Багаж ума и сокровище сердца

«Верите ли вы в Бога?»

Сколько человек ответит на этот вопрос утвердительно? Мне почему-то кажется, что немало. Правда, сейчас атеизм вновь набирает силу; правда, нападки на Церковь всё усиливаются, и люди, привыкшие хватать всё что дают, покорно глотают и антицерковную пропаганду… Вера в Бога сейчас «не в тренде» (простите за столь гадкое выражение). И всё-таки наедине с собой, в минуту откровенности многие по-прежнему скажут: «Да, я верю в Бога».

Так скажет и тот, кто еженедельно причащается в православном храме, и тот, кто заглядывает в храм лишь изредка. Так скажет и тот, кто в церковь вовсе не ходит, но любит почитать умные книжки с религиозно-философским уклоном (таких тоже становится всё меньше — чтение умных книжек «не в тренде»). «Я верю в Бога!» — скажет любитель интернетных видеороликов обо всём «таинственном». «Я верю в Бога, который в моём собственном сердце!» — скажет обыватель, радуясь возможности блеснуть подслушанной где-то умной фразой. «Мы все верим в Бога!» — с мучительным трепетом скажут духи зла.

Сколько разных вер!

Неужели все эти «верю в Бога» говорят об одном и том же? А если нет, то в чём же тут разница? И как эту разницу выразить? Неужели она только количественная: мол, церковный человек верит сильнее, а нецерковный — слабее? Нет, сдаётся мне, что дело тут не столько в количестве, сколько в качестве…

Возьмём для примера веру любителя умных книжек — многие из нас с этого начинали, многие и до сих пор, пройдя этапы воцерковления, любят следить по книге за хитросплетениями чьих-то мыслей. Как хорошо порою раскрыть томик Честертона или, скажем, Клайва Льюиса и позволить автору убеждать себя, с восторгом внимая его шуткам, прибауткам, парадоксам и силлогизмам… Или вгрызться во что-то более крепкое — в труды Лосева, Соловьёва, Флоренского… Одолеешь такую книжицу и чувствуешь, как стремительно растёт твоё самоуважение, и, поддавшись доводам автора, ощущаешь себя причастным к высокой мудрости. (Кстати, не думайте, что я насмешничаю: читать умные книги — труд добрый, труд благодарный, плодотворный.) Я поддался, я встал на одну сторону с автором, и если автор уверяет, что Бог есть, то я вслед за ним (за Лосевым, Честертоном, Паскалем) уверенно повторяю: «Бог есть! Я верю в Него!»

Что же дальше?

Что-то же должно последовать за этим утверждением, чтобы столь гордо произнесённые слова не стали пустым звуком.

А ведь могут стать. Знаем мы, видали людей, которых слова о вере в Бога никуда не привели. И ведь не скажешь, что эти люди лгут, — нет, они искренне в сердце своём признают бытие Божие, соглашаются с мыслью о том, что Он существует, что Он Творец и Промыслитель… Правда, зачастую представления о Боге у них довольно смутные, они любят порассуждать о том, что все религии по-своему правы, что нельзя бесконечное и вечное Божество заключать в узкие рамки догматов… Но бывает и так, что они соглашаются именно с православными богословами, искренне возражая католикам, протестантам и т.д.

Что, разве такие люди плохи? Мы¬то знаем и таких, кто, начитавшись Честертона, берёт затем с полки Ницше и возглашает вслед за безумным Фридрихом: «Бог умер!»

Как сказал поэт:

- Что ему книга последняя скажет,
то на душе его сверху и ляжет:
верить, не верить — ему всё равно,
лишь бы доказано было умно!

Нет, мы не о них, мы о тех, кого не так-то просто спихнуть с однажды занятой идейной позиции. Это ведь совсем не плохое душевное качество, отталкиваясь от этой твёрдой почвы, можно идти дальше, можно взлетать выше…

Взлететь можно, но взлетают не все, к сожалению. Многим достаточно, что их мысль о Боге, мысль сочувственная и принимающая, остаётся в интеллектуальном багаже; они не спешат переместить её в багаж сердечный.

Бог для них остаётся идеей — и только.

Это вроде как с теорией относительности: сейчас многие в ней сомневаются, — но веришь ты Эйнштейну или нет, что это, собственно, меняет в твоей жизни? Если веришь, то Вселенная для тебя выглядит так, если не веришь — то этак, а твоя собственная вселенная от этого верю — не верю» не поколеблется. Формула Е=mc2 может лежать только в интеллектуальном багаже, и больше нигде.

Но Бог-то — это не формула!

Знаете, у Редьярда Киплинга есть баллада под названием «Томлинсон» — о человеке, который не имел за душой никакого иного багажа, кроме интеллектуального, и в результате, умерев, он не смог попасть ни в рай, ни в ад: отовсюду его гнали.

«О, это читал я, — он сказал, — а это был голос молвы,
А это я думал, что думал другой про графа из Москвы».
Столпились стаи добрых душ, совсем как голубки,
И загремел ключами Пётр от гнева и тоски.
«Ты читал, ты слыхал, ты думал, — он рек, — но толку в сказе нет!
Во имя плоти, что ты имел, о делах твоих дай ответ!..
Ты читал, заключал, ощущал — добро! Но в райской тишине,
Среди высоких, ясных звёзд, не место болтовне.
О, не тому, кто у друзей взял речи напрокат
И в долг у ближних все дела, от Бога ждать наград».

Хорошие стихи и хорошие рассуждения, но — опять рассуждения! Как же перейти от рассуждений к вере?

Видимо, нужно вспомнить, что Бог не идея и не формула, а Существо. Он — Сущий. Он — Личность (пусть Триединая, что нам недоступно, и всё же…). Он — Личность, в этом смысле мы Ему подобны. А можно ли в личность верить так же, как мы верим в ту или иную философскую систему?

Личности нужна не столько ВЕРА, сколько ДОВЕРИЕ.

Вот тут-то и заключена загвоздка: пусть мы верим в Бога, но доверяем ли мы Ему?

Если мы доверяем человеку, то мы идём за ним, мы следуем его советам, мы принимаем его мысли, мы полностью полагаемся на него… Хотя вообще-то такого человека, на которого можно было бы полностью и во всех случаях положиться, не существует. Зато существует Бог, который не подведёт никогда; мало верить в то, что Он существует, надо доверять Его воле.

Вот с этим-то, с доверием к Богу, у нас постоянные проблемы — у всех (даже у воцерковлённых) и всегда (даже на молитве).

На этом-то, кстати, споткнулись и Адам с Евой. Верили ли они в Бога? О, да. Они даже беседовать с Ним могли - попросту, как дети с Отцом. Но вот доверие к Богу… Увы! Разве купились бы они на слова змия, если бы доверяли Богу безоглядно? Адама и Еву (а вслед за ними и всё человечество) погубило именно недоверие.

ПОЛНОЕ, БЕЗОГЛЯДНОЕ ДОВЕРИЕ К БОГУ — ЭТО И ЕСТЬ ВЫСШАЯ ФОРМА ВЕРЫ. Полностью доверяющий Богу человек (если, допустим, найдётся такой) примет любой удар судьбы, ибо знает, что это от Бога, а Бог всё делает к лучшему. Полностью доверяющий Богу человек принимает Писание целиком, не деля его на то, что вероятно, и то, что невероятно (доверяющий делит его на то, что ему понятно, и то, что ещё непонятно). Полностью доверяющий Богу человек на молитве знает, что Бог слышит все его слова, и ни одно из этих слов не оставит без ответа (а каким будет этот ответ — время покажет, важно не проглядеть и понять его).

Вот мера нашей веры: чувствуем ли мы, что всегда можем положиться на Бога? Нет, до этого пока далеко…

Помните рассказ из «Отечника» свт.Игнатия (Брянчанинова)?

«Однажды мы шли по морскому берегу; я почувствовал большую жажду и сказал авве Виссариону: «Отец! меня очень томит жажда». Старец, помолившись, сказал мне: «Напейся из моря». Морская вода сделалась пресною, и я утолил жажду. Напившись, я налил воды. Старец, увидев это, сказал мне: «Для чего ты сделал это?» Я отвечал: «Прости меня; я сделал это из опасения, что мне опять захочется пить». Старец сказал: «Как здесь — Бог, так и везде — Бог».

Вот образец доверия к Богу, — достигнуть бы хоть этой ступени…


Рецензии
Чуда про запас не бывает.

А какая такая особая вера в рассказе?
Запастись впрок... кстати, запасенная, она вполне могла опять сделаться соленою.
Как манна, которая портилась запасенная впрок, и таявшая, когда солнце всходило.

Светлана Энь   21.08.2023 18:09     Заявить о нарушении