Дипломная работа

«Десять минут позора и диплом в кармане. Лучше иметь синий диплом и красную физиономию, чем наоборот». Кто из студентов не слышал подобных поговорок, смысл которых состоял в недобросовестном подходе к делу и оправдании собственного разгильдяйства.
Я начал писать дипломную работу, будучи на четвёртом курсе зооинженерного факультета. Каждый преподаватель вуза имел нескольких дипломников и работал с ними по индивидуальному графику. Следил за процессом написания, правил текст, корректировал и направлял дальнейшую разработку темы. Наша группа с руководителем ездила в Денисовский район с целью на практике подтвердить теоретические выкладки. Получилось так, что я запустил работу над дипломом и всерьёз взялся на него лишь за пару месяцев до защиты. Мой руководитель, понимая, что такой подход к делу может привести меня к фиаско на защите, дал мне несколько дипломных работ из архива со схожей тематикой, и я начал активно  заниматься компиляцией. Один раз в три дня я исправно заходил на кафедру с исписанными листами, которые тут же нещадно черкались преподавателем и объем написанного существенно уменьшался. Наконец, он одобрил мои выкладки и весь текст и дал добро на распечатку  пяти экземпляров.
Пришлось ехать домой и привезти сто рублей для полной оплаты публикации диплома и материалов к нему – резюме и плакатов для защиты.
Но в начале всё пошло не так. Дело в том, что в общежитии существовало несколько видов карточных игр. Особой популярностью пользовались покер и тринька. Последняя игралась исключительно на интерес, со ставкой в один рубль. В покер играли только ради рейтинга – результаты игр записывались в тетрадь и проводился своеобразный чемпионат. На деньги я играл редко, мой товарищ, отменный игрок, не раз предупреждал меня не садиться с опытными картёжниками, так как в игре я начинал испытывать азарт и зарывался.
Зарвался я и в этот раз. Играли впятером. Один из моих соперников носил фамилию Брежнев. С Генеральным Секретарем ЦК он не имел ничего общего, более того, носил крест внушительного размера на татуированной груди и разговаривал исключительно по фене. Никто , кроме коменданта, не ведал, каким боком он оказался жильцом нашей общаги. Как-то при мне он вызвал по телефону такси, но когда он назвал свою фамилию,на другом конце провода ответили: "А я Хрущев", и бросили трубку...
 
Игра продолжалась до утра. Сигареты шли уже по рублю за штуку. Лица игроков терялись в табачном дыме, ставки непрерывно росли. К утру от моих ста рублей не осталось ни гроша. Надо было отыгрываться, а для этого занять денег. В моей комнате оказался приехавший из дома опытный игрок. На мою просьбу одолжить денег он отреагировал неожиданно – вышел в коридор и закрыл дверь на ключ. Делать было нечего – в полной прострации я сел на кровать и погрузился в тяжёлые думы. Какими средствами оплатить диплом? Эта мысль сверлила мне мозг.
Прошло часа два. Топот в коридоре и на лестнице означал, что народ повалил на первую пару. Наконец вошёл Саня, прошёл на середину комнату и бросил на стол пачку мятых денег.
-Это твой стольник, послушай меня, не садись больше играть – они всей толпой играли против тебя, вот и раздели! Но я их тоже малость наказал, еще полтинник сверху снял.
Забегая вперед, скажу, что на интерес я больше никогда в своей жизни не играл…
Пять экземпляров дипломной работы были отпечатаны в машбюро за четвертак. Эта контора располагалась в районе магазина "Берёзка", за нынешним аквапарком. Оказалось, что машинистки делят текст на пять частей и зарабатывают свою пятерку. Дальше удачно получилось сдать диплом в переплетную мастерскую за два червонца. За три дня до защиты я попал в цейтнот лишь с плакатами, коих должно было быть не менее пяти. На ватмане нужно было представить сравнительные таблицы, написанные черной тушью плакатными перьями. Все знакомые специалисты были давно заняты – они писали перьями сутками, отдыхая лишь пару часов. Пришлось ехать через весь город в общагу индустриально- педагогического техникума, к другу детства Саше Золотухину. Он со своим товарищем восстановился в институте после службы в армии, где научился оформлять дембельские альбомы. Саша взялся написать плакаты за световой день и вечером я вновь поехал из Заречного в город. Плакаты были скручены и зафиксированы. С радостью от выполненной работы я развернул их на столе и ужаснулся – тушь была смазана  и в таком виде выходить на защиту было нельзя. Оставалось упасть в ноги моему хорошему товарищу Вите Карпенко. Витя подходил ко всякому делу творчески, вот и сейчас я застал его, склонившимся  над ватманом и напевающим себе под нос какую-то веселую мелодию. Веселость объяснялась в том числе и чередой пустых бутылок из-под «Жигулёвского» пива, дополняющих скромный интерьер комнаты. Витя творил и не отрицал этого.
Расчет за выполненную работу он оценил также в пивном эквиваленте.
К обеду следующего дня я уже стоял у двери аудитории, в которой шла защита дипломных работ. Члены Государственной комиссии с глубокомысленным видом листали дипломные работы, а выпускники потели на высокой трибуне, зачитывая резюме, изредка обосновывая свои речи показом цифр на плакатах.
В моих расчётах некоторые выводы вызвали вопросы у профессуры. Получалось, что для быстрого роста живой массы молодняка КРС, согласно моим выводам, нужно было давать не граммы йода, и селена в рацион, а целые килограммы. Пришлось объяснить это ошибкой в математических расчетах.

26 марта 1983 года в главном корпусе КСХИ по улице Свердлова 119, нам были вручены синие дипломы и ромбы, свидетельствующие о высшем сельскохозяйственном образовании. Носить ромбик было отчего-то непринято. Но в армии он не раз выручал меня в различных ситуациях.
г.Кустанай


Рецензии