ИИ против искусства

                Искусственный интеллект (ИИ) против искусства?

              (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Joerg Scheller

   Неважно, насколько разрушительны могут быть новые технологии, одно остается для стариков неизменным: их вечно преследует страх, что когда-нибудь техника полностью заменит человека. Так описывает один философ отношение современного человека к технологии: люди тайно стыдятся собственной слабости, глядя на мощные машины, стыдятся за сон, в котором они нуждаются, в то время как роботы работают без устали, стыдятся за собственные беспорядочные мысли, в то время как алгоритмы образцово выполняют свое задание.

   С недавних пор люди стали стыдиться того, что ИИ все чаще демонстрирует им, что он пишет нормальные тексты, сочиняет веселые песни и даже может писать фантастические пейзажи. Последний бастион человечества, построенный на гуманизме и представляющий собой человеческую речь и креативность, и тот, кажется, готов упасть. Уже сейчас они могут создавать произведения искусства не лучше и не хуже средних авторов. И конечно они станут еще лучше. Значит ли это, что не только автор умер, как еще в 60-ые годы (прошлого века - Е.Д.) предсказывали ученые, но и художник (в широком смысле слова - Е.Д.)? Ни в коем случае!

   Еще в 1850г. мир пережил то, что переживаем мы сегодня. На первой волне промышленной революции фотография оттеснила живопись. Но за этим не последовал "конец искусства", как предсказывали многие. Наоборот: живопись стала более многогранной, новаторской и авангардистской. Эта конкуренция между машиной и человеком разбудила креативность вместо того, чтобы ее похоронить. Машины все больше перенимали физическую работу у людей и, когда промышленное производство массовых товаров стало обычным делом, возникло движение, культивирующее все подлинное, естественное, созданное руками человека.

   ChatGPT and Co. в будущем смогут завоевать мир, как когда-то его завоевали производители товаров массового потребления. Дух всегда связан с телом. Важно, чтобы в результате этого процесса вследствие индустриализации духа уметь отделить псевдокреативные плевелы от истиных зерен разума.

   Если быть честными, то многие деятели искусства уже давно работали подобно соременному ИИ, только намного медленнее и и не так долго: сначала они соображали, что более всего людям понравится, а только потом делали. Если угодно, человек копировал ИИ, еще до того, как он был изобретен. На салонных парижских выставках 19-ого века были представлены артифакты, производимые тоннами, но которые , по существу, были ненужным хламом, как бы предвидя поток сегодня производимых искуственным интеллектом вещей. Вскоре они надоедали и тогда искали что-нибудь особенное.

   Тогда как и сегодня: те, кто лишь копировали других и как приближенные ко двору падали перед королем ниц, пользовались дурной славой. Те же, кто находил в себе мужество твердо противостоять разным течениям, тот будет использовать невнятную болтовню алгоритмов, чтобы противопоставить им новое. Они рассматривают технологию не как врага, а как партнера.

   Современные авторы это не гениальные художники, а насмешливые менеджеры доступных в интернете текстов. Поэтому позволю себе утверждать: человек и технология развиваются в форме общей диалектической эволюции. Они конкурируют друг с другом. Теоретическая, а еще более практическая попытка ответить на вопрос: чем в новых условиях может быть и должно быть искусство, сама превратится в искусство.

   


Рецензии