Работники ух!
Меня клали сначала на тачку вместе с граблями и лопатами -это когда еще была сосунком, До двух лет к работе не привлекали. А вот с двух -раскладывала я картофель по выкопанным ямкам.И не просто бросала в ямку, а, нагнувшись, клала в ямку ростками кверху. Рассада картофеля готовилась с нового года. Срезали с больших корнеплодов верхушки, подсушивали срез. Это и был посадочный материал.
Соседи сажали мелкими, цельными клубнями и удивлялись: почему это картофелины у нас были крупнее, чем у них, забывая поговорку: " От плохого семени не жди хорошего племени"
Конечно, устав, падала в борозду и засыпала. Никто меня не тревожил. Но вы подумайте: падала от усталости!
Летом все, от мала до велика, шли на сенокос.Как это не покажется странным, но на сенокос шли как на праздник. Взрослые и дети принаряжались, настроение бодрое, веселое. Из сельских работ эта была самая легкая. Не для косарей, конечно, а для нас, детворы. Переворачивали рядки со скошенной травой.Для просушки.А потом посидеть со взрослыми , закусить, что бог послал. Конечно, еда была та же, что и дома, но иногда перепадало что-то вкусненькое от соседей. У чужих-то всегда вкуснее и слаще.
Во время сбора зерновых другое дело и другое настроение. Именно это время называют СТРАДА. Все на току. Дети подносили снопы либо к току, где цепами взрослые обмолачивали зерно, либо к молотилке. Жара, пыль,пот заливает глаза. Хочется улизнуть на речку, но не могИ. Работай.
Сразу даю справку: цеп, которым молотили снопы, состоял из двух деревянных частей, соединённых между собой при помощи кожи или коротенькой цепи. Короткая часть цепа, сама бита, около 7о см, длинная как обычный держак около
двух метров. Ну, если доходчивее, то цеп- это крестьянские нунчаки,разделенные не по китайским правилам.
Рабочий день начинался с восходом солнца и заканчивался с темнотой. Рабочий день в страду длился 14-15 часов.
Мои братья , родные и двоюродные, были собраны в звено!Официально! Посмотрите фото 1945 года.
Смотрим на мальчишек слева направо: Чванов Петр, 6 лет, Чистоколов Юрий, 8 лет, Чистоколов Владимир, 10 лет. Фото делали для районной газеты.
Вот такие работники!Ух ты, вот это да !- воскликните вы. И будете правы!
Что же вышло из этих детишек? Как вы думаете? Обрадую вас. Они выросли достойными людьми.Чванов Петр- капитан первого ранга в запасе, член Союза писателей России, Юрий Чистоколов - инженер-химик, Чистоколов Владимир - инженер -строитель Байконура.
Удивила я вас? Испытали гордость за свой народ? Этого я и хотела достичь.
Жизнь прожита ими достойно.
И еще хочу добавить: о существовании детских лагерей отдыха, то бишь пионерских, сельские дети не знали совсем. Будучи уже студенткой института я узнала об этом и удивилась. Надо же! Всё лето я работала: на заводе (в нашем селе плюс к спиртзаводу был еще и цех мукомольный). Представьте себе девчонку 10 лет, таскающую мешки с мукой. Не поверили? А зря. Я ведь говорю-таскающую, т.е. я не поднимала мешок, а тащила его волоком в указанное место.Весёлая работенка, не правда ли?
Или разгружала машины с углем. От лопаты на руках кровавые мозоли, потом они лопались и рукавицы прилипали к рукам.
Школа наша была старая, деревянная, вот-вот развалится, и начали строить новую.
Все старшеклассники ездили разгружать вагоны с кирпичом, грузить его в машины, а потом разгружать.
Думаете это легко нам давалось? Кожа на руках стесывалась , как будто по ней несколько раз с силой водили наждаком. А перчаток или рукавиц ни у кого из нас не было.
Пришлось мне поработать и на стройке школы, делать раствор. Я была вместо бетономешалки. Всё это делали руки пятнадцатилетней девочки, которая и на уроках-то теряла сознание от голода. Приходилось и носить кирпичи на второй-третий этажи. Так что перед вами бывший чернорабочий строитель
Жаль только, в новой школе мне учиться не довелось. Школу открыли после моего получения аттестата зрелости.
Нужно добавить обязательно: школа наша была внешне развалюха, но знания нам давали отменные. Все выпускники, поступая в высшие учебные заведения, проходили по конкурсу без блата и взяток. Вот такие у нас были учителя!
И вот такие работники! Ух!
Для вашего сведения: фотография сделана в 1945 году, нигде больше не выставлялась. Только мои читатели видят этот раритет!
Свидетельство о публикации №223082200253