Забытая книжка

        Книги, как и люди, проживают свою жизнь. У них есть время расцвета, старения и, соответственно, ухода. Да, некоторые живут долго, можно уверенно сказать, веками. Они заслуженно попадают в разряд вечной классики, ибо листали их в свое время и прадед, и дед, и следующие потомки. И кто знает – сколько еще времени их будут перечитывать.
        Но большинство книг проживают время одного, максимум двух поколений своих читателей. Это тоже неплохо. А есть и другие книжки: сначала их все хватают и читают, а через несколько лет их враз забывают. Именно для таких книг в самый раз подходит название «однодневка», даже если она несет в себе некие литературные или другие достоинства.

        Книги пишутся по-разному. Кто-то сочиняет, и занимается этим самая уважаемая часть из рода писателей. Придумать сюжет, заложить глубокую мысль, а потом привести повествование к неожиданному выводу – это подвластно только, выскажусь пафосно и намеренно преувеличенно, творцам. Со временем часть таких авторов превращается в классиков.

        Кто-то просто повествует о событиях, происшедших с ним самим, а ты, прочитывая его книжку, буквально воочию видишь характеры, распознаешь описываемое время, окунаешься в него с головой и будто наяву оказываешься именно там, откуда вышел и сам автор. К таким писателям также испытываешь немалое уважение, ибо повествование, написанное хорошим, живым языком увлекает и оставляет след в твоей душе. 

        Кто-то собирает написанные для них «рабами» доклады и выдает их за свои произведения, издавая позже в виде превосходно оформленных томиков, являющих собой образец книгопечатания. С такими книгами мы в недалеком прошлом тоже были знакомы. Как правило, после издания они через непродолжительное время отправляются в пункты приемы макулатуры.

        Есть еще один подвид – книги, составленные из интервью, изложенные потом на бумаге. Они живут дольше, чем доклады, но, в отличие от мертвых и казенных слов, сопутствующие книгам из плеяды «образцов книгопечатания», в них живо и своеобразно описывается время, главные герои известных событий, окружающий их на тот момент мир и общество в целом.
        Как правило, взгляд этих авторов на все описываемое носит субъективный характер. И обнаружить литературные достоинства в таких книгах трудно. Разговор на бумаге... Но у этих книжек есть большое преимущество – они помогают читателю увидеть скрытую сторону известных событий.

        Вот одна из таких книжек добралась до меня через океан: мне ее очень рекламировали, и я решился дать добро на её перемещение.
        Получил, рассматриваю, размышляю...

        Во-первых, она была издана в Нью-Йорке в броском по названию издательстве GRANI. Чудится мне, что название издательства в свое время было на слуху. Это когда за рубежом печатали что-то запрещенное, тайно вывезенное из Советского Союза, или труды всевозможных диссидентов семидесятых-восьмидесятых годов. Может, я и ошибаюсь, но ощущение от громкого имени GRANI возникло не на пустом месте. В общем, прав я или нет, но название издательства заинтриговало.

        Год издания томика 2002. Хм… Я бы назвал этот период началом экономической стабильности на постсоветском пространстве. Однако зачем мне обо всем пространстве распинаться? Лучше о чем-то более близком, кого «ближе» не бывает. Книгу-то написал бывший россиянин, бывший офицер Александр Литвиненко. И в ней речь идет именно, что о России.
        «ЛПГ – Лубянская Преступная Группировка», так она называлась. Книжкой ее можно было назвать весьма условно, потому что относилась она к последнему виду в моей классификации, поскольку содержание ее составили многочисленные интервью, данные Литвиненко после побега из России.

        В конце девяностых этот человек стал публичным лицом, или говоря по-другому – образцовым медийным персонажем.
        Да, судьба его ужасна. Все прекрасно понимают, кто его уничтожил и почему. Вероятно, и эта изданная книжка тоже сыграла роль в его судьбе. Материал в ней изложен беспощадный. Власть, пришедшая к управлению страной, была жестока, коварна и преступна.

        Через двадцать лет после издания книги эта власть, объевшись всем, чего могут для себя желать ограниченные и бездуховные люди, придумает войну, в которой будут уже погибать не отдельные особи из противников власти, а сотни тысяч народу. Причем, своего народу будет погибать намного больше, чем у воображаемого противника.
        Хотя – сейчас это совсем не «воображаемый противник»: теперь некогда «братский» народ в своем подавляющем большинстве превратился в настоящего противника, от недорослей до глубоких стариков. «Спасибо» за 24 февраля 2022 года... 

        Но мои главные мысли не об этом. Как я уже говорил, поначалу книга меня заинтересовала, в ее названии была заложена интрига. Но при чтении я начал ловить себя на мысли, что подавляющее количество персонажей, описываемых в книге, мне неизвестны.
        Порядочных людей среди них почти не наблюдалось, но одно все же бросалось в глаза: тогда, до 2002 года, была хоть какая-то видимость правосудия, в обществе могло присутствовать хотя бы подобие политической жизни, можно было рассуждать чуть ли не о демократии в стране. И что теперь?
        А ничего. Все задавлено на корню. Люди с другим мнением или выехали, куда глаза глядят, или замкнулись в себе и сидят молча.

        Книга издана тиражом в двадцать пять тысяч экземпляров, но, как я уже говорил, издана в Нью-Йорке. Издатели рассчитывали, что она должна взорвать общественное мнение, завести людей, но каким образом можно было её доставить в Россию?!
        В общем, на мой взгляд, получился холостой выстрел. Могу об этом точно судить, если знаю, что мою книжку просто подобрали, как ненужную вещь, в середине этого года за океаном... Кто-то неизвестный просто-напросто оставил её в том месте, где ньюйоркцы оставляют старую бытовую технику, подержанную мебель, предметы быта, в том числе и книги!..
        Это не свалка: вещи выглядят достаточно добротно, и немало народу пользуется спонтанной «услугой», то бишь, забирают в своё хозяйство и продлевают полезную жизнь этих вещей.

        Я понимаю, что граждан, выехавших из Советского Союза и проживших за океаном немалое количество лет, проблемы бывшей родины уже не беспокоят. Смягчим трактовку – почти не беспокоят. Поэтому – зачем им эта книжка? Чем она могла бы привлечь их внимание, когда они живут совсем в другой реальности? Вот разве что выходцев из непосредственно России...
        Человека, знакомого с русскими реалиями конца прошлого и начала нынешнего веков, не оставили бы равнодушным примеры злодеяний, описанные в книге. И не просто примеры, а разобранные по косточкам механизмы исполнения всяких каверз, выгодных власти.

        Главная задача спецслужб во все времена была борьба с инакомыслием и правозащитниками. Этим, пожалуй, сейчас и не удивишь. В нынешнее время такая работа получила новый «толчок и ускорение»: внутри страны полно всякой измены… Мальчиши-Плохиши кругом сплошь и рядом. Да их, этих Плохишей, всегда можно найти, была бы поставлена задача, а прокуратура и суды свое дело знают туго.
       
        У государства служб много, и у каждой из них есть своя сфера влияния. А раз так – значит, будет соперничество. На первом месте сфера влияния касается непосредственно бизнеса: кто и кого «крышует», тот от тех и кормится.

        «Это наша корова и мы ее доим!»

        Но «помощь» бизнесу выглядит достаточно невинно по сравнению с крышеванием преступных группировок. Или с контролем за траффиком наркотиков, при этом, не забывая про себя. А торговля оружием, как без неё?
        Если отбросить всё, связанное с деньгами, чем с удовольствием занимались избранные, а обратить внимание (что автор книжки и делает) на сугубо профессиональную деятельность служб, в которой главным является борьба с преступниками и «врагами отечества», то здесь ситуация становится совсем мрачной.

        «Преступник враг, в борьбе с ним любые средства хороши», - этот исходный принцип деятельности служб прозвучал в заключительной части книги.

        Автор рассказывает, как он в своей службе ратовал за соблюдение законности. Мол, надо же сначала доказать, что он преступник, а потом уже бороться, но его пресекали. Рассказ Литвиненко в точности перекликается с диалогом из «Места встречи…», когда Шарапов, отвечая Жеглову на его слова, в чем-то схожие с этим принципом, убежденно проговаривает:

        «Это уже не закон будет, а кистень...»

        В фильме фраза звучала красиво и прекраснодушно, но, как оказалось, принцип Жеглова впоследствии стал привычной практикой. И вот этот вывод самый страшный и безысходный – правды не добиться.

        Я не буду идеализировать главного героя и автора одновременно. Мне неведомо, кто он был на самом деле. Я его не знаю, я лишь прочитал его книжку. И чтение выглядело как посмертная встреча с известной личностью. Скорее, разговор...
        Еще раньше я говорил, что любое произведение, основанное на воспоминаниях, носит приблизительный характер: автор – хочет он этого или не хочет – инстинктивно выставляет себя в более выгодном свете, чем если бы это самое описал какой-нибудь другой участник событий. Но книга получилась хлесткой.

        А в заключительной главе, в которой автор так описал историю с «рязанским сахаром», что становится совсем неудивительно, как мог окончить свой земной путь этот человек. Он же попал в разряд «врагов», которых не судят и не перевоспитывают. Он не сдался на милость своих подельников, хотя его бы никто и не простил.

        «Если враг не сдается, – его уничтожают…»

        И автора уничтожили через четыре года после выхода в свет его обвинительных монологов...

        Двадцать лет прошло после издания этой книги.  Скорее всего, эту книжку в России прочитало очень мало людей. Уверен, что это были читатели, кого книга не удивила никаким образом.
        До массовой аудитории она не смогла бы добраться. Разве что, если бы ее распространяли специально обученные люди... Но таких не нашлось. А если бы книга каким-то образом и добралась, то ничего революционного не случилось бы. Повторюсь – раздался холостой выстрел, а не взорванное общество.
      
        Меня же эта книга оставила равнодушным. Тут вот в чем подвох: автор не стал важным человеком для Украины. Даже десять прошедших при независимости лет наложили свой отпечаток: многие публичные люди из России уже тогда не были известны основной массе населения Украины.
        А в книге рассказывалось о незнакомых и даже чуждых нам людях. Чуждых не по степени родства или по степени убеждений, хотя и это немаловажно, а чуждых во всем: описывались герои и события не нашей страны.
        Положим, я-то про автора кое-что слышал, но абсолютно не проникался проблемами, которые он озвучивал и в интервью, и в просто выступлениях, и, в конечном итоге, в изданной книжке.
 
        Это книга была написана, прежде всего, для России и россиян. Но сейчас она никого не взволнует и не подвигнет на поступки. Можно и головы не сносить...

        А ведь были люди... Тогда ещё находились мученики, которые пытались что-то изменить в стране. Даже таким наивным способом, как издание «взрывоопасной» книжки. Однако какой парадокс: сейчас наступило время, когда никто и ничего не стесняется. Это я о власти. На любой вопиющий факт нарушения чего-нибудь или даже явного преступления всегда прозвучит наглый и уверенный ответ:

        «Это все неправда! Вы все врёте!»

        Ибо знают, что никто не посмеет вмешаться – ни конкретный человек, ни тем более какая-то никчемная книжка. Смутные времена за окном. Настала эпоха опричнины...


Рецензии
Добрый день, Александр!

Книжка эта вроде издана и в России. Хотя, кто ее читал? Те, кто и без нее всё прекрасно видят, знают и понимают. Для остальных же - это наглая ложь и происки врагов.

И страна эта - аномальное пространство, где время будто остановилось и неподвластно эволюционным процессам. А народ дремуч и запуган. Есть такой прикол с вопросом: "Почему люди, которые берут воду в колонке, отапливают дом дровами, срут (извиняюсь) в дырку в деревянной будке, так гордятся танком Армата?" Вот, кто ответит на этот вопрос, тот, возможно, их и поймет. )

С уважением,

Николоз Дроздов   02.12.2023 17:54     Заявить о нарушении
Добрый день! Не знал, что книжка была и в России. Но - кто же ее читал...Народ - это субстанция сложная. Когда говорят про мудрый народ, который во всем разберется, я всегда криво улыбаюсь: с чего он мудрый-то? "Это стаж..." С уважением. Александр.

Александр Алексеенко 2   02.12.2023 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.