Что не так с музой Терпсихорой?

     В моей коллекции колод карт Таро и метафорических есть одна, вызывающая у меня множество вопросов. Это «Тароччи (правильнее - Тарокки) Мантеньи», состоящая из 50 карт. Андреа Мантеньи – художник эпохи кватроченто (XV – начало XVI века), работавший в Падуе и Мантуе. Он знаменит своими гравюрами, к которым как раз и относятся изображения на картах.

    Руководство к этой колоде, выпущенной издательством А.Г. Москвичёва, составлено И.М. Бенгальским. Кто это такой? Из интернета я узнала, что Иван Бенгальский – эксперт по магии и эзотерике, получивший образование в Англии и затем в Японии. Писатель, переводчик, комментатор. Под этим именем выпущены книги «Гримуар Царя Соломона», «Гримуар Телец Стеклянный», «Гримуар Телец Фарфоровый», «Большой и малый ключи Соломона. Практическое руководство по магии», «Магические гримуары» и др.

     Некто Иван Терёхин, на странице которого приведены эти сведения, написал: «Я – Иван Бенгальский или представляю его интересы». Розыгрыш? Но любопытно, что фамилию Бенгальский мы видим в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Чтобы вспомнить, кто это такой и что он делал, мне пришлось заглянуть в книгу. Жорж Бенгальский появляется на сцене театра варьете в качестве конферансье и «разоблачителя» чёрной магии на сеансе Воланда. Своими комментариями и шутками он раздражает мессира, и Кот Бегемот отрывает молодому человеку голову. Потом, конечно, приставляет обратно. В неадекватном состоянии конферансье попадает в клинику знаменитого психотерапевта Стравинского и лечится там несколько месяцев. После выздоровления он, утратив, по словам Булгакова, «значительную долю своей весёлости», ушёл из варьете «на покой».

     Как вы думаете, уважаемые читатели, есть ли какие-то корреляции между экспертом по чёрной магии (судя по книгам) Иваном Бенгальским и булгаковским Жоржем Бенгальским? Можно ли доверять автору руководства по «Тароччи Мантеньи», взявшему себе такой псевдоним, как «Бенгальский»? Не уверена, но всё же с внимательно читаю его толкование карт этой колоды, потому что сама колода очень уж интересна.
    
    «Тароччи Мантеньи» - это не Таро в том значении, которое принято сейчас, хотя в них можно найти все 22 Старших Аркана современной трактовки. Особенность системы Мантеньи состоит в разделении колоды на 5 групп по 10 карт, отражающих систему мировоззрения людей его эпохи:
     1-я группа (1-10) – Иерархия общества; 2-я группа (11-20) – Музы и их покровитель Аполлон; 3-я группа (21-30) – Свободные искусства; 4-я группа (31-40) – космические принципы и гении; 5-я группа (41-50) – планеты и звёзды.

    Первый вопрос, который у меня возник при рассмотрении этой колоды, касается иерархии смыслов. Первая группа – это люди в средневековом социуме от бродяги до Папы Римского. С ними всё ясно.

     Вторая группа – команда муз, возглавляемая Аполлоном: Каллиопа (эпическая, героическая поэзия), Урания (астрономия), Терпсихора (танцы), Эрато (любовные песни), Полигимния (священные гимны), Талия (комедия), Мельпомена (трагедия), Эвтерпа (лирические песни), Клио (история).
 
     Их руководитель Аполлон выглядит здесь не могущественным солнечным богом, а наставником прекрасных девушек, дочерей Зевса и Мнемосины. Они гуляют на склонах Геликона у источника Гиппокрены или на Парнасе у Кастальского родника, водят хороводы, играют на музыкальных инструментах и поют (в основном хором). Сам Аполлон при этом играет на золотой кифаре. Эти гуляния – репетиции появления всей группы на Олимпе для увеселения богов. Цитирую лирическое описание триумфа этой команды:
 
     «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает всё на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орёл Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клёкота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в весёлом хороводе, а впереди всех идёт величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона».
     Но этим не ограничивалось времяпрепровождение группы муз. Аполлон относился к ним с большой любовью, от которой рождались дети. Так, у Талии родились корибанты, предшественники жрецов богини Кибелы; Урания от Аполлона родила певца Лина (по другой версии матерью Лина была Терпсихора). Родители Гомера и сладкоголосого Орфея – Каллиопа и Аполлон. Но предводитель муз явно снисходительно относился к общению девушек с божественными существами той эпохи и их детям от других отцов.

      Третья группа карт колоды «Тароччи Мантеньи посвящена «свободным искусствам». Это Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Арифметика, Музыка, Поэзия, Философия, Астрология, Теология (Богословие). Таким образом, Поэзия, Музыка и науки – это более высокая сфера в иерархии Мантеньи, чем сфера муз. Я бы соотнесла её с человеческой ментальной сферой, а вторую группу – с эмоциональной (Бенгальский называет её духовной, с чем я совершенно не согласна). Назначение муз – увеселение богов, как видно из приведённой выше цитаты.

     По иерархии Мантеньи получается, что вся информация поступает ко второй группе из мира идей. Это полностью согласуется с древнегреческой философией. Согласно известному философу Платону, в основе всех материальных вещей и нематериальных конструкций лежат их идеи (эйдосы), позволяющие всему проявляться в физическом мире.
 
     Древние греки выделили из множества идей ментальной сферы несколько эйдосов, раздав их музам, и музы придали этим идеям определённую форму, качество и количественную меру. Отсюда следует, что у поэта есть две возможности успешного творчества. Одна - сначала взлететь умом в сферу Поэзии или Музыки, а оттуда опуститься в эмоциональную сферу и обратиться к нужной музе. Или наоборот: сначала выбрать музу, обратиться к ней, а дальше уже сама муза подберёт для поэта подходящую идею (из доступных ей).

     Можно было бы рассмотреть эти идеи, каждую по отдельности, но слишком уж объёмная тема. В этой статье обратим внимание только на одну музу – Терпсихору, для которой в мире идей есть только одно свободное искусство – Музыка. Правда, иногда Музыка объединяется с Поэзией для усиления воздействия на публику. То есть муза танца управляет движением, сверяясь только с Музыкой, когда танцующие входят в нужное состояние под действием музыкального ритма и эмоций. Отсюда всякие оргиастические танцы вакханок, менад и других обитателей древнего мира.
 
     Вот такие же свободные ритмопластические танцы предлагали миру знаменитые танцовщицы 20-го века Мата Хари и Айседора Дункан. Сейчас эти танцы называются ecstatic dance, или фриданс, или танцевальная медитация. Разум, действительно, отключается, тело целиком отдаётся действию. Как говорят сторонники этого направления, смысл такого танца как раз в освобождении ума, обретении единства со своей земной природой.

     По мере развития танцевального искусства, особенно с появлением балета, Терпсихора стала получать идеи и от других свободных искусств, например, от Геометрии (построение танцевальных фигур).
 
     Почему же Иван Бенгальский дал такое негативное толкование карте этой музы? К другим музам у него отношение либо хорошее, либо снисходительное.

     Так, Каллиопе с её устремлениями к эпосу он приписывает способность сдвинуть с места то, в чём вы застряли, будь то дела, отношения или финансы. Эрато обещает реализацию планов и расцвет. Полигимния – вообще сплошная радость и блистательный выход из трудных ситуаций. Талия дарит хорошие подарки, Мельпомена – помощь и поддержку друзей и обстоятельств. Эвтерпа вас точно развеселит. Клио готова наградить вас за прошлые страдания. Урания облегчает трудную жизнь. Всё замечательно!

     А вот Терпсихора у Бенгальского сулит только плохое. Планы не реализуются, всё время возникают помехи. В семье охлаждение, друзья равнодушны, а враги активны. Финансы и имущество – основной удар этой карты. Сплошная чёрная полоса. Но, как пишет автор руководства, всё же не сдавайтесь:

     «Чёрные полосы, как известно, делятся на те, которые оставляют шрамы, и те, которые хоть и болезненны, но могут в будущем помочь, не исказив и не озлобив человека».

     И какой же выход? Совет И. Бенгальского: тянуть время и ждать. Обращать внимание на то позитивное, что предлагает жизнь. Иногда позитив нужно поискать. Полезно заняться саморазвитием.

    На карте музы Терпсихоры (см. иллюстрацию к статье) изображена молодая женщина в красном одеянии (платье?). У неё высоко открытый лоб и волнистые волосы ниже колен. В руках – щипковый струнный инструмент. У ног бирюзово-голубой шар. Объяснения карты у Бенгальского нет.
 
     Что ж, поищем у древних греков. Они, кстати, не так изображали Терпсихору. Там её видели молодой женщиной с венком на голове и улыбкой на лице, в позе танцовщицы, с лирой и плектром в руках. Она – жизнерадостная, «наслаждающаяся хороводами». Собственно, как и вся компания муз. И хороводы у многих европейских народов были священным, магическим и радостным действом.

     Есть ли в «биографии» Терпсихоры что-то порочащее её? Можно ли считать связь с Дионисом предосудительной? Тут только один намёк: атрибут Диониса плющ, которым обвивалась Терпсихора, в современном мире считается растением, несущим негатив. В Древней Греции он не был негативным. Когда и почему возникло такое отношение к плющу? Впрочем, немногие его придерживаются. Участвовала ли Терпсихора в дионисийских мистериях и оргиях на Парнасе? Вполне вероятно, но в то время это было в порядке вещей. Ну, а сожительство с богом реки Ахилоем - её сугубо личное дело, никого не касающееся.

     Значит, дело в том, что в Средние века танцы потеряли божественный статус, а суровая христианская религия стала считать их греховными? И Иван Бенгальский при всём его интересе к чёрной магии начал вторить церкви? И унизил Терпсихору до демона чёрной полосы жизни? Но Бенгальский – человек нашего времени, самое раннее – 20-го века, потому что в его текстах слова нашего лексикона: партнёр, саморазвитие, самоанализ, кинофильмы и т.п. Если в самом деле Иван Бенгальский – это Иван Терёхин, то совершенно непонятно, чем ему так досадили танцы и Музыка – да-да, это свободное искусство у него тоже полно негатива. А танцы с Музыкой – двойной или более кратный негатив?

     Надеюсь, уважаемые читатели, этой статьёй я реабилитировала музу Терпсихору в глазах тех, кто пользуется колодой «Тароччи Мантеньи» для решения своих вопросов и просто для саморазвития.

     Мой вывод из всего сказанного: колода «Тароччи Мантеньи» интересна и глубока, но толкования Бенгальского – Терёхина не следует принимать близко к сердцу да, пожалуй, и к уму тоже. Лучше подумать о соответствии мира идей (ментальной сферы) с миром вдохновения (эмоциональной сферой). Можно получить полезные результаты.
 
     Несколько вопросов, которые я хотела бы прояснить в первую очередь:
     1. В самом ли деле Астрология снабжает идеями Астрономию? Или Астрономия питается только идеями Арифметики (Математики в целом), Геометрии, Логики, Философии и Теологии?
     2. Как идеи третьей группы распределяются между музами второй группы?
     3. Что представляют собой Гелиос – гений мира, Космист – гений порядка и Хронист – гений времени?
     4. Почему семь добродетелей четвёртой группы называются «Кардиналами пространства»?

    Кроме того, интересно сопоставить принятые сейчас значения Старших Арканов Таро с тем, что даётся в колоде Мантеньи. Толкования Бенгальского – Терёхина буду, конечно, иметь в виду, но выводы будут мои собственные.


Рецензии