О формировании гражданской позиции

Проблема воспитания гражданской позиции в школе.  МЕРТВЫЕ ДУШИ, Т.1; Т.2. Педагогический анализ: М. Шульгин, О. Рудьман. – Иркутск, 2023 -17с.
Издание второе, переработанное

Предназначено для всех неравнодушных людей, особенно для учителей литературы, воспитателей и патриотов России

Содержание

Том 1. ХАРАКТЕРЫ
1. О Руси и русскости
2. Прозорливость народа
3. Карикатурный характер поведения в высшем обществе
4. О женском характере
5. Некоторые особенности в национальном характере.

Том 2. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
1. Незрелая гражданская позиция
2. Деструктивные элементы в социальном поведении
3. Методы воспитания гражданственности
4. Философские аспекты
5. Педагогическая технология работы с текстом

Том 1.
I.  О Руси и русскости

    «Вижу тебя Русь из моего прекрасного далека: бедно, разбросано и неприютно в тебе; не вселяет в тебе дива природы и искусства, не поражают взгляд виноградники и розы. Открыто пустынно и ровно все в тебе. Как точки торчат среди равнин невысокие города. Но какая же тайная сила влечет к тебе. В ушах слышится тоскливая песня от моря до моря и берет за душу. Что пророчат твои необычные просторы».
«Русь, куда же несешься ты? – Дай ответ. – Не дает ответа. Летит мимо все и косясь постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
   У нас «на Руси разговор может иметь десятки оттенков в зависимости от ранга и количества имеющихся во владении душ. Француз и немец же почти тем же голосом могут одинаково говорить и с миллионщиком и мелким табачником, хотя в душе подличают перед последним».
   «Плечистый парень звонко запевал, пятеро подхватывало, шестеро выносило - и разливалась песня как беспредельная Русь…  И он почувствовал, что русский» (Чичиков на вечерней прогулке по озеру у помещика Петра Петуха, т.2).

2. Прозорливость народа

   «Выражается сильно русский народ, и если наградит кого словцом (даст прозвище), то войдет оно ему в его род и потомство на века утащит его с собой… И никак уже потом не избавиться от этого меткого прозвища, которое не вырубить топором. И так все бывает метко, что вышло из глубины Руси, где есть живой и бойкий русский ум. Люди простые за словом не лезут в карман, а вылепливают сразу как паспорт на века, характеризуя человека одной самой яркой его чертой».
   «Всякий сильный народ отличается своим словом, отображающим описываемый предмет, внося в него частичку своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзываются слово британца, щеголем блестят недолговечные слова француза, умной худощавостью слово немца, но нет более меткого, чем русское слово».

3. Карикатурный характер поведения в высшем обществе

«Хорошее воспитание виделось в трех вещах: в французском языке, фортепьяно и хобби», например, в вязании кошельков. За счастье и духовное наслаждение скучающий помещик мечтал бы иметь друга для общения.
    «Балы все же, не в русском духе. Там вдруг взрослый человек выскочит во всем черном, общипанный, обтянутый как чертик и давай месить ногами. А другой, стоя в паре и переговариваясь о важном, выделывает ножкой вензеля налево и направо как козленок. И это все из обезьянства к французам, которые и в сорок лет остаются пятнадцатилетними. Ощущение после такого бала такое, точно какой грех сделал. В голове после разговора со светским человеком пусто. Все что он вам наговорит, все чего коснется, того, что из книжек понадергал, не к чему не применить».

   «В высшем обществе не услышишь ни одного порядочного русского слова, зато изобилуют на разный вкус иностранные слова». Но как замечет Гоголь, люди степенные при должностях как-то тяжеловаты в разговорах с дамами. Их речи «пахнут книгой» и они больше сами смеются над своими шутками и пересказами однотипных историй (Чичиков в роли миллионщика на балу).
    Интересно посмотреть на походку и манеры господ, подмеченные Гоголем: «Он семенил ножками, как делают молодые старички щёголи на высоких каблуках, называемые мышиными жеребчиками».
   «Сплетня в обществе переноситься от одного к другому со словами: какая же это пошлая ложь».

4. О женском характере

   «Женщина, как не слаба характером, становиться вдруг тверже мужчины, когда ощутит к себе пренебрежение» (Чичиков не замечал назойливого внимания к нему других дам на балу).
«Женщина - такой предмет, попробуй-ка угадать, что бегает на её лице? – Разные излучины, намеки. А глаза – это такое бесконечное государство, в которое заехал человек и поминай как звали. Взгляд их – бархатный, влажный, сахаристый. И жесткий, и мягкий, или совсем томный как говорят в неге – зацепит за сердце и проведет по душе как смычком. Да это просто галантёрная половина человечества».

    Автор заметил, что женщины, узнав от других о привлекательной части своего тела, непременно позже выставят её на обозрение.
Бабское в женщине непременно проявиться: «Хороший овал молодой светловолосой дамы округлился как свежее яичко, и пропускал через себя лучи сияющего солнца.В ней еще не было ничего бабского, всего того самого неприятного, коим менее чем за год её наполнят этим маменька и тетушки, что и сам отец не узнает. Возникнет надутость, чопорность, станет врать».

5. Некоторые особенности в национальном характере

    Неблаговидные черты (хвастовство, угодничество, леность)

«Русcкий человек имеет страсть хвастать знакомством с кем-нибудь из знаменитостей» или кем-либо повыше себя рангом.
Почти каждый из служащих способен мгновенно преобразиться перед начальником, «становясь как бы ниже и тоньше. Голоском заискивает и движениями раболепствует».
«Русский человек не любит сознаваться перед другими, что он виноват, но чаще всего не может без понукателя: так и задремлет, так и закиснет».
   
 2. Крепость характера (неустрашимость, расторопность, резкость)
«Ах, русский народец не любит умирать своей смертью».
«Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке».
«Русский человек уж любит прямое слово, оно ему нужно как рюмка водки для сварения в желудке. Такая натура – ничего пресного не любит».

Том 2. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
 (отметим,что второй том не изучается в школе).

  Персонажи второго тома «Мертвые души»

- Чичиков – активный предприниматель, нашедший лазейку в налогообложении (налоги брались с умерших, как с живых). Отличается воспитанностью, аккуратностью, обходительностью, терпением. Легко входит в контакты, выведывает весь важный спектр полезной для него информации.
По мнению Муразова, он наделен огромным потенциалом и мог бы при правильном образе жизни, делать великие дела.
- Андрей Иванович – молодой помещик, не нашедший успеха в управлении хозяйством, влюбленный в дочь генерала. Генерал начал  обращался к нему на «ты», и Андрей Иванович посчитал это за неуважение к себе и перестал наведываться к дочери генерала.
- Александр Петрович – авторитетный учитель для воспитанников, их директор и кумир – пример воспитателя гражданственности, терпимости к тяготам в будущей жизни.
- Генерал Бетрищев, как и многие властные русские мужи, был одарен достоинствами и недостатками, но «то и другое было набросано в каком-то картинном беспорядке. Самопожертвование и великодушие в решительные минуты: храбрость, ум, а с другой - мелочность и ревность к достоинствам других. От голоса до малейшего телодвижения в нем все было властным, внушающим подчиненным уважение и робость».
- Платон Платонов – скучающий помещик, живший в достатке, обеспеченном за счет деятельного брата. Был готов путешествовать по губернии вместе с Чичиковым.
- Петр Петухов – щедрый хлебосольный помещик, наделенный талантом кулинара, особенно в блюдах из рыбы и мяса.
- Кошкарев - отставной полковник, родственник генерала – бюрократ, прожектер, вводивший в управление хозяйства и крестьян псевдонаучные западные институты.
- Хлобуев – помещик, у которого Чичиков купил запущенное поместье с 50 мертвыми душами. Перебирался в город учить детей. Написал много бредовых проектов, для реализации которых полагал получить где-то 100 тысяч.
- Муразов – откупщик, богатейший в России мудрый человек, проповедник честного пути, христианских заповедей, влиятельный меценат.
- Генерал-губернатор выступил в роли обличителя взяточничества, его неискоренимости и возможности минимизации при взывании к совести чиновников.

   I. Негативные социально-психологические феномены

   1.1. Знания есть, но умений маловато

   «Господи, какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием». Так, все многочисленные проекты помещика Хлобуева основывались на потребности достать где-то сто или двести тысяч.От повешения его спасало религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нем с беспутною его жизнью» (как у Дмитрия в Братьях Карамазовых).

   1.2. Расточительность должников

   «На Руси водятся такие мудрецы, жизнь которых есть необъяснимая загадка. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, а задает званный обед. И этот обед как последний, а после него уж кажется точно в тюрьму. Но необъяснимым образом, как бы чудом, вымолит у Бога средства и так десять лет к ряду» (о помещике Хлобуеве, который продал 50 мертвых душ Чичикову).

   1.3. Неугасимая жажда к приобретениям

   «Всему виной приобретения и мудр тот, кто не гнушается в отношениях никаким характером людей, но вперя в кого-нибудь испытующий взгляд изведывает его до первоначальных причин. Теперь у нас подлецов не бывает. Есть люди благонамеренные, а таких, которые выставили бы себя на всеобщий позор найдется два-три человека, да и те быстро заговорят потом о добродетели».

   1.4. Псевдогражданственность мошенничества

   Немало состоятельных людей прикрываются гражданственностью. Примером может послужить разговор о покупке мертвых душ: «Не будет ли это дело (оформление купчей на продажу мертвых душ) несоответствующим гражданским постановлениям и дальнейшим видам политики?               
 - Напротив, казна получит выгоду от законной пошлины на эти души», ответил Манилову Чичиков, а помещик избавится от налога на эти души, числящиеся в ведомствах живыми.

   1.5. Замалчивание правды

   Н.В. Гоголь пишет, что: «На автора произведения может пасть обвинение так называемых патриотов, которые сидят по углам и накапливают себе капитальцы, устраивают судьбу свою на счет других. И как только что-нибудь случиться, вскроется что-то оскорбительное для своего отечества, какая-нибудь правда, то они вылезут все как пауки и подымут крики». - Тогда летело отовсюду: «Да хорошо ли это выносить мусор из избы. Ведь это все наше. А что скажут иностранцы?».

   1.6.  Утаивание дурных намерений

   Автор романа выводит то, что: «Не патриотизм и не первое чувство есть причина обвинений». Вскрывает психологический феномен: «Думать не о том, чтобы не делать дурного, а только о том, чтобы не говорили, что они делают дурное».

   1.7. Боязнь заглянуть в глубь себя и увидеть там ...

   Гоголь подмечает: «Люди боятся глубоко устремленного взора, страшатся смотреть в корень проблем и отношений, а любят скользнуть только по их поверхности, чтобы не заметить в себе какой-либо подлости и страсти».

    2.  Деструктивные элементы в социальном поведении

    2.1. Раздражение, протестное негодование

    "Огорченные люди, которые не могут переносить несправедливость - нередки.  Они: «Добры поначалу, но беспорядочные сами в своих действиях, требуют к себе снисхождения и в то же время исполненные нетерпимостью к другим, проникаются чувством благородного негодования против начальников" (т.2).
    «Разбуженный раздражительностью сотрудник, начинает острее замечать недостатки и придавать большое значение разным несущественным мелочам. Притворство,придирки или некомпетентность начальника начинают вызывать в нем нервическое раздражение и становятся поводом оставить карьеру (когда есть возможность и желание зарабатывать другим делом) вместо того, чтобы образумится, отринуть гордость и самолюбие» (там же).
    Избежать такой позиции, по мнению Гоголя, возможно так: «Следует не оскорбляться на несправедливость начальника, на грубость, надменность его, а уместно подавить в себе честолюбие. Надобно иметь трудолюбие и самоутверждение для продвижения по службе». Подчиненному также «следует примеряться к нраву начальника, нежели наоборот. Он один, а нас много».

    2.2. Избегание проблем

    Для многих характерно избегать, не замечать реальные проблемы. Так, помещик отвечает своему управляющему: «Зачем ты мне говоришь, что дела идут скверно. Я брат знаю это и без тебя. Ты дай позабыть мне это и тогда я буду счастливый. -  И забывается, и готов уже на низость, от которой сам прежде ужаснулся бы».

    2.3.  Философствующее бездействие

    Препятствием для развития гражданственности служит философствующее бездействие. Так, в одном городке жил философствующий Кифа Мокиевич. Его сын творил беспредел - ломал и крушил все к чему бы не прикасался. Люди, завидев его, сторонились или бежали прочь. На жалобу соседей Кифа Мокиевич отвечал: «Да шаловлив, шаловлив, -да как с ним быть: драться с ним поздно; а человек он честолюбивый, укори его при другом, он уймется поди. Да ведь гласность-то – вот беда! Город узнает о том, назовет его собакой. Уж если он и останется собакой, так пусть же узнают об этом не от родного отца» (т.2).
   - «Так отвечал на обвиненье человек, занимающийся какой-нибудь философией или приращениями на чужой счет сумм нежно любимого ими отечества, думающий не о том, чтобы не делали дурного, а о том, чтобы только не говорили, что он делает дурное». Гоголь выводит следующее: «Да, господа вы боитесь глубоко устремленного взора, и боитесь сами это делать, вы любите скользнуть по всему невидящими глазами».

    2.4. Ложные посылы в обучении

    «Настроили школы, после выхода из которой человек не на что не годился - только что в пьяницы. Он стал больше осознавать свое достоинство, становился как бы Дон Кихотом человеколюбия. Все больше господа думали, как просветить мужика».

    2.5. Дурные страсти

    «Бесчисленны как морские пески, человеческие страсти и все похожи одна на другую, и все они низкие и прекрасные, вначале покорны человеку, а потом уже становятся страшными властителями его. Блажен обладатель прекраснейшей, растущей день ото дня до блаженства страсти и становится раем его души. Но дурные страсти не от человека рожденные, вечно зовущие проявляются в мрачном виде и нет сил избавиться от них, которые встанут перед судом всевышнего».

    2.6. Неискоренимость взяток

    «Знаю, что никакими средствами, страхами и наказаниями нельзя искоренить неправды (взяток), она уж слишком глубоко в нас укоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и даже потребностью, даже и для таких людей, которые и на рождены были бесчестными. Уже почти невозможно многим идти против всеобщего течения. И что за дело выяснять, кто тут более всего из нас тут виноват. Известно зачем берешь взятку и кривишь душой: для того, чтобы жене достать на шаль или на разные платья. И это из-за того, чтобы сказали, что на другой лучше» (генерал-губернатор, т.2)
    «Пришло время нам спасать землю от самих себя, от нас самих, а не врагов внешних. Уже помимо законного управления появилось ему в обход другое правление – скорейшее достижение любых целей в обход закона с помощью правила – цены взятки. Установлены негласные устои и правила и известны даже цены взяток» (там же).

    3. Предпринимательство и потребности

    3.1. Проблемы развития предпринимательства на Руси

    Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» затрагивает проблему развития предпринимательства на Руси. Так, Чичиков думал и представлял себя действующим как Костанжогло (хорошо знающий порядки людей, успешный помещик): «Расторопно, осмотрительно, ничего не заводя нового, не узнавши насквозь всего старого, все высмотревши своими глазами, всех мужиков узнавши, все излишества от себя оттолкнувши, отдавши себя только труды и хозяйству»(т.2).

    а) Словами Костанжогло объясняет, как начать свое дело:
«Надобно начинать с копейки, снизу, сначала. Кто родился с тысячами этого не постигнет, потому как у него уже завелись прихоти. Только тогда узнаешь хорошо людей и быт, когда вытерпишь все на своей коже и пройдешь все мытарства. Тогда не дашь промаху ни в каком предприятии».

    б) Засилии атрибутики западничества: - Витала мысль, "что только одень мужиков в немецкие штаны, то наука возвысится, торговля вырастет и золотой век настанет в России" (т.2).

    в) Экономия на слугах: - «Подать что-нибудь может всякий и для этого не нужно заводить особенных людей. Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке» (там же).

    г) Предостерегает от погони за видами: «А вы охотник до видов? - Смотрите, погонитесь за ними, останетесь без хлеба и без видов. Природа любит терпение – это закон, данный самим Богом, ублажавшим терпеливых» (там же).

    д) Нацеливает на приучение к порядку и труду: «Деревня на Руси представлялась каким-то правильным приютом, воспитательницей дум и помышлений, единственным поприщем полезной деятельности». Но она была в основном бедна и нуждалась в рачительном хозяйствовании.
«Мужикам нужен пример, ну как можешь ты приучить их к порядку, когда сам беспорядочен. Оставшись на год без работы, мужик развратится навек: изменится, загуляет, сделается пьяницей, привыкнет к лохмотьям и бродяжничеству» (Костанжогло, т.2).
    - «Надобно сделать прежде мужика хорошим хозяином, богатым, а там он и сам выучится. В земледельческом звании хлебопашца человек нравственнее, благороднее, выше. Оно и является основанием всего, а фабрики заведутся сами собой» (там же).

     е) Издержки бережливости: «Мы совсем не для благоразумия рождены. Если даже кто всю жизнь был бережлив и копил деньги, то на старости и его черт попутает. Спустит все вдруг и это все - как просвещенные, так и непросвещенные» (там же).

    3.2. Проблема расширения спектра потребностей

    Сегодня в России анонсирована стратегия «Экономики предложения». Нам бы хотелось думать, что речь идет преимущественно о предложении отечественных товаров, а не о засилии предложения услуг, приводящее к нерациональному потреблению ресурсов. Эти мысли выпукло показаны в данном романе (т. 2).
    Н.В. Гоголь пишет: «Существует мнение, что крестьяне ведут уж очень простую жизнь и им требуется внушить потребности свыше их состояния. Состоятельные знатные люди в погоне за роскошью и излишествами сами стали тряпками и болезней черт знает каких понабрались. Нам, прежде всего, нужно обеспечить основные жизненно необходимые потребности, а потом уже строить все эти фабрики, создающие всякие там потребности, расслабляющие теперешних людей» (Костанжогло).
    Автор романа замечает: «Начитавшись разных новых книг, вкушающих новые потребности человечеству, люди возымели жажду испытать новые удовольствия. Вот я, порядку жизни не только не выучился в университете, а выучился искусству побольше тратить денег на всякие новые утонченности. Выучился только тратиться на всякий комфорт».
    Появились рестораны с «дешевой» ценой и половину в кредит». Этого было достаточно, для того чтобы не только столоначальники, но и канцелярские, развернулись в надежде на будущие взятки с просителей.
    Словами помещика Костанжогло говорит: «На нижегородскую ярмарку наехали истребители русских кошельков: французы с помадами и француженки с шляпами, как египетская саранча, которая мало того, что все сожрет, да еще яйца после себя оставит, зарывши их в землю».
 «Что же делать, если завелись так много всяких заманок на свете. И рестораны, и маскарады, и гулянья, и пляски с цыганами. Да и мода велит – изволь удержать себя».
    Автор удачно подводит к экономическому краху иррационального потребительства: «Дела скверно идут, я брат сам это знаю. Ты дай мне об этом позабыть, не знать этого и я тогда счастлив». – «И вот те деньги, которые бы поправили сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. И пошел помещик забываться по миру с душою, от крайности готовую на низости, которых бы сам ужаснулся прежде».

    3. Методы воспитания гражданственности

    3.1. Обращение наставника к опыту и промыслу Божьему

    Богатейший откупщик Муразов Афанасий Васильевич, наставлял помещика Хлобуева: «Как же можно жить без работы, как же жить без должности, без места? Всякое творенье Божье чему-нибудь да служит, имеет свое отправление».
- Хлобуев: «Ну да я все-таки не без дела». Я могу заняться воспитанием детей».
- Муразов: «Как воспитать тому детей, кто сам себя не воспитал. Детей ведь только можно воспитать примером собственной жизни».
- Хлобуев: «Заняться каким-либо делом мне уже поздно, да и это свыше моих сил».
- Муразов: «Да что же по нашим силам? Ведь ничего нет по нашим силам. Без помощи свыше ничего нельзя. Но молитва собирает силы. Перекрестись, говорят: «Господи, помилуй и доплывет до берега. Об этом не нужно и помышлять долго; это нужно просто принять за повеленье Божие».

    3.2. Обращение к воле, самолюбию и способностям

    Муразов, вызволяя Чичикова из-под стражи, помогает ему встать на верный путь, взывая к его воле, самолюбию и незаурядным способностям.

 
 - Чичиков: «Я три раза сызнова начинал; все потерявши, начинал вновь с копейки, тогда как иной давно бы с отчаяния запил и сгнил в кабаке. Всякая моя копейка была выработана всеми силами души и терпения».
   - Муразов: «Ах, Павел Иванович, какой бы из вас вышел человек, если бы так же, и с силою и терпением, да подвизались бы на добрый труд, имея лучшую цель. Сколько бы вы наделали добра сколько затратили усилий для добывания своей копейки, да сумели бы пожертвовать для этого собственным самолюбием и честолюбием. Боже мой, как процветала бы наша земля. Не то жаль, что вы стали перед другими виноваты, а то, что перед собой стали виноваты – перед богатыми силами и дарами, которые достались в удел вам. Назначение ваше – быть великим человеком, а вы себя сами погубили»
   Еще к Чичикову: «Ах Павел Иванович, как вас ослепило это имущество. Из-за него вы и бедной души своей не слышите. Измените свою жизнь, бросьте этот шумный мир и стремления к приобретениям.  Поселитесь в деревне близ церкви, женитесь на бедной девушке, приученной к умеренности.  Познание людей, и опытность не помогли вам на незаконном основании. Отступитесь пока не поздно».
   - Чичиков: «Нет уже поздно. Я чувствую, слышу, что не так иду, но уже не могу. Нет, не так воспитан. Отец учил меня нравственности, а сам на моих глазах крал лес и меня заставлял помогать ему; завязал при мне неправовою тяжбу; развратил сиротку, которой он был опекуном. Пример сильнее правил. Вижу, что жизнь веду не такую, но нет больше отвращения от порока, нет любви к добру, этой прекрасной наклонности к делам богоугодным. Нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества».
   - Муразов: «Но у вас столько воли. У вас нет любви к добру – делайте добро насильно, без любви к нему. Вам это зачтется. У вас есть эта сила, которой нет у других, это железное терпение – и вам ли не одолеть. Да вы были бы богатырь, ведь теперь люди – без воли все, слабые».
    Оставшись один, Чичиков подумал: «Что же, в самом деле, будто я уже совсем негодный. Есть способность к хозяйству, я имею качества бережливости, расторопности и благоразумия, даже постоянства и не ленив. Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне, и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влияние и на других».

    3.3. Педагогика воспитания: магия слова «ВПЕРЕД»

    Из опыта воспитания вялого молодого помещика

    Директор учебного заведения, Александр Петрович: «Мог без мудрых слов передать самую душу науки, так, что и маленькому было видно, на что она ему нужна. Выбирались те науки, для того чтобы образовать из человека гражданина своей земли. Много говорилось о том, что ожидает юношу впереди и показать то, что ожидает его на службе. Ничего не скрывал: все ограничения и преграды, все будущие искушения и соблазны ему предстоящие во всей наготе. Все было ему известно, как будто он бывал во всех званиях и должностях. В глазах необыкновенного наставника читалось: двигайтесь вперед».
    «Это слово, знакомое русскому человеку, производило чудеса над чуткой природой ученика, и юноша с самого начала искал трудностей, где больше препятствий, где нужно было показать большую силу души».
«Немногие выходили из этого курса, но зато это были обкуренные порохом люди. В службе они удерживались на самых шатких местах, тогда как и многие умнейшие из других, не выдержав из-за мелочных личных неприятностей бросали все, или осовев, обленясь, обезумев и опустившись, очутились в руках взяточников и плутов» и сами стали такими».
    «Большая часть занятий юношей состояла в предостережениях, что их ожидают огорчения, преграды, все искушения и соблазны. Учил терпению: не насмехаться самим и сильно не реагировать на насмешки от других. Спустить дураку, не раздражаться, не мстить и оставаться спокойным - стать гражданином страны» (т.2).
«На место директора поступил другой. Он налег на какие-то внешние порядки, стал требовать от детей того, что можно требовать от взрослых.
    В свободной развязности детей ему показалось что-то необузданное. И как бы назло своему предшественнику, объявил с первого дня, что для него ум и успехи учеников ничего не значат, а важно иметь хорошее поведение. Странно, но хорошего-то поведения и не добились. Завелись шалости потаенные. Все было по струнке днем, а по ночам – кутежи и безобразия».
    С науками произошло следующее: «Были выписаны преподаватели, которые забросали слушателей новыми терминами с логической связью и делали это даже как бы увлеченно. Но не было только жизни в самой науке. Все пошло навыворот. Потерялось уважение к начальству. Стали насмехаться над наставниками и преподавателями. Разврат завелся уже совсем не детский, стали устраиваться ночные оргии с девками. Стали кощунствовать над святынями, только за то, что был не совсем умен поп» (там же).
    «Андрей Иванович (молодой помещик) слушал горячившихся профессоров, а вспоминал прежнего наставника, который не горячась умел говорить понятно. Каких только лекций он не слушал, но все это оставалось в голове его какими-то клочками. Благодаря природному уму он слышал только, что не так надобно преподавать, а как – не знал».

    4. Философские аспекты романа

    4.1. Исторические ошибки человечества

    «Человек со всей своей высоты видит только близкие предметы. Во всемирной летописи человечества есть многие столетия, вычеркнутые из истории. Много совершалось в мире заблуждений, которых, казалось бы, сегодня не сделал и ребенок. Какие глухие дороги избирались человеком для достижения истины, тогда как перед ним был открытый прямой путь к великолепному храму, и был освещен огнями, но мимо него в темноте текли люди в непроходимое захолустье и добирались до пропасти. Ныне дивятся поступкам заблудших своих предков и самонадеянно и гордо начинают ряд новых заблуждений, над которыми так же посмеются потомки».

    4.2. Меткие высказывания Н.В. Гоголя

    Н.В. Гоголь подтвердил библейскую мысль о том, что «само преступление может быть менее вредоносным, чем соблазн совершить его безнаказанно» (вспомним прощение Христосом греха раскаявшемуся убийце).
Показал, что: «И в падении своем гибнущий грязный человек требует любви к себе. Животный ли это инстинкт или слабый крик души, заглушенный гнетом подлых страстей».
    Через дочь генерала напомнил о народной присказке: «Полюби нас черненькими, а беленькими то нас каждый полюбит».
    Подметил, что: «Пол миллиона сидней, увольней и байбаков дремлет непробудно и редко рождается на Руси муж, готовый громко назвать это слово ВПЕРЕД».
    Напомнил романтикам о последствиях созерцания: «А вы охотник до видов? - Смотрите, погонитесь за ними, останетесь без хлеба и без видов».
    «Природа любит терпение – это закон, данный самим Богом, ублажающий терпеливых».
    «Мы совсем не для благоразумия рождены. Если даже кто всю жизнь бережлив и копит деньги, то на старости и его черт попутает. Спустит все вдруг и это все как просвещенные и непросвещенные».
    «Мужикам нужен пример, ну как можешь ты приучить их к порядку, когда сам беспорядочен».
    «Поездки есть живая книга, вторая наука, позволяющие увидеть свет и коловращение людей» (словами Чичикова).
     «Все чаще человека характеризуют какой-то одной чертой и более относительно его нравственных качеств. Всяк хорош, пока не заглянешь в его душу и не шевельнется на дне ее то, что ускользает от других и сокровенных мыслей».
    «В его лице «находили что-то марсовское, военное, что так нравилось дамам» (о Чичикове).
     «Как не глупы слова дурака, а иногда бывают они достойны, чтобы смутить умного человека».

      ВЫВОДЫ

      Н.В. Гоголь в первом томе «Мертвые души» показал величие и бедность Руси, карикатурный характер поведения представителей высшего общества в условиях распространения западных правил.
      В характере простого народа, вскрыл такие черты, как прозорливость, инертность в принятии нововведений. Отметил как неблаговидные особенности характера (взяточничество, леность, угодничество) так и отражающие его устойчивые скрепы (твердость духа, неприхотливость, резкость). 
      В сухом остатке после усвоения первого тома ощущается больше негатива, иронии при почти полном отсутствии положительных героев. Разве что Чичиков наделен положительными чертами (опрятность, выдержанность, рачительность), которые перекрываются «безумной затеей» скупки мертвых душ.

    Второй том «Мертвые души» напротив выступает как пособие для разрешения вскрытых Гоголем социальных проблем. Важнейшей из них является проблема развития гражданственности. Автор выявил, что для решения данной проблемы существует много препятствий. Так, в экономическом поведении людей безусловным приоритетом остается интерес к решению личных проблем. Распространен феномен «неутомимой жажды чиновников к обогащению и взяточничеству». К тому же существуют разные формы мошенничества, при которых гражданственность и патриотизм используются как прикрытие.
      Н.В. Гоголь отмечает об издержках университетского образования, в результате которого выпускников нацеливают на безотчетное растрачивание средств в погоне за удовольствиями и выбора места там, где лучше. Предостерегает о погоне за видами и очарованием новых порой бесполезных атрибутов западничества.
      Улучшение жизни крестьянина видится в практических действиях самого помещика на основе личного примера: трудолюбия, рачительного использования продуктов земледелия (переработки отходов), бережливости.
      Сегодня, в условиях начала открытого противодействия Западу, мечтающему заполучить богатства русских земель, особую ценность представляет материал Второго тома «Мертвые души». В нем удачно показан положительный пример воспитания гражданина и патриота, который способен переносить трудности, имеет прививку от раздражительности к проявлениям несправедливости, нацелен на добрые дела.
      Формированию гражданской позиции учеников способствует осмысление ими некоторых философских высказываний и психологических находок автора романа. Например, то, что: " человечество вновь и вновь повторяет ошибки прежних поколений, поскольку не учитываются исторические факты". Усвоение некоторых психологических особенностей, на наш взгляд, поможет учащимся избежать ряд шибок, удержаться от соблазна и падений (к примеру знаний о то, что легко приступить закон; что и преступник нуждаться в любви и уважении).
      Подготовка учеников к карьере и честному служению государству, видится через воспитание трудом и готовности преодолевать множество препятствий на будущей службе. Полезны и такие советы: надобно избегать раздражительности, злобы и мести; любовь к видам также может стать помехой карьере; благоразумие не вечно и может вдруг закончится падением.
      Надобно помнить и о том, что на Руси важной магической силой, обладает слово «Вперед». Оно побуждает к преодолению трудностей, мелочных обид и раздражительности, призывает к терпению (призывы к терпению соответствуют библейской истине, а раздражение играет деструктивную роль в продвижении по службе).
      Н.В. Гоголь, почти за двести лет до нашего времени, вскрыл корни проблемы неоправданного расширения спектра потребностей и безмерного потребления. Сегодня стало заметно, что безудержное потребление благ приводит к истощению природных ресурсов (воды, земель, редких металлов) и высокой зависимости от денег (жизни в долг, кредитов). С другой стороны, избыточное потребление товаров и услуг, создает условия для нравственного разложения в обществе: раздуванию эгоизма, безнравственности, вседозволенности, что в условия погони за личной свободой и поиска лучшего места жизни за рубежом, ведет к ослаблению государства и его распаду.

      5. Педагогическая технология работы с текстом
      на примере «смыслового» чтения романа «Мертвые души»

      Первый этап. Проработка двух томов «Мертвые души» производилась на основе применения приемов педагогической технологии «Смыслового чтения». При этом использовались следующие педагогические методики: «Направленного чтения»; «Чтения с пометками»; «Дневника записей» (выписывание главного); «Чтения в парах» (дублирование текста каждым соавтором).
      На Втором этапе проводилось преимущественно группирование текста по тематическим смыслам для выделения Разделов (Характеры; Гражданственность, Предпринимательство). В пределах каждого раздела выделялся уточняющий материал, раскрывающий те или иные особенности - Подразделы (Русь и русскость. Прозорливость народа и др.).
      Подразделы дробились на пункты, снабженные уточняющим материалом (отдельные черты характера, особенности поведения, мышления и др.).
      На Четвертом этапе работы с текстом стало возможным выделить наиболее значимые повествования, опосредовано связанные с национальным характером, развитием предпринимательства, проблемами потребления и воспитанием гражданственности.
      Пятый, заключительный этап – формирование обобщающих выводов. На этом этапе использовались познавательные методы: ассоциативных связей; исторического подхода; причинности и диалектики развития; обобщения; поиска взаимосвязи с современными вызовами, а также работа над выделением роли Н.В. Гоголя в определении проблем и их значимости для поколений (т.1; т.2).
      В итоге стало возможным создать целостную работу, годную для публикации. Наш принцип: минимум интерпретаций – только факты и систематизация материала.

     Литература: интернет-ресурсы

1. Ажар И.Н, Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом, 2020.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.  Концепция универсальных учебных действий. – М. «Просвещение, 2010.
3. Кулиничева Н.А. Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников, ПГТ. Рева, 2017.

     Авторы данной публикации:
Шульгин Михаил, педагог-психолог, доцент ИрГТУ, Иркутск (в отставке)
Рудьман Ольга Борисовна – учитель литературы высшей категории. Пос. Тулюшка, Иркутская область, средняя общеобразовательная школа (ныне работает).


Рецензии