Бихмрао Амбедкар Будда или Карл Маркс Глава 1

Публикуется собственный перевод с английского языка работы "Будда или Карл Маркс" автора индийской конституции и борца против кастовой системы Бхимрао Рамджи Амбедкара.


ВВЕДЕНИЕ

Сравнение между Карлом Марксом и Буддой может показаться шуткой. Но в этом нет ничего удивительного. Конечно, Маркс и Будда разделены друг от друга 2381 годами. Будда родился в 563г.до Р.Х., а Карл Маркс в 1818 году. Маркс был создателем новой политической  идеологии и экономической системы. А с другой стороны, Будда является не более чем основателем религии, которая не имеет никаких связей с политикой и экономикой. Заголовок эссе  - «Будда или Карл Маркс», который предполагает либо сравнение или контраст между такими крупными личностями, которые разделены огромным промежутком времени и занимались совершенно разными областями мысли – звучит, конечно же,  достаточно странно.
Марксисты могут с легкостью посмеяться над этим и над самой идеей обращению к Будде и Марксу на одном уровне. Ведь Маркс настолько современный, а Будда столь устаревший! Марксисты могут сказать, что Будда настолько примитивен по сравнению с их идеологом. Какое сравнение может быть между этими двумя личностями? Чему марксист может научиться у Будды? Чему Будда может научить марксиста? Тем не менее, сравнение между ними является привлекательным и поучительным. Прочитав и того, и другого, интересуясь идеологиями и того, и другого, буквально заставило меня сравнивать их.  Если марксисты отбросят свои предрассудки и начнут изучать Будду, и начнут понимать, за что он стоял, я уверен, что они поменяют свое отношение. Разумеется, не стоит ожидать, что те, кто преисполнены решимости, высмеивать Будду, начнут молиться ему. Но будет достаточно того, что они поймут нечто в учении Будды и примут это к сведению.


I. УБЕЖДЕНИЯ БУДДЫ

Учение Будды в основном ассоциируется с принципом Ахимсы (ненасилие). Это воспринимается как всеобъемлющая доктрина его учения, а может это и есть все его учение. Вряд ли кто-то знает, что то, чему учил Будда, является более обширным, чем границы Ахимсы. Именно поэтому необходимо изложить его постулаты. Я перечислю их ниже в соответствии с моим прочтением Трипитаки:

1. Религия необходима для свободного общества.
2. Но не каждая религия является необходимой.
3. Религия должна касаться жизненных фактов, а не теорий и спекуляций на темы  Бога, Души, ада или рая.
4. Неправильно ставить Бога в центр религии.
5. Неправильно ставить спасение души в центр религии.
6. Неправильно ставить жертвоприношения  животных в центр религии.
7. Настоящая религия живет в сердце человека, а не в Шастрах.
8. Человек и мораль должны быть центром  религии. Если нет, то религия – ужасное суеверие.
9. Недостаточно, чтобы мораль была идеалом  жизни. Поскольку Бога нет, она (мораль) должна стать инструментом жизни.
10. Функция религии в том, чтобы перестроить мир и сделать его впоследствии. счастливым, а не в объяснении его возникновения или причинах его конца.  Функция
11. Несчастье в мире связано с конфликтом интересов, и единственный способ его разрешить – следование Арья Аштанга Марга(см. Восьмеричный путь).
12. Частная собственность приносит власть одному классу и скорбь другому.
13.Эта скорбь должна быть устранена путем  устранения ее причины, что необходимо для блага общества.
14. Все люди равны.
15. Достоинство, а не происхождение – это мера человека.
16. Высокие идеалы главнее благородного происхождения.
17. Майтри (дружественность) или чувство товарищества никогда не должны быть отвергнуты. Человек обязан даже своему врагу.
18. Каждый имеет право на обучение. Учеба так же необходима человеку, как и пища.
19. Учиться без характера опасно.
20. Нет ничего непогрешимого. Ничто не является навсегда обязательным. Каждая вещь должна подвергаться исследованию и анализу.
21. Ничто не является окончательным.
22. Каждая вещь подчиняется закону причинности (обусловленности).
23. Ничто не является постоянным или и извечным. Каждая вещь способна измениться. Бытие всегда находится в процессе становления.
24. Война недопустима, за исключением войны за правду и справедливость.
25. У победителя есть обязанности по отношению к побежденным.

Это и есть учение  Будды в краткой форме. Древняя лачуга как новая! Насколько глубоко его учение!


Рецензии