Заключение

Ранее уже было сказано о том, что предложенный перечень качеств, которые люди нашего общества хотели бы видеть в представителях интеллигенции, не является исчерпывающим. Следует добавить, что наши предпочтения, - а стало быть и ожидания, о которых идет речь в определении интеллигентности, - со временем способны меняться. Культура не статична, она развивается, развиваются контакты и другие культуры, с которыми мы взаимодействуем, поэтому вполне естественно, что какие-то качества, о которых раньше не слышали, становятся востребованными в обществе и, соответственно, ожидаемыми от людей образованных[1]. В таком случае перечень меняется или посредством увеличения, или в результате замены менее ожидаемого более востребованным.

Важно ответить на такой деликатный вопрос, как при составлении перечня учитывать национальные особенности народов, входящих в состав Российской Федерации? Вопрос не праздный, но ответ прост: творчески. Т.е., на основе предложенного в каждом учебном заведении может быть разработан свой перечень. Если, например, какое-либо качество[2] в республике, на территории которой расположено учебное заведение, востребовано меньше, чем какое-то другое, его можно заменить, но с соблюдением предложенного критерия отбора: не менее трех цитат из авторитетных источников.

Еще одно предупреждение касается принципа классификации качеств по предложенным автором кластерам: порядочности, патриотизма и профессионализма[3]. Отнесение конкретного качества к тому или иному кластеру осуществлялось без какой-либо общепринятой технологии, а чисто интуитивно. Поэтому, если для кого-либо результат классификации является вопросом принципиальным, может изменить по своему усмотрению. Разногласия именно по этому вопросу на предлагаемом содержании воспитательной работы не отразятся.

И, наконец, самое важное. По стилю изложения предложенных соображений очевидно, что специалистом в написании научных статей автор не является[4]. Поэтому нет сомнений в том, что найдется немало желающих изложенное на этой странице подвергнуть сомнению и раскритиковать. Пожалуйста! Критикуйте, сколько душе угодно, но не отвергайте саму идею. Доведите ее до совершенства и предложите нашей системе образования свой вариант содержания воспитательной работы.

Но так жить больше нельзя. Детей нужно воспитывать[5].


____________________
1. Примером такого качества является креативность, появившееся и набравшее популярность в русской культуре лишь в последние десятилетия.
2. Это может касаться, прежде всего, тех качеств, которые пришли в русскую культуру из византийской. И хотя они по своей сути совершенно не противоречат общечеловеческим, не исключено, что их названия могут быть другими.
3. В современной науке они называются не кластерами, а совокупностями, и сами совокупности, соответственно, - нравственными, этическими и интеллектуальными.
4. Да и не претендует. Претендует лишь на статус педагога.
5. "Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, – и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации" (Ильин И.А. О воспитании в грядущей России).


Рецензии