Гоголь Удальство

аиап


Рецензии
Удаль — способность, это представление о человеке, которому что-то «дано», чем он и выделяется из однородной среды.

Эквиполентность:
Люди — нелюди. Тут мы видим вовсе не отрицание человеческих свойств (как в современном языке), а утверждение особого качества общего свойства: нелюди - это тоже как бы люди, но мелкие... лесные существа, принимающие облик и форму человека.
Примеров такого рода много в нашем языке; когда-то их было больше. Неручь — большой ручей, но все-таки еще не река; небасъ — непорядочный человек — тот, кто не подчиняется общим правилам; небыль — вымысел, т. е. неполная правда, и т. д. (Марков, 1972). Не- отнюдь не отрицание, а утверждение новой предметности путем небольшого уклонения в толковании данного признака. Попытка найти нечто среднее в равнозначной противоположности. Сознание ищет сходного в том, что кажется различным или даже противоположным. А. А. Потебня утверждал, что прибавление не- в слове неклен превращает понятие в положительное, но противоположное (Потебня, 1968, с. 428). Непутевый, беспутный вовсе не тот, кто лишен «пути», а тот, кто идет другим путем.
Колесов

Ььььь   20.03.2025 21:45     Заявить о нарушении
Хорошо известно, и даже философы согласны с этим, что слова, выражающие абстрактные понятия, возникли на основе имен прилагательных, обозначавших признак предмета.

Ььььь   20.03.2025 22:34   Заявить о нарушении
Мнение философов следует уточнить: абстрактные имена возникают на основе прилагательных, обозначающих признаки предмета, но только после того, как эти прилагательные пройдут в своем развитии «момент предметности» — опредмечивание собирательных признаков нового качества, т. е. конкретной отвлеченности. Иначе и не могло быть в условиях символического мышления: идеальное видели в осуществленной предметности, которая знаменовала собою идею.
Не случайно славянофил К. С. Аксаков в своей русской грамматике замечал: «При постепенном освобождении от предмета, при постепенном превращении предмета в качество, мысль всё еще опирается на предмет; наконец, она доходит до понятия общего независимого знания (независимого от предмета) и доходит до понятия качества: здесь уже нет предмета. Здесь является одно чистое качество. Мысль доходит до него и вместе, в слове, доходит до области прилагательных в полном смысле»
Скажем еще раз, потому что это важно.
Древнерусская эпоха знаменательна тем, что на метонимических построениях видородовых соответствий вырабатывала собирательно общие признаки реального мира вещей, создавая тем самым действенную структуру символического мышления. Затем развитие градуальных оппозиций привело к возможности, перебирая выявленные в предметно-именных сочетаниях признаки и качества, вычленить самые общие, (идеально бы сущностные) признаки, на основе которых уже в Новое время создавались адекватные действительности содержания понятий.
«Мыслить абстрактно не так просто, как кажется; со многими обстоятельствами духовной культуры связан процесс “освоения уровня абстрактности”. Для этого прежде всего следовало научиться видеть явления в общей перспективе, связанными друг с другом, т. е. в системе соответствий, а не разорванно, как автономные отдельности, движущиеся по замкнутому кругу» (Бычков).

Ььььь   29.03.2025 14:31   Заявить о нарушении
Выделение признака представляется сознанию деятельностью предмета, хотя на самом деле это не так.
Это — деятельность сознания, всё дальше уходящего от предметного мира вещей в область идеальных сущностей.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАЧЕСТВЕ КАЧЕСТВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ГРАНИЦАХ СЛОЖИВШЕЙСЯ КАТЕГОРИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ПРОИСХОДИТ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОТ «СВОЕЙ» ПРЕДМЕТНОСТИ, ТАК ЧТО ВОЗНИКАЮТ И РАЗВИВАЮТСЯ ПРИЗНАКИ-КАЧЕСТВА (КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ), ПРИЗНАКИ-СВОЙСТВА (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ) И ПРИЗНАКИ-ОТНОШЕНИЯ (ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ).

Ььььь   29.03.2025 14:33   Заявить о нарушении
"Конкретная метафизика" Флоренского в ту же копилку. Магия - сюда же

Ььььь   12.04.2025 15:37   Заявить о нарушении