Де Кюстин с цитатами и комментариями
Де Кюстин
"Россия в 1839 году. Том второй":
Очень высокого уровня автор - и никакого поклепа. Дважды удивлён, ведь в прежние разы он не производил на меня впечатления. Напомнил Радищева, только язык более современный, а взгляд более отстранённый. Уже в 1839 году он прекрасно чувствовал Сталина, 1939-ый...
Если бы в 39 году послушали бы Кюстина, не обосрались бы в 56-м.
"Мне говорят: "Нам бы очень хотелось обойтись без произвола, тогда мы были бы богаче и сильней; но ведь мы имеем дело с азиатскими народами". А про себя в то же время думают: "Нам бы очень хотелось избавить себя от разговоров про либерализм и филантропию, мы были бы счастливей и сильней; но ведь нам приходится общаться с европейскими правительствами""
С другой стороны, французы в это время лидировали и вели себя высокомерно - у Кюстина тоже не без этого. Тем более, что это маркиз...
П.С.:
"Чтобы жить в России, скрывать свои мысли недостаточно — нужно уметь притворяться. Первое — полезно, второе — необходимо." - скрывать свои мысли и притворяться - это один пакет, одно и то же, не? "Полезно, необходимо "... И кто б говорил - Европа стоит на тотальном лицемерии... В России живут грубоватые провинциалы - соответственно, они откровеннее (хотя робости, зажатости много)
"Нужно жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией, чтобы почувствовать всю свободу, предоставленную другим народам в других странах Европы, какой бы ни был принят там образ правления" - "пустыня без покоя" - это что-то странное; может, бессонница замучила? "Тюрьма без отдыха" - тоже странность, если вдуматься! Хотя на николаевский режим все жаловались - очень даже многое зависит от текущего "образа правления"...
"В России монарх может быть любим народом, даже если он недорого ценит человеческую жизнь" - "любим - не любим", "ценит - не ценит" - всё это оценочные суждения, ни о чем. Наполеон был любим? Он ценил человеческую жизнь?
"Я часто повторяю себе: здесь все нужно разрушить и заново создать народ." - ничего себе замашки! Его, пидора, самого надо было разрушить и заново создать...
"... нет другой страны, где бы жертвы боготворили своих палачей!" - что имеется в виду?! Кто боготворит своих палачей?
"История составляет в России часть казенного имущества, это моральная собственность венценосца, подобно тому как земля и люди являются там его материальною собственностью; ее хранят в дворцовых подвалах вместе с сокровищами императорской династии, и народу из нее показывают только то, что сочтут нужным." - где государства, там и пропаганда, просто в немного разных формах... Какие-то "подвалы" выдумал...
"Вооружившись топором. который всюду носит с собой, он превращается в настоящего волшебника и сотворяет в мгновение ока любую вещь, какой не найти в глуши. Он сумеет доставить вам среди пустыни все блага цивилизации; он исправит вашу коляску; он найдет замену даже сломанному колесу... если же, несмотря на эти ухищрения, телега ваша не сможет ехать. то он мгновенно построит вам вместо нее другую, с чрезвычайно ловкостию употребляя обломки старой для составления новой... Если вы решили заночевать в лесу, этот мастер на все руки возведет вам дом для ночлега; и наскоро сметанная хижина будет лучше любого городского трактира. Поместивши вас со всевозможным удобством, сам он закутается в вывернутую овчину и ляжет спать на пороге вашего нового жилища...или же усядется напротив под деревом и, глядя в небо, будет развеивать вашу тоску пением...и никогда не придет ему в голову, что по всей справедливости он и сам бы мог занять место рядом с вами в той хижине, которую только что для вас соорудил" - так это прекрасная Россия прошлого, которую мы потеряли?! Точнее, прекрасные россияне - умелые, ловкие, сильные и веселые , если не счастливые.
"Император боится гласности так же сильно, как Россия боится императора." - ну, понятно, в стране с суровым климатом более суровая власть и менее болтливая пресса (хотя после Николая и болтовни стало - хоть жопой ешь; что до добра не довело...)
"... менее всего в России понимают свободу мысли и слова; как я слыхал от тех, кто с напускною рассудительностью говорит о нашей стране, они не могут понять, как это король не наказывает парижских писак, которые каждодневно его бранят" - о "писаках" можно и не сообщать, слишком уж это вещь незначительная. И у каждого "писаки" есть свой хозяин... - иначе бы только на заборе писал. Хотя при Николае действительно была полицейщина и военщина - у нас вечно крайности, только они представляются "определенными" , и понятными нашему провинциальному быдлу и "электорату".... Вообще, о какой-то "свободе" в мире государств и денежных мешков могут говорить только идиоты - мы всегда слишком зависим от данных субстанций...
".... русская политика в конце концов растворила Церковь в Государстве, смешала небо и землю: человек, который смотрит на своего повелителя как на Бога, надеется попасть в рай единственно милостью императора" - а сейчас в чем "растворилась" церковь на западе?! И когда и где она не была подчинена царям, королям и прочим властям, пусть и не так грубовато по форме, как у нас? И кто это "надеется попасть в рай по милости императора"?! Чинопочитание у нас очень развито, да - как и сварливое обвинение всех властей подряд в "коррупции" и так далее. Слишком много государства и слишком мало бизнеса, собственников - слишком большая страна, боялись такому крупному зверю дать настоящую жизнь и свободу, держали в узде; боялись "анархии" - "как бы чего не вышло"; "держи, что имеешь и не помышляй о большем - мы и так огромные". Любые богачи оказываются в подобных путах...
"... среди здешних чиновников честность была бы так же опасна, как сатира, и так же смешна, как глупость." - государства и корпорации - это система, это механизм, и человеческие качества с механизмом не резонируют , в том числе и на национальность ему плевать - поэтому везде одно и то же. Механизмам не нужна ни честность, ни нечестность - но у безликих, бесчеловечных механизмов, матриц , систем хорошо, конечно, в отместку что-то украсть, в качестве моральной компенсации... По мне, так Кюстин всюду только иллюстрирует тезис "своё говно не пахнет". И как гомику ему было особенно неуютно в России - не встречал собратьев по разуму, мучился воздержанием...
"Так называемая сильная власть, везде и всюду требующая неукоснительного повиновения, неизбежно обрекает людей на жалкую участь. Себе на службу деспотизм способен поставить любое общественное устройство, независимо от господствующих с его дозволения монархических или демократических мнимостей." - государства и корпорации обрекают людей на жалкую участь. Государства - под предлогом обеспечения безопасности, а корпорации - под предлогом производства товаров (ширпотреба или финтифлюшек для богатых шлюшек). Власть (как и люди в целом) в России не сильная, а грубоватая - но это влияние климата.
"При этом строе человек крепко привязан к земле, поскольку его продают с нею заодно; однако, вместо того, чтоб признать, что сам он закрепощен, а земля свободно продается, то есть понять и осознать, что он принадлежность земли, посредством которой другие люди деспотически им распоряжаются, - он, напротив, мнит, будто земля принадлежит ему. По сути, такая ошибка прдеставляет собою просто обман зрения: ведь, полагая себя владельцем земли, крестьянин не берет в соображение, что землю-то можно продать и без живущих на ней людей. А потому, попадая к новому помещику, он не считает, что этому новому владельцу продали землю; в его представлении продали прежде всего его самого собственною персоной, а уж впридачу отдали и землю - землю, на которой он родился, которую возделывает и от которой кормится. Вот и попробуйте дать свободу таким людям..." - читайте Глеба Успенского про русских крестьян. Хотя и тут верно написано: крестьянин зачарован землёй, взасос любит её, и ему плевать, что с ним делают, лишь бы с землёй не расставаться, с божественной природой, с полноценным , полнокровным трудом (кстати, у Успенского есть интересная мысль о преимуществе крепостного права: при нем помещик был заинтересован в исправных крестьянах - потому как иначе не стало бы исправных доходов. Крестьянин был аналогом домашней скотины - его доили, но условия намного лучше у домашней скотины, а не у дикой.)
"Простолюдины в частных своих распрях друг с другом очень редко обращаются в суд. Этот их зоркий инстинкт представляется верным признаком неправедности судей." - дебилы, праведен лишь один господь бог, а мерзкие бюрократические ведомства по определению не могут быть праведными.
Цивилизация пытается расчертить, формализовать всю жизнь, но ни к чему хорошему это не приводит, только жизнь убивает, а порождает талмуды законов (посмотрите на западное искусство последних веков - очевидно, что жизнь там уже убита, закатана в асфальт, сохранилась лишь где-то глубоко, в виде призраков и уродливых сорняков...)
"Относительно московских и петербургских зим не знаю, но лето мало где так неприятно, как в этих двух городах." - и лето ему не нравится! Царизм и лето испортил?! Лето в России чудесно, другое дело, что, конечно, лучше проводить его на природе - как и всю жизнь собственно.
Этот ноль, кстати, всего-то три месяца в России пробыл - знаток, что говорить!
"Прежде чем принимать изъявления всенародной любви, следовало бы создать сам народ" - землю надо было раздать крестьянам (и ограничить наёмный труд!)
"...русские не столько хотят стать действительно цивилизованными, сколько стараются нам казаться таковыми. В основе они остаются варварами." - западники хотели бы стать цивилизованными, но почему-то тонут в пидорстве и тотальном лицемерии. Цивилизация городов - это дерьмо, заведомо ложный путь, нужна цивилизация деревень и жизни на земле, чтобы эта жизнь не была чрезмерно грязной и трудной...
"Труднее всего на этих стоянках, да и вообще в России, раздобыть чистое белье. Как вам известно, я вожу с собою кровать, но много белья захватить не смог, а полотенца, которые дают на почтовых станциях, всегда несвежие; не знаю, кто имел честь их запачкать." - ну, конечно, Франция в 19 веке была одной из самых передовых стран и у нас намного беднее жили (подражатели не могут жить слишком богато и счастливо, их участь заведомо уныла и ничтожна - а весь мир последние века лишь подражал западной цивилизации...)
"Россия — нация немых; какой-то чародей превратил шестьдесят миллионов человек в механических кукол, и теперь для того, чтобы воскреснуть и снова начать жить, они ожидают мановения волшебной палочки другого чародея. Страна эта производит на меня впечатление дворца Спящей красавицы: все здесь блистает позолотой и великолепием, здесь есть все… кроме свободы, то есть жизни." - при дворе Николая было так, в других местах и временах не так. И военщина и цивилизация убивают жизнь - а тут получилось двойное убийство. Сам Кюстин был жив лишь пидорством и искусственными путешествиями по миру. Опять же, искусство прекрасно отражает количество и качество жизни - и у нас был тот же Пушкин, например, персонаж, как известно, весьма живой. Я уж не говорю о Лермонтове... А чем может похвастаться запад первой половины 19 века? В общем, всё это весьма поверхностные и ничтожные разговоры - и я не пойму, как я умудрился зауважать этого призрака в первый раз!
Свидетельство о публикации №223082200442