

(реальные события, "приглаженные" автором)

- Мне уже двадцать лет, - Тимоти Декстер старался делать вид изрядно пожившего человека; получалось плохо, - а что я видел в своей жизни?
Слушатель был всего один - старик Свенсон, сосед, живший в старой покосившейся хибаре рядом с домом Декстеров в городе Мадлен, что в штате Массачусетс. Он что-то жевал беззубым ртом и кивал головой в такт словам молодого рассказчика.
- Попытался стать фермером, - продолжал Тимоти, - не вышло; учился на кожемяку - скучно и тяжело... Не-ет! Надо все менять. Я решил уехать.
- Куда? - спросил Свенсон.
- Да все равно! - запальчиво ответил Декстер, - в Ньюберипорт, например.
- Это большой город, - опять задвигал челюстями сосед.
- Да, большой, - согласился молодой человек, - там уж я развернусь! Это город возможностей, и я их не упущу.
- Но для этого нужны деньги.
- Не беспокойся, старик, у меня они есть.
Тимоти встал и, не прощаясь, зашагал к одноэтажному домику.
На самом деле весь капитал Декстера составлял всего девять долларов, но в 1767 году эти деньги вполне позволяли добраться до означенного им города, и даже снять там комнату на какое-то время.
Уже следующим утром Тимоти, собрав нехитрый свой скарб, вышел из дома, и пешком направился к ближайшей большой дороге. Две недели спустя он добрался до Ньюберипорта. Что он будет здесь делать, Декстер решительно не знал.
Через некоторое время у него появились друзья. Во всяком случае, он считал их друзьями. Те же, в свою очередь, посмеивались над молодым пареньком, считая его человеком недалеким и неудачливым. Но меж тем именно через этих насмешников Декстер познакомился с 31-летней зажиточной вдовой Элизабет Фротингем. Причем ему хватило ума представиться блестящим бизнесменом.
Скучающая вдова безоговорочно поверила авантюристу. Это было для нее тем проще, что она сама очень хотела в это верить. Даже предупреждения некоторых "друзей" Тимоти, что он не тот, за кого себя выдает, не поколебали ее веры. Через полгода "невезучий" Декстер стал мужем Элизабет, и обладателем довольно приличного состояния. Они приобрели новый особняк и поселились на берегу реки.
- Ну, что ж, - потирал он руки, - кто бы что не говорил, а теперь я действительно стану бизнесменом.
"Друзья" Тимоти качали головами.
- Везет дурачку, - кулуарно обменивались мнениями они.
А молодой муж делал то же, что и все остальные бизнесмены: покупал акции, при этом тратя деньги своей жены.
- И по какому принципу ты берешь их? - Спрашивали его, видя, что он абсолютно не разбирается в биржевой торговле.
- Какой  там принцип? Беру те, что подешевле, - отвечал он, - смысл покупать дорогие? Они если и вырастут в цене, то все равно не намного, а вложить в них надо средства немалые. А на недорогих можно здорово подняться если повезет.
"Дурачок", - смялись над ним биржевые маклеры.
Но Декстер не обращал на это внимание, и продолжал скупать дешевые акции. Удивительным образом ценные бумаги некоторых компании, которые приобрел "ньюбизнесмен", резко взлетали вверх, и он продавал их с солидной прибылью.
В то время шла война за независимость США, и Тимоти выкупил много континентальных долларов (временная бумажная банкнота, введённая Континентальным конгрессом в июне 1775 года). И почти сразу же после этого континентальные доллары, которые в то время были, как талоны на аренду видеокассет, стали менять на нормальные. Обмен составлял сто континентальных к одному серебряному. Это оказалось весьма выгодным мероприятием.
- Ну, везет недоумку! - Шептались вокруг биржевики, однако в свой круг Декстера принять не спешили, абсолютно обосновано полагая, что тому просто везет.
Над полуграмотным бизнесменом насмехались, правда "за глаза", но ему было все равно.
Изрядно увеличив состояние жены, Тимоти, ранее только лишь называвший себя бизнесменом, но реально понимавший, что это не совсем так, теперь возомнил себя деловым человеком вполне всерьез.
Чтобы показать ему, что он на самом деле собой представляет, один торговец "по секрету" сообщил Декстеру, что островам Вест-Индии, где колонизация шла полным ходом, были очень нужны сковородки, рукавицы и Библии. Недалекий и доверчивый Тимоти, добавив к свои деньгам еще и взятые в кредит, в течение нескольких недель скупил по сорок тысяч штук каждого из подсказанных ему наименований продукции. Первым же теплоходом он отправил их на Багамские и Антильские острова, строго наказав сопровождающей команде проследить, чтобы товар равномерно распределили между расположенными там государственными образованиями. Теперь ему оставалось только ждать прибыли или...
Весь биржевой "бомонд" Ньюберипорта, да и не только он, но и всей деловой Америки в целом, в голос смеялись над туповатым бизнесменом. Были и те, кто жалели его, полагая, что Декстер непременно разориться. А сам Тимоти спокойно ждал дивидендов, нисколько не сомневаясь, что таковые будут.
И результаты не заставили себя ждать: зарождающееся религиозное движение на островах, породило невероятный спрос на Святые писания, и его Библии были проданы со 100%-ой прибылью! Этого никто не ожидал, и теперь уже над Декстером не смеялись, а завидовали ему. В здание биржи он входил с высоко поднятой головой и снисходительно кивал на приветствия.
- Как там ваши рукавицы, мистер Декстер? - пытались зло подшучивать над ним деловики, - а сковородки не заржавели?
Он был выше подобных шуток.
- Все идет по плану, господа, - отвечал, и гордо шествовал далее по своим делам.
Тимоти все еще находился на грани разорения. Хотя продажа Библий здорово помогла ему, кредиты на покупку рукавиц и сковородок были взяты под слишком большие проценты. А время платить по счетам было все ближе и ближе.
Его жена вся извелась и даже поседела, видя, что дело идет к тому, что ее имущество уйдет с молотка. Элизабет проклинала день и час, когда решилась связать свою судьбу с Декстером.
И вдруг! О, Фортуна! Российские торговые корабли пожаловали к портам Вест-Индии. Практичные русские через своих агентов скупили все рукавицы до последней пары! Здесь в субтропиках они, понятно, были не нужны, но ходили русские моряки преимущественно в северных широтах, а уж там без них никуда. И вновь Декстер оказался в прибыли. Угрозы разорения больше не было.
Рассчитавшись с кредиторами, Тимоти оказался даже с весьма солидной прибылью.
Сковородки ржавели на складах. Их продажа за любую цену была уже чистым бонусом, но Декстер не спешил. Он отвергал любые предложения, рассчитывая получить такое, цена которого превзойдет первоначальные вложения. Бизнесмены крутили пальцем у виска, жена нещадно "пилила", уговаривая продать по любой цене и угрожая разводом, а он терпеливо ждал. Трудно представить, на что мог рассчитывать Тимоти. Скорее всего, он и сам этого не знал, просто упрямился в силу своей недалекости.
Но ему повезло и тут: один изобретательный фермер вдруг открыл для себя, что из сковородок можно сделать идеальные шумовки для перекладывания рыбы в цистерны. Проблема была актуальна для островов Вест-Индийского региона как никогда. Так были проданы с прибылью все сковородки.
- И сколько же вы заработали на этих удивительных сделках? - Спросил бизнесмена его друг, настоящий друг, тот, кто ранее жалел и переживал за Декстера, а теперь радовался его удаче.
- Чистая прибыль составила примерно 150 000 долларов, - честно ответит тот.
- О! Вы теперь весьма состоятельный человек! Не многие в наших краях могут похвастаться таким богатством.
Но далеко не все, а точнее совсем малое количество торговцев относились к успехам Декстера подобным образом. Большинство завидовали его удачливости, причем черной завистью. Несколько из них собрались на совет и порешили на нем разорить бизнесмена.
Пользуясь его доверчивостью, делегаты этого сборища разработали хитрый план.
- Дорогой Тимоти, - взяв мужчину под локоть, проникновенно вещал один из его "друзей", что был постарше, - я бы посоветовал вам вложить все деньги в уголь, и переправить его в Англию, а конкретно в город Ньюкасл.
Он покрутил усы, и значительно посмотрел на визави. Тот молчал и ждал продолжения ни о чем не подозревая. 
- Я бы сделал это сам, - ободренный тем, что возражений не последовало, продолжил он, - и не стал бы ни с кем делиться информацией о дефиците там мягкого угля, но увы - все мои деньги вложены в сою, и оперативно вынуть их оттуда не получится. Только мое безмерное уважение и, можно сказать, отеческая любовь к вам, заставляет делиться этой информацией именно с вами.
  - От всей души благодарю, - раскланялся неопытный Декстер, который понятия не имел, что Ньюкасл - центр угледобывающей промышленности Англии. 
В течение следующих нескольких месяцев он, наняв десятки кораблей, наполнял их мягким углем из Вирджинии.
Весь недоброжелательно к нему настроенный торговый бомонд Ньюберипорта с замиранием сердца следил за его приготовлениями.
- Только бы не спугнуть дурачка, - шептались они.
Дело осложнялось тем, что Тимоти Декстер действовал в тайне от всех, боясь, что кто-нибудь перехватит инициативу и заберет весь куш от сделки. Поэтому настоящие друзья не могли предупредить его о полной бессмыслице задуманного мероприятия.
В конце концов, груз был отослан в Англию.
- Ты идиот! - Кричала жена, когда, наконец, выяснилось, чем ее муж занимался последние месяцы, - теперь мы точно разорены.
Она так допекла его, что он сделал вид, что она умерла. Вместо того чтобы ссориться с ней он, улыбаясь, говорил гостям весьма часто посещавших их именье:
- Это миссис Декстер, привидение, которое когда-то было моей любимой женой.
Такая форма общения с Элизабет осталась у него до конца жизни.
Корабли, груженые мягким углем, достигли Ньюкасла, и это чертова уйма "черного золота" обязательно бы вызвала недоумение у владельцев копей, но на их беду и на счастье Декстера шахтеры находились в длительной забастовке и шахты давно не работали. Прибывшие корабли были как нельзя кстати, и уголь распродали за огромные деньги. Тимоти стал вдвое богаче.
Как бы ни дурачился этот баловень судьбы, удача всегда поворачивалась к нему лицом.
- Я собираюсь попробовать себя на литературном поприще, - как-то уже будучи в зрелом возрасте объявил он на собрании бизнесменов.
Над ним давно уже не смеялись, но подобное заявление не могло не вызвать усмешек: полуграмотный ученик кожемяки собирался написать книгу! И видимо не просто написать - рассчитывал выгодно продать ее. В подобное просто не верилось. Многие решили, что бизнесмен шутит.
И, тем не менее, через несколько месяцев в свет многотысячным тиражом вышли мемуары Декстера под названием «Бессмыслица для умников или чистая правда в грубом платье» . Эпатажный бизнесмен явил миру текст с ужасными орфографическими ошибками, с самого начала и до конца представлявший собой единое длинное бессвязное предложение без всяких знаков препинания. По сути это было несколько десятков страниц разглагольствования про политику, религию, свою жену и так далее. Тираж был распространен по разным городам Америки, и что удивительно - разошелся "на ура"! Нельзя сказать, что деньги от продаж сильно увеличили состояние Тимоти, но в любом случае он оказался в плюсе, что с начинающими писателями случается не так уж часто.
Позже Декстер выпустил ещё одно издание книги, в котором в конце была добавлена страница только со знаками препинания и припиской: «расставляйте их, куда вздумается».
Умер Тимоти Декстер 23 октября 1806 года немного не дожив до шестидесятилетнего юбилея.

06 июня 2023 год


Рецензии