Збарсология. О культурной программе стажировки

   - А что это у вас в тубусе? – спросила сотрудница аэропорта, глядя в монитор на контроле багажа. Багаж уже проделал сложный путь из США в Россию, оставался последний отрезок пути: Москва-Хабаровск. Ноябрь 1990 года. Мы летим домой со стажировки.
   - Контрацептивы, - тихо сказал хозяин тубуса.
Сотрудница оторвалась от монитора и посмотрела на нашу группу широко раскрытыми глазами. Не знаю, что она усмотрела, но махнула рукой и сказала: - Проходите!

   …А дело было так. Кто-то из нашей группы разведал, что в медпункте студенческого городка прямо на входе стоит чаша с бесплатными презервативами, которые можно просто прийти и взять.
   Напоминаю: 1990 год.

   Каждый вечер теперь мы по очереди наведывались в медпункт за бесплатностями. В итоге в багаже у каждого из нас скопилась кучка первосортных американских резинок. А один из нас набрал их столько, что запаковал в тубус, заклеил скотчем и вез с собой в ручной клади. Откуда тубус? – спросите вы. Все очень просто: в Америку мы везли с собой множество сувениров: значки, открытки, матрешки – и плакаты, которые удобнее всего было транспортировать именно в тубусе.

   Этот пост предполагал быть скорее о культурной программе нашей стажировки, но я хочу расширить тему и посвятить его также и разным интересностям, которые ждали нас в Америке помимо учебы. Похоже, его придется разбивать на части, потому что интересностей этих было много.

   1. Индейская резервация.

До того момента я считала, что индейские резервации – это далекое прошлое Америки, что-то про угнетенные коренные народы. Оказалось, что это просто индейская деревня, куда, очевидно, возят туристов поглазеть на местный колорит. Деревня вообще не запомнилась, но запомнился курорт в той местности с горячими источниками. Мы остановились на одну ночь в отеле, одиноко стоящем прямо посреди пустыни. Там был чудесный бассейн, в который мы всей группой шумно плюхнулись прямо под вечерними звездами.
   - Эй, ребята, вы чего так шумите? Вы сумасшедшие? – крикнул кто-то нам с балкона гостиничного номера
   - Нет, мы русские!

   Кроме бассейна, нас ждал великолепный национальный ужин. Каждому принесли какую-то птицу, запеченную то ли в глине, то ли в каменной соли. Приборы включали в себя специальный молоточек: птичку заворачивают в красивую тканевую салфетку с национальными индейскими узорами, ты стучишь по ней, разбиваешь наружную оболочку, ее уносят на кухню, там очищают и приносят тебе уже готовое к употреблению мясо. Не только ужин, но и аттракцион!

   2. Деревня староверов.

   Семьи староверов приехали в Штаты не напрямую из России, а из других стран – например, из Турции, Латинской Америки – куда бежали от религиозных гонений еще в царской в России.
   Я снова попала в ловушку своего стереотипного воображения: если «староверы» – то живут архаично, в деревянных избах, с печками, на которых и спят, а еду готовят в глиняных горшках, которые вынимают из печи ухватом. Ан нет — дом был вполне современным, оснащенным всей нужной бытовой техникой и электроникой.

   - Да мы тут вот купили висияр, - охотно рассказывает бородатый глава семьи, в чей дом нас повели на экскурсию.
   Что за чертовщина, какой еще висияр? – я проследила глазами за жестом хозяина и чуть не расхохоталась. Висяр – это VCR (произносится «ви-си-ар») – Video Cassette Recorder, он же видеомагнитофон.
 
   Староверы вполне сохранили русский язык с исконным произношением, но их речь была щедро пересыпана американизмами:
 
   - Серёжа, отдай папе ган, - велела хозяйка дома сыну, который взял ружье.
 
   Их архаичного здесь был внешний облик жителей деревни. Все женщины носили «талечки» - так они называли свои традиционные платья, которые шили сами. Каждой девчонке из нашей группы хозяйка презентовала свою талечку, щедро предложив выбрать что понравится. Так я оказалась обладательницей прекрасного сиреневого старомодного платья с длинной широкой юбкой – и даже позднее нашла ему применение, в духе 90-х – носила со свитером крупной вязки.

   3. Университет Портленда.

   Справедливости ради, университет не входил в нашу культурную программу. Туда я потащилась сама, потому что нужно было выполнять факультетское задание по Ахмадулиной. Корпуса университета были именно такими, как мне грезилось про колледж: стекло и бетон. Поездка оказалась для меня ужасным стрессом. Во-первых, несмотря на то, что к тому моменту мы уже много раз самостоятельно выезжали в город, я умудрилась заблудиться и едва нашла потом обратную дорогу. Во-вторых, поразила университетская библиотека. Ты проходишь внутрь – и весь книжный фонд тебе доступен, читай все, что надо.

   В 1990-м году в библиотеке американского города пара огромных стеллажей была заставлена литературой на русском языке, причем здесь были не только любимые американцами Достоевский и Чехов – но и поэты Серебряного века, и даже «запрещенка» - Солженицын, тома со стихами Высоцкого... Увидев все это, я села между стеллажами прямо на пол и заплакала.

   4. Шоппинг-молл

   Странно об этом говорить, но в 1990-м еще не было в России такого явления как торговые центры. Поглазеть на американский шоппинг-молл мы ездили и всей группой (кажется, это даже был специально организованный выезд), и позднее вместе с принимающей семьей. Из воспоминаний – много праздно разгуливающих людей, чистейшие туалеты, в которых можно было поштучно купить какие угодно гигиенические принадлежности, ресторан прямо в ТЦ, где мы ели паэлью, и… магазин «Victoria`s secret». Тогда я впервые узнала о том, что можно так красиво оформить магазин, и – об аромамаркетинге. Аромат в магазине был просто волшебный – даже и сейчас, сквозь годы я, наверное, узнаю его, если снова почувствую.

   Продолжение следует.


Рецензии
Не помню, кто это рассказывал, но по времени - тот же 1990-й.
... Какая-то организованная группа специалистов/научных работников из СССР - в Америке. Их там крайне радушно встречают, угощают невиданными деликатесами и демонстрируют разные разности.
На обратном пути все "туристы" хвалятся друг перед другом сувенирами... а один - сидит задумчивый. И говорит товарищу:
- А ведь это была пытка...
- ???
- Ну да, обыкновенная пытка роскошью. Чтобы мы под ней выдали: "Отрекаемся мы от всего своего, от всякой там идеологии и патриотизма. Мы поняли: у вас хорошо, а у нас - плохо!! Мы всем об этом расскажем!! Мы - за вас!!"

Примерно так все и получилось.

...Ну да - пытку (любую) выдерживают далеко не все...

Людмила Людмилина   21.08.2023 21:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.