Ребенок и свобода, как найти баланс

Если Вы внимательно посмотрите  на свое окружение, где есть  дети, то наверняка заметите, что родители, в той или иной мере,  чрезмерно опекающие своего ребёнка встречаются очень часто. Данная проблема  была и во времена наших бабушек, однако сейчас, более половины родителей придерживаются гиперопекающего поведения, тем самым калеча психику детей.
Пока Ваш ребенок маленький и учится познавать окружающий его  мир, каждый заботливый и внимательный родитель стремится обезопасить свое чадо от возможных  негативных ситуаций и такой  уровень заботы о нем со стороны взрослых является естественным и правильным.

 Однако, на практике часто  приходится сталкиваться с обратной стороной этого процесса - с  чрезмерной заботой о ребенке, которая в целом выражается в тотальном контроле и повышенном внимании к нему со стороны родителей при отсутствии реальной опасности.

Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность.

 Когда стремление родителя во всем контролировать действия ребенка,  и его окружение сохраняется после достижения ребенком трех-четырех лет и далее, такое поведение взрослых называется гиперопекающим - чрезмерное волнение и постоянная боязнь за ребенка, желание  все время быть рядом, дабы уберечь его от «вероятной» опасности, будь то «микробы», погода или  приятель. Родитель сам когда-то был ребёнком и на его поведение безусловно влияет проекция его собственного детства и установок, которые ранее были заложены, также влияют приобретённые страхи, навязчивые  думы и страхи -  «как бы чего не вышло». Но если гиперопека продолжается дальше, ребенок укрепляется в роли своевольного «тирана». Он очень быстро «понимает» на бессознательном уровне, что именно он — та самая ось, вокруг которой вращается все вокруг и быстро  изобретает «способы», когда любая его прихоть исполняется.«Ладно, я съем кашу, но ты за это мне дашь поиграть твой айфон»; «Хорошо, я пойду в школу, но ты тогда сама убери мои игрушки и собери портфель»; «Договорились, ладно, буду приходить из школы во-время. Только купи мне новый ноутбук».

 Да, гиперопекающему взрослому-контролеру  так спокойнее.

 Но что происходит с ребенком в подобных ситуациях? Ребенок, следуя предъявляемой ему модели поведения, сам,  как и его родители, становится чрезмерно беспокойным, начинает  испытывать немотивированную   тревогу, постепенно переходящую в  детские страхи. Такой  ребенок не учится самостоятельно принимать решения и преодолевать  трудности. Он живет с  надеждой на подсказку и помощь со стороны. Любое препятствие воспринимается им как непреодолимое, формируется позиция пассивности, нерешительности, беспомощности. Как часто приходят родители и рассказывают, что «наконец-то» перевели ребенка в другую школу из-за того, что у него не сложились отношения в классе. И часто такие школы бывают школами «частными» с малой наполняемостью класса, что само по себе вовсе не плюс. Какую модель  преодоления трудностей выносит для себя такой ребенок? – «проблему можно не решать, от нее нужно уйти.   Кстати, именно гиперопека может вызвать  у ребенка протестное стремление стать «независимым и самостоятельным». Мы часто наблюдаем у  подростков проявление такого протеста в крайне форме -   уход из дома, грубость, пренебрежение мнением родителей, наплевательское отношения к их чувствам.

 А такой  «старт» во взрослую жизнь, дали этим детям их родители и эти приобретенные черты,  модели мышления и поведения  перейдут  затем во взрослую жизнь таких детей.

 В чем «подвох» гиперопеки? Гиперопека  страшна тем, что родители, часто сами того не сознавая, блокируют самостоятельность ребенка, лишают его права и возможности попробовать собственные силы, постепенно становясь самим собой. Естественно, во взрослом возрасте такой человек  неспособен самостоятельно принимать решения. Ведь за него всегда все решали родители: с кем дружить, куда ходить, во что играть, какую профессию выбрать, с каким юношей встречаться. Ребенок, привыкший получать все готовое «на блюдечке с голубой каемочкой», не умеет быть благодарным, не ценит близких, и все, что они для него делают. Для него это  всего лишь «свита» в собственном королевстве. Но, как только такой ребенок выходит за пределы своих владений, будь то детский сад, кружок или школа у детей и ВУЗ, офис у молодежи, выясняется, что   за порогом дома  иная жизнь и  иные люди, отнюдь не готовые быть «придворными». Дети, одурманенные флером гиперопеки в семье, бывают  невыносимы в общении в саду, школе, на дополнительных занятиях, со сверстниками. Ребенок настолько привыкает быть «пупом земли», что просто не понимает, почему же здесь люди отказываются вокруг него вертеться. Он пробует привычные методы: капризы, повышенный тон, протестное поведение, но они неожиданно оборачиваются против него. Он, может, и хотел бы вести себя по-другому, но не умеет, не приучен. Нарцисс и эгоист, умеющий лишь требовать и брать, не отдавая ничего взамен, вряд ли будет счастлив. А  может быть, не получив ожидаемого, попробует  удовлетворить  свои потребности  обманом, подлостью и силой. Хотите ли вы такой судьбы для ребенка?

 Конечно, гиперопека возникает не из злого умысла. Родители искренне тревожатся за ребенка и поэтому хотят контролировать окружающее его пространство, полагая, что так будет лучше для всех и прежде всего для  него. Но важно вовремя понять, что защитить его от всего невозможно, да и ненужно. Научившись плавать на мелководье, он перестанет бояться воды и не утонет, попав в экстремальную ситуацию. Задача родителей — оценить, насколько ребенок готов к тому или иному виду деятельности, сопряженному с риском. Иногда родители тревожатся безо всяких оснований.

 Каковы причины возникновения гиперопеки родителей? Их много. И понять, какова причина именно в Вашем случае, возможно с помощью  специалистов – психологов и психотерапевтов. Рассмотрим наиболее типичные случаи.

 Чаще всего гиперопека формируется из-за того, что ребенку в какой-то момент действительно грозила реальная опасность. Если были проблемы с беременностью, то сама «идея» родить ребенка возникла не столько из-за желания стать мамой, а потому что превратилась в  «сверхценную» в связи с обстоятельствами. Если  ребенок  сильно болел в детстве, тоже результатом становится гиперопека. Очень часто это бывает, когда дети в младенчестве переносят серьезные операции, например на сердце или почках. Этот тяжелый во всех отношениях период порождает  у родителей страх  не допустить его повторения. И с ребенком начинают обращаться как с «хрустальной вазой».

 Еще одна причина связана с трудностями самого родителя. Почти у каждого взрослого в жизни бывают моменты, когда что-то идет «не так». Это могут  быть разлады в семье, проблемы на работе. И  тогда родитель цепляется за ребенка, как за соломинку, пытаясь заполнить ту пустоту, которая образовалась в его жизни. Развивается  «зависимость» родителя от   собственного ребенка, потому что «своей» внутренней, психологической жизни у него нет, а как результат для ребенка – дети лишаются  права  проживать собственную жизнь. Когда такая зависимость  продолжается  в более позднем возрасте, у взрослых детей возникает «созависимость». – « Я не могу выйти замуж и строить свою семью. Мама отдала мне всю молодость, и я не могу теперь ее оставить жить одну, она этого не заслужила и этого не переживет». Знаете такие истории? Наверняка.     Родители часто не осознанно  используют ребенка для решения собственных внутренних проблем и удовлетворения собственных потребностей. Гиперопека ребенка подменяет взрослому нормальные пути самореализации в том случае, если ему не удалось реализовать себя в семье или на работе.

 Другая  причина гиперопеки скрыта глубже. Ее нужно «прорабатывать» с психотерапевтом и она не может быть решена за одну встречу со специалистом.  Она заключается в том, что родитель подсознательно испытывает негативные чувства, а иногда и враждебность к сыну или дочери.  Однако, понимая несправедливость и  неприемлемость этого чувства, механизм психологической защиты  «вытесняет» его в бессознательное, дабы человек  не испытывал за него чувство вины. Далее, эта «вытесненная вина» на бессознательном уровне порождает  страх того, что неприятие ребенка может привести к тому, что с ним что-то произойдет. Такие мамы думают, что с ребенком должно случиться что-то ужасное из-за того, что они не хотели его рождения.

 Частая и  распространенная причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку, когда к уже подросшему и вполне самостоятельному человеку продолжают относиться как к неразумному и беспомощному малышу. В психологии есть такой специальный термин «обрезание пуповины (психологической)». Как бы мы не беспокоились о наших детях, рано или поздно они вырастают и должны «вылететь из материнского гнезда». Об этом должен знать и помнить каждый родитель и быть готовым к этому. «Отпускать» ребенка нужно постепенно, разумно предоставляя ему   по мере развития и роста, ту степень свободы, которую он в состоянии освоить на данном этапе.   

 Материнская гиперопека встречается чаще всего. Многие женщины, разочаровавшиеся в браке и семейной жизни, полностью посвящают себя ребенку. Он становится отрадой и заботой, которая поглощает ее целиком, и «гасит» ее страх одиночества, смягчает  и подменяет собой  внутреннюю  неудовлетворенность женщины ее личной жизнью.  Ребенок становится заложником  материнской любви такой мамы. Он постоянно  бессознательно испытывает чувство вины и по сути является созависимым от матери - таков  результат  чрезмерной и  удушающей любви.

 А есть ли  «золотая середина»? Как найти баланс между гиперопекой и невниманием к ребенку, с которым тоже приходится нередко сталкиваться в психологической практике? Где равновесие между  излишней заботой, и несвоевременным  требованием  самостоятельности  от ребенка? Ведь при всей разности характеров и типов воспитания, все  мамы и папы хотят, чтобы их дети крепко стояли на ногах. Самое важное для этого - суметь не погасить в детях стремление быть смелыми, сильными, справедливыми. Родителям необходимо увидеть в себе и преодолеть отношение к ребенку, окрашенное собственной излишней озабоченностью и тревогой, признать даже  в маленьком ребенке его право быть   личностью, разглядеть и всячески поддерживать его индивидуальность, развивать таланты и способности, заниматься не развлечениями ребёнка, а его увлечениями.

 А если у Вас есть  перечисленные выше особенности воспитания, приходите на консультацию в наш «Нейропсихологический центр".  Опыт наших специалистов позволяет нам помочь родителям справиться с означенными трудностями. Диагностика выполняется клиническим, психодиагностическим методом – используются беседы, наблюдение, опросники, интерпретационные тесты, рисунки.
Клиническая беседа.  Клинический психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
Тесты интерпретации ситуаций.  Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей.

 Основные способы лечения – семейная, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, консультирование. На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов:
Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
Когнитивно-поведенческая психотерапия.  Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата клинический психолог дает домашние задания, отслеживает их выполнение.
Мы работаем очно и в онлайн формате.


Рецензии