У нас это в крови

Толмачёв О. Л.

У НАС ЭТО В КРОВИ

Пьеса в 2-х действиях.

Действующие лица:
Стрелок
Пацан Вовка, подросток
Мать пацана Вовки, Михайловна
Алкаш
Капитан (Человек в черном)
Работяга
Ларечник
Сосед (охамон)
Соседка (бабец на продажу)
Старушка
Кореша - собутыльники (двое)
Люди в черном (двое).

Место действия:
Чердак старого многоквартирного дома. Пара маленьких слуховых окон, в углу несколько пустых ящиков, ворох хлама, большой моток проводов.

Действие 1-е.

Появляется наш герой - Стрелок. Одет наполовину в военное, на глазах черные очки, в руках чемоданчик. Очень похож на киллера из плохого кинобоевика. Деловито осматривает помещение, вглядывается в зал через окно. Придвигает пару ящиков, чтобы расположиться. Раскрывает чемоданчик, достает детали и собирает из них снайперскую винтовку, щелкая и клацая металлом. Пристраивается на ящиках к окну и прицеливается в зал. Потом, удовлетворенный позицией, устраивается поудобнее, смотрит на часы со словами:

- Ну что, гад, сегодня тебе конец.

Пауза.

Стрелок осматривается по сторонам, потом приноравливается к винтовке и говорит сам себе:

- Спокойно. Рано еще, рано. Так, только не надо нервничать. Спокойно. Осмотрись, как следует. (Целится и комментирует, словно репетирует.) Он пойдет к двери. Я прицелюсь и… Только не надо торопиться. У меня будет достаточно времени. Целюсь, затаиваю дыхание…(механизм винтовки клацает вхолостую) Фу, почему я волнуюсь? Даже руки вспотели. Так, надо настроиться: он – последний гад и сволочь. Сволочь и гад. Увереннее: он – гад и сволочь! Сволочь! Ненавижу! Сегодня как-то не убедительно получается.

Стрелок вскакивает и ходит из стороны в сторону, потом вновь прикладывается к винтовке и вглядывается в окно.

Стрелок: Только не расслабляться. У меня все получится. Тихонько, спокойно, без суеты. Один единственный выстрел и все.

А в это время…
За спиной стрелка появляется мальчишка. Он проходит вглубь помещения уверенно и особенно не таясь – видимо, был здесь неоднократно. Не замечая стрелка, подходит к хламу, копается в нем. Стрелок, неожиданно для себя, обнаруживает мальчика. Потом – сообразив, что к чему -  по-звериному тихо поднимается и крадется к нему. В последний момент мальчишка замечает опасность и пытается выскочить в дверь, но стрелок преграждает ему дорогу.

Стрелок: Ты что тут делаешь, а?
Пацан: Ничего.
Стрелок: Что значит ничего? А ну-ка, покажи, что у тебя там припрятано?
Пацан: Ничего. Я просто пришел.
Стрелок: Да, просто, погулять. Не болтай чепухи!
Пацан: Я не болтаю.
Стрелок: Давай-давай, показывай.

Мальчишка пятится, а стрелок вынимает из кучи хлама какую-то коробку и заглядывает в нее (там, наверное, мобильные телефоны).

Стрелок: Ух, ты! Зачем тебе столько? Ты что, их воруешь?
Пацан: Нет, коллекционирую!
Стрелок: Не дерзи, а-то я тебе уши надеру! Ах ты, воришка маленький! Ремня на тебя нет! Ты что, действительно их воруешь? Вот я отцу твоему расскажу, чтобы он тебя выдрал, как следует!
Пацан: Не расскажете.
Стрелок: Это почему не расскажу?
Пацан: А у меня нет отца.
Стрелок: А где же он?.. Ну, тогда матери расскажу. Мать у тебя есть?
Пацан (изображает хныканье): Не надо, дяденька, я больше не буду.
Стрелок: Эй, только нечего тут хныкать. Что, матери боишься?
 
Пацан кивает и лживо трет кулаком глаз.
 
Стрелок (поучительно): Как не хорошо воровать! Ай-яй-яй! Такой маленький, а уже вор! Тебе не стыдно? (пытается приблизиться)
Пацан (отрывает кулак от глаз): Не-а (отступает от стрелка, держит дистанцию).
Стрелок: Послушай, пацан, может, тебе никто не говорил, но воровать не хорошо.
Пацан: Почему?
Стрелок: Ну, не хорошо и все, понимаешь? Ну, представь, если кто-нибудь украдет у тебя что-нибудь, тебе, ведь, будет неприятно, правда?
Пацан (кивает и одним глазом хитровато поглядывает на винтовку у окна, потом неожиданно спрашивает): Дядь, а вы – киллер?
Стрелок: Что?
Пацан: Вы – киллер?
Стрелок: Ты почему так подумал? (Обернулся, посмотрел на винтовку. Про себя:) «Ах, черт, заметил». (Пацану) Нет, что ты! Это я… Это… В общем, здесь учения идут. Спецназ, террористы, понял?
Пацан: А-а, спецназ! Здорово! А можно посмотреть?
Стрелок: Что посмотреть?
Пацан: Винтовку!
Стрелок: Что? Винтовку? (Мальчишка уже оказался у оружия и трогает его.) Эй, не трожь! Это тебе не игрушка!

Пока мальчик отвлечен, стрелок, кажется, приходит к страшному решению: достает нож и медленно приближается к мальчику, вот-вот схватит его. Но мальчишка вдруг отбегает к двери и оказывается в недосягаемости. Стрелок быстро прячет нож за спину.

Пацан: Дядь, а дайте денег, тогда я никому не расскажу…
Стрелок: Что??? Денег??? Вот я тебя! (сначала возмущенно порывается к мальчишке, но спохватывается и останавливается) Денег. Ах ты, маленький негодяй! Вор и негодяй! Вот молодежь пошла! Кого это мы только воспитываем!
Пацан: Ну, как хотите (демонстративно собирается скрыться).
Стрелок: Ладно-ладно, иди сюда, дам я тебе денег (достает из кармана купюру). На вот, купи себе мороженого и да, купи еще мне сигарет, а то я тут совсем без курева. Надо же, забыл взять с собой (протягивает деньги Пацану, в другой руке держит нож наготове). Ну, бери…(пауза, мальчишка медлит). Бери-бери, ты, ведь, денег хотел. Ну?
 
Стрелок осторожно придвигается к мальчику. Напряжение растет. Вдруг Пацан выхватывает деньги из руки стрелка и отскакивает назад к двери на безопасное расстояние.
 
Стрелок (с досадой, что зевнул бросок Пацана): Ты только не забудь мне сигарет купить, ладно?
Пацан: Ладно, а каких?
Стрелок: Что-нибудь с фильтром, но не дорогих, слышишь!
Пацан: Хорошо! (исчезает в двери)

Стрелок, раздосадованный, остался стоять с ножом в руке.

Стрелок: Черт! Черт! Черт! Что делать? Так, только спокойно! Он не расскажет, он вернется (как заклинание). Спокойно, спокойно. Кто ему поверит? Спокойно.
 
Стрелок возвращается к слуховому окну.

Стрелок: Черт бы побрал этого пацана! Лазят тут, где не надо. Как специально! Дверь запереть, что ли?

Стрелок идет к куче хлама и копается в нем, пытаясь найти, чем запереть дверь. Ничего подходящего не находит.

Пауза.

Появляется женщина, ведет Пацана за ухо.

Мама пацана (далее Мать): Ну, и где твой киллер, врун? Сколько можно все время врать? Ой…(заметила стрелка) Здравствуйте.
Стрелок (от неожиданности растерянно): Здрасьте…
Мать: Это Вы моему обалдую деньги дали, он не врет?
Стрелок (отвечает, как завороженный): Нет, не врет, я дал. У меня тут курево закончилось…
Мать: А я подумала, он опять врет, да еще курить стал! Значит, это Ваши сигареты (протягивает стрелку пачку).
Стрелок: Да, спасибо (берет).

Мать отпускает ухо сына, обнимает, целует.

Стрелок: А на сдачи я ему разрешил мороженого купить.
Мать: Мороженого? Ты купил мороженое?
Пацан (недовольно): Да, купил.
Мать: А где оно?
Пацан: Съел.
Стрелок: Молодец.
Мать: Не ври. Извините, пожалуйста. Он у меня врунишка. За ним глаз да глаз нужен, а я целыми днями на работе. (К сыну строго) И чего тебя сюда занесло?
Стрелок (наконец очнувшись от оторопи, вступается за мальчишку): Да, знаете, пацаны, ведь, непоседы в таком возрасте, везде надо полазить, посмотреть. Энергию надо же куда-нибудь девать.
Мать: Да, энергию, он лучше бы учился хорошо в школе, а не лазил по чердакам да подвалам.
Стрелок: Я, когда таким же был, тоже лазил по чердакам да подвалам и ничего, вроде, приличным человеком вырос… (пауза, все посмотрели на винтовку у окна) Мы тут, ну, учения проводим…
Пацан: Да, мам, спецназ! Они террористов ловят! Здорово!
Мать: А ты помалкивай, тебя это не касается. И вообще, марш домой! У меня еще с тобой разговор будет!
Стрелок: Ну, Вы не так строго с ним. У Вас хороший мальчишка.
Мать: Вы думаете? (К Пацану) Давай-давай, топай домой. Еще раз спасибо Вам… Извините…
Стрелок: Это за что?
Мать: Ну, просто…за мороженое. До свидания.
Стрелок: До свидания…

Женщина уходит вместе с мальчиком. Стрелок стоит некоторое время в растерянности.
 
Стрелок: Черт! Она меня видела. Ёлки! Что делать? Что делать? Уходить?
(Смотрит на часы, спохватывается и возвращается к окну. Потом уже решительно:) Ну и что, что видела. Черт с ним! Мне, ведь, все равно!

Пауза.

В дверях появляется Алкаш. Не замечая стрелка, проходит в глубь помещения, запускает руку куда-то за балку, видимо у него там заначка, и достает полупустую бутылку. Замечает стрелка.

Алкаш (ошарашено): О-пань-ки…
Стрелок (зло): Тут что, проходной двор?
Алкаш (испуганно): Нет.
Стрелок: Тогда что ты сюда приперся?
Алкаш: Я это…так, погулять…
Стрелок: Ты – дурак?
Алкаш: Я?
Стрелок: Я!
Алкаш: Нет.
Стрелок: Что тебе тут надо?
Алкаш: Я это…за бутылочкой своей пришел (показывает).
 
Стрелок подходит, берет бутылку в руки.

Стрелок: Это что?
Алкаш: Бутылка.
Стрелок: Вижу. Что в ней? (открывает, нюхает) Фу, ну и гадость! (отдает бутылку Алкашу)
Алкаш: Это – водочка.
Стрелок: Паленая.
Алкаш: А нам все равно, лишь бы с ног валило. Будешь?
 
Пауза. Стрелок в нерешительности.

Стрелок: Нет, я на работе, мне нельзя.
Алкаш: Тебе нельзя или ты на работе? Это разные вещи.
Стрелок: У меня и то и другое, ясно? Ишь, какой остроумный нашелся.
Алкаш: Ясно. А что за работа-то?
Стрелок: А тебе какое дело? Спецназ, учения, понял?
Алкаш: А-а-а, а я подумал…
Стрелок: Что ты подумал?
Алкаш: Ну, это…что ты – киллер.
Стрелок: Черт, я это сегодня уже слышал.
 
Алкаш запускает руку в заначку и извлекает оттуда стакан.

Алкаш: Ну, ты как хочешь, а мне подлечиться надо. (Наливает, медленно и вкусно пьет. Стрелок завистливо наблюдает. Алкаш опустошает стакан до дна и, счастливый, произносит:) И никакая она не паленая. (Из кармана достает конфету, разворачивает ее, откусывает и с удовольствием жует, потом жестом предлагает стакан стрелку.)
Стрелок: Черт! (Возвращается к окну, вглядывается в него, поворачивается к Алкашу.) Ну, ладно, давай чуть-чуть. Напряжение надо снять.

Алкаш наливает, Стрелок выпивает.

Алкаш: Ну?
Стрелок: Что, ну?
Алкаш: Паленая?
Стрелок: Не разобрал.
Алкаш: Тогда еще по одной?
Стрелок: А, давай!

Наливают, выпивают остатки. Закусывают той же конфеткой. Пауза.

Алкаш: Может, сбегать еще за одной? Деньги есть?
Стрелок (шарит по карманам): Уже нет.
Алкаш: А ты у своих спроси.
Стрелок: У кого «у своих»?
Алкаш: Ну, это…у спецназа. (Пауза) Ну, ничего. На «нет» и суда нет. Я щас к ларьку метнусь, там у меня ребята свои есть. Может, подкинут деньжат или натурой. Они тоже - спецназ! (Быстро уходит).
Стрелок: Точно, проходной двор. Зачем же я выпил?

Припадает к окну, поглядывает на часы. Пауза.

Вновь появляется мать Пацана, в руках перед собой несет кастрюльку и сверток.

Мать: Извините, пожалуйста. Я Вам немного поесть принесла. Вы, наверное, голодный совсем. Целый день, поди, здесь сидите.
 
Женщина ставит кастрюльку на ящик рядом с винтовкой, достает из свертка ложку, хлеб, раскладывает все на салфетке. Стрелок изумленно наблюдает.

Мать: Вот, борщечка покушайте, он совсем свежий, вкусный. Жалко, что не было времени, а то я бы Вам пирожков испекла. А пока, вот, покушайте.

Стрелок не знает, что и ответить, но голод после водки побеждает.

Стрелок: Спасибо. Спасибо, конечно. Но так не удобно…
Мать: Кушайте-кушайте, ничего неудобного. Кушайте, вкусно.
Стрелок: Спасибо. Я по быстрому. Отвлекаться надолго не могу.

Стрелок ест, поглядывая в окно. Женщина стоит рядом.

Мать: Да Вы, я вижу, совсем голодный. Ешьте-ешьте, не обращайте на меня внимания. Я тут постою, пока Вы покушаете.
Стрелок (между ложками борща): Сынок у Вас шустрый. Главное, чтобы дурака не валял, а учился. Он, что, без отца растет?
Мать: Да, без отца.
Стрелок: Что так?
Мать: Похоронила.
Стрелок: Извините.
Мать: Ничего. Он и так-то ангелом не был, а как работу потерял, совсем запил. Да здесь почти у каждой такая история. А Вы, я вижу, человек правильный, надежный. Наверное, жена, семья есть.
Стрелок (хмуро): Да, можно сказать, была…
Мать: А детишки?
Стрелок (совсем мрачно): И детишки…
Мать: Ой, извините, я лезу со своими расспросами, извините.
Стрелок: Ничего, ничего. Спасибо. Я наелся. Было очень вкусно. Правда, вкусный у Вас борщ.
Мать: Ой, я рада, что Вам понравилось. Жалко только, что все так наскоро. Я-то, думала, чтобы побыстрее разогреть, а надо было, наверное, что-нибудь посерьезнее приготовить. Не хотите? Я сделаю…
Стрелок: Нет-нет, спасибо. Я, действительно, наелся. Спасибо большое, не беспокойтесь.
Мать: Что Вы, какое беспокойство. (Собирает посуду) Мне даже приятно… Вы тут у нас еще долго будете? Ой, извините, я опять лезу, куда не следует. (Пауза) Ну, я тогда пошла? (Пауза) Если что, то обращайтесь к нам. Мы с сынишкой на втором этаже, в третьей квартире. Так что, милости прошу, заходите. Будем рады (раскланиваясь, уходит).

Стрелок сидит какое-то время, глядя в одну точку.

Стрелок: Семья, дети. В том-то и дело.

Пауза.

Вбегает Пацан и сходу: А мамка где?
Стрелок (задумчиво): Не мамка, а мама. Ушла уже, домой.
Пацан (уже на «ты»): Дядь, а дай винтовку посмотреть.
Стрелок (уже мирно): Ну, посмотри. Только в моих руках.
Пацан: Ух-ты…с оптическим прицелом. И глушитель есть!
Стрелок: Ты, как посмотрю, соображаешь в оружии.
Пацан: А-то! В кино у киллеров такие же. Дядь, а кого ты завалить хочешь?
Стрелок: Что за слова такие «завалить»? Ты откуда этого набрался? Завалить!
Пацан: В кино все так говорят, да и по телеку. Завалить – значит кокнуть!
Стрелок: Тебе бы поменьше телек смотреть, а больше книжки читать. Есть много хороших книжек, интересных, Джека Лондона, например. Читал Джека Лондона?
Пацан: Не-а. Я про Джека Воробья кино смотрел.
Стрелок: Кто такой Джек Воробей?
Пацан: Пират!
Стрелок: Понятно.
Пацан: А Джек Лондон кто?
Стрелок: Писатель, хороший.
Пацан: А-а.
Стрелок: А что, в школе не задают читать?
Пацан: Задают, но я не читаю, скучно. Лучше смотреть.
Стрелок: Нет, братец, ты не прав, лучше читать. Ты, ведь, когда кино смотришь, видишь чужое воображение, как кто-то другой себе что-то представляет. А когда читаешь, то сам фантазируешь, свое собственное воображение развиваешь. Оно куда богаче всякого кино. Понял? Как тебя зовут?
Пацан: Вовка.
Стрелок: Владимир, значит. И сколько тебе лет?
Пацан: Одиннадцать, с половиной. Дядь, а если ты – киллер, значит, ты не хочешь, чтобы тебя арестовали?
Стрелок: Ты это к чему? Опять мороженого хочешь?
Пацан (серьезно): Мороженого…Мороженого мало. Ты, дядь, наверное, нашего олигарха кокнуть хочешь и убежать? Здесь мороженым не обойдешься.
Стрелок: А чем обойдешься?
Пацан: Тебе, наверняка заплатят. Возьми меня в долю.
Стрелок: В долю? Это за что я должен взять тебя в долю?
Пацан: А я тебе помогу. Я тебе точно скажу, в кого и когда бабахнуть.
Стрелок: Думаешь, я без тебя не знаю?
Пацан: Ну, тогда я тебя заложу, ментам.
Стрелок: Ничего себе! Тебя что, никто не учил, что ябедничать плохо?
Пацан: Это бизнес, ничего личного.
Стрелок: Ах, бизнес, ах, ничего личного. Вот я тебя сейчас (пытается ухватить мальчишку за шиворот, но тот выворачивается и от двери кричит)
Пацан: Не поймал, не поймал! Дядь, ты подумай насчет доли. Пятьдесят на пятьдесят, а?
Стрелок: Ах, негодяй! (Пацан исчезает) Ничего себе, одиннадцать лет! Вовка-сопляк! Пятьдесят на пятьдесят! Ничего себе, детишки пошли!

Пауза.
Стрелок ходит из стороны в сторону, возмущенно повторяя последние фразы.
Вновь появляется Алкаш.

Стрелок: Тут что, ярмарка? Проходной двор? Привокзальная площадь?
Алкаш: Ты меня уже об этом спрашивал. Все путем, «но пасаран». Я чекушечку принес. Доставай стакан. Прямо стихи!
Стрелок: Я же на работе.
Алкаш: Знаю я вашу работу (пытается открыть бутылку). Да, рискованно, да, тяжело. Поэтому и выпить надо, сбросить напряжение. Киллерам легко не бывает.
Стрелок: Опять? Ты почему решил, что я – киллер?
Алкаш: А хто? Водопроводчик что ли? Трубочист?
Стрелок (уже неуверенно): Спецназ я. Учения тут идут.
Алкаш: Ага, спецназ, учения. Ты это моей покойной бабушке рассказывай. Ты собираешься нашего олигарха завалить – дураку понятно!
Стрелок: Да, я уже вижу, что понятно.
Алкаш: Но ты не боись! Я тебя не сдам! Я – могила. Я за тебя. Так их (наконец открывает бутылку), этих олигархов. Они – вампиры! Они народную нефть пьют. То есть кровь. А это – неправильно. Правильно я говорю?
Стрелок: Кровь народная это – водка, а не нефть.
Алкаш: Да? (посмотрел на бутылку) Ты на что намекаешь? Ты не путай меня в тупик. Я, ведь, за тебя. Знай, мы все за тебя. И мужики возле ларька тоже за тебя.
Стрелок: Ты, что, уже всем разнес обо мне?
Алкаш: Что значит «разнес»? Тс-с-с. Только по секрету. Мужики свои, не заложат. Я отвечаю.
Стрелок: Не заложат? Ты отвечаешь? Ты??? Черт, черт, черт! Во дела! Наверное, уже обо мне вся округа знает. Все, пора отсюда убираться.
Алкаш: Нет, ты погоди, не торопись, давай сначала выпьем (сует стакан в руку Стрелку, тот машинально берет).
Стрелок: Ах, ну и черт с тобой, наливай!

Наливают, выпивают.

Алкаш: Вот теперь другое дело. Если ты торопишься, я могу за тебя подежурить. Я даже могу вместо тебя стрельнуть, хочешь? А хочешь, я на угол сбегаю и баночку подержу?
Стрелок: Что, баночку? Это зачем?
Алкаш: Ну, чтоб ты пристрелялся. Мы так, помню, в детстве из рогаток пристреливались.
Стрелок: Нет надобности.
Алкаш: А хочешь, я эту баночку брошу, когда олигарх приедет?
Стрелок: А это зачем?
Алкаш: Чтобы охрану отвлечь. Я брошу, банка загремит, охрана дернется, а ты в это время…
Стрелок: Нет, не надо.
Алкаш: Зря, дело-то серьезное. А хочешь?
Стрелок: Нет!
Алкаш: Все, понял, больше нет вопросов. Давай лучше, еще по одной.
Стрелок (решительно): Наливай!

Наливают, выпивают.
Алкаш замечает моток проводов в углу.

Алкаш: О, а это что тут такое лежит?
Стрелок: Что, где?
Алкаш: Да это, вроде, провода?
Стрелок: Ну да, похоже, высоковольтные.
Алкаш: Вот где он их припрятал.
Стрелок: Кто?
Алкаш: Да работяга наш. Все крутится, где-то что-то достает, возит, тащит. Никакого уважения к людям. Хоть бы раз налил или с мужиками за пивком постоял, поговорил. (С опаской подходит к проводам) Вечно обидеть норовит: за бутылку, говорит, все что угодно умыкнете. Когда я у него чего-нибудь умыкивал? А сам? Провода-то, как пить дать, стащил! Срезал где-нибудь, а народ без света теперь сидит.
Стрелок: Он что, правда, провода со столбов срезает?
Алкаш: Конечно, срезает и сдает в цвет-мет за бабки. Чик-чик, смотают, на грузовик и деру! Пока кто-то сообразит, что провод украли, они уже денежки делят. Думает, если я бывший человек культурного труда, то не понимаю, что провода обрезанные не могут быть с электричеством, правда?
Стрелок: Уж, наверное.
Алкаш (неуверенно): Точно, он бы сам в руках-то их это… не таскал. А пугает все: лучше не трогай, говорит, убить может. Как будто в них еще электричество осталось.
Стрелок (с иронией): А ты проверь.
Алкаш (боязливо отходит от проводов): Нет уж. Я лучше поберегусь.
Стрелок: Что, боишься?
Алкаш: Еще бы.
Стрелок: Что так?
Алкаш: Что, что? Однажды меня чуть не убило, вот и боюсь. Мы с корефаном как-то решили сами на проводах заработать. Взяли кусачки, рукавицы, сапоги резиновые, ну, это… чтоб током не долбануло. Полезли на столб. Без железных зацепов на столб-то тяжело лезть, да где ж их взять? В сапогах не получается. Полезли так, босиком. Лезли-лезли, лезли-лезли, но все сползаем, до верха добраться никак не получается, склизко. Тогда мы так решили: мой корефан лезет первым, а снизу я его подпихиваю. Получается, что он не сразу сползает, а в меня упирается. Так вот вдвоем и долезли. Мой корефан это… до провода даже не успел дотронуться. Оно как долбанет! В глазах потемнело. Как падал, не помню. Если б трезвыми были, то точно бы убились. А так, ничего. Правда, у корефана моего рука вся почернела. А у меня бок. Вот, даже до сих пор синяк остался (показывает, задирая рубашку). Потом все-таки отрезали.
Стрелок: Провод?
Алкаш: Да-нет же, руку, моему корешу. С тех пор я до проводов не дотрагиваюсь: вдруг они с электричеством! А работяга умеет. Чик, и все. Он все умеет. (Пауза) Ну, чё, выпьем?
Стрелок: За что?
Алкаш: Ну, это… за безопасность.
Стрелок: Годится.

Наливают, выпивают.

Стрелок: Послушай, ты же здесь, наверное, всех знаешь?
Алкаш: Не наверное, а точно знаю.
Стрелок: Скажи, а как зовут ту женщину, у которой пацан Вовка малой, здесь живет?
Алкаш: А, приглянулась?
Стрелок: Да-нет, я просто.
Алкаш: Знаю, Михайловна, хорошая баба. Одинокая. Ругается на меня, но быстро отходит. Баба ничего.
Стрелок: Баба-баба. Женщина.
Алкаш: Какая разница?
Стрелок: Не скажи. Разница большая. Женщина – это любовь, нежность, дети. А баба – это баба, грубая, нахальная, бесстыжая.
Алкаш: Точно. Есть у нас тут такая соседка - бабец на продажу. Бесстыжая и нахальная. Намажется всей своей помадой до ушей и ходит, задницей крутит. А Михайловна, точно, - женщина.
Стрелок: Женщин бабами жизнь делает, да мы с тобой.
Алкаш: А мы тут при чем?
Стрелок: Я имею в виду всех нас, мужиков. Мы слабыми оказались. Не можем защитить наших женщин, заботиться о них. Вот они так в баб и превращаются. Это наш грех, мужской.
Алкаш: Ну и скажешь тоже, мужской. А бабский? Они тоже хороши. Им веры нет. Хитрые, коварные, и все только за деньги. А найди щас хоть одну целку. Днем с огнем не сыщешь. Они еще в школе умудряются того. За ними глаз да глаз нужен. Куда мы котимся?
Стрелок: А ты, как вижу, не совсем дурак. С тобой и поговорить можно.
Алкаш: Конечно, можно. Я вообще, чтоб ты знал, боец культурного фронта был. Я после техникума завклубом на фабрике работал. Я театр имел, свой. Там это… пьесы, кино.
Стрелок: Театр? Ладно врать-то, театр.
Алкаш: Ну, не театр. Кружок театральный. И кино, танцы. Я даже не чужд живописи был. Афиши сам красками рисовал. Но не выдержал напора капитализма. Хамства во мне маловато. Не охамон я.
Стрелок: Кто?
Алкаш: Охамон. Ты понимаешь, люди раньше нормальными, культурными были, инженерами там, конструкторами. Извините тебе, пожалуйста. А теперь? Заткнись, да пошел вон. Охамели интеллигенты, охамонами стали. Бизнес, Турция, мешки. На рынке торгуют, хитрят. Кого угодно продадут, хоть мать родную. Локти, зубы, никому спуску не дают.
Стрелок: Ну и правильно. Сейчас волком надо быть. Без крепких зубов и локтей теперь никуда.
Алкаш: Они смогли приспособиться, мимик… это… мимикрировать, а я - нет. У меня характер мягкий, безобидный. Я не могу волком.
Стрелок (возмущенно): Ну, тогда сиди и жди, когда тебя сожрут. Как я ненавижу слабость эту! Надо что-то делать, не сидеть на месте! Надо собраться, сжаться в кулак и показать зубы, чтобы никто не посмел! Надо быть сильным! Надо ух! Как я их ненавижу!
Алкаш: Кого?
Стрелок: Да их всех, этих сволочей, да проходимцев всяких. Как их много у нас оказалось. На каждом шагу обмануть могут. Такое впечатление, что честных людей уже и не осталось совсем.
Алкаш: Это точно. Тут вчера собрал бутылки, ну это…, чтоб сдать. Аж два пакета! Поставил в углу у бака. Отвернулся на минуту, коробку хотел вытащить. Оборачиваюсь, а пакетов-то уже и нет. Сперли! Ты понимаешь, всего на минутку отвернулся. Во ворье! Честных людей нет, не осталось, это точно. (Пауза) А, давай, выпьем за честность.
Стрелок: За честность? Давай.
Алкаш (поднимает стакан): Чтобы нас было побольше, а этих нехороших людей поменьше. (Выпивает, утирается и хитровато спрашивает, чтоб отвлечь и не налить) Ты, это…не прозеваешь?

Стрелок нервно хватается за винтовку и смотрит в окно.

Алкаш: Я просто спросил.
Стрелок: Фу, черт! Ты меня не напрягай! Я без тебя знаю, когда чего! Понял?

Берет стакан из рук Алкаша, наливает остатки, выпивает. В это время появляются двое в крепком подпитии.

Алкаш: О, а вот и мои кореша!
Кореша с порога запевают песню: Не стреляйте в белых лебедей. Нет, голубей. Не стреляйте в белых голубей!
Кореш 1: Вот это мужик!
Кореш 2: Вот это по-нашему!
Кореш 1: Правильно, душить этих гадов надо!
Кореш 2: Нет, лучше стрелять, как голубей.
Кореш 1: Не, лучше мочить.
Кореш 2 (хохочет): Точно, как соленые огурцы.
Кореш 1: Зачем стрелять в огурцы?
Кореш 2: Почему стрелять? Огурцы мочить надо.
Кореш 1: При чем тут огурцы?
Алкаш: Эй, а где третий?
Кореш 1: Он пал, там, храбрым этим, у качели.
Кореш 2: В песочнице.

Кореша снова затягивают песню «Не стреляйте в белых голубей…». На шум приходит мать Пацана.

Мать: Вы что тут устроили? Что орете, как очумелые? Здесь люди живут. Что, другого места не нашли? А ну, марш отсюда! Человек работает, а вы ему мешаете. А ну-ка, быстренько, собрались и на улицу. Там распевайте, а тут вам делать нечего. Ишь, устроили тут караоку. Марш отсюда!

Женщина выпроводила поющих собутыльников наружу.

Мать (к Стрелку): Ох, Вы извините нас. Болтаются тут бездельники. Хоть бы делом занялись. Целыми днями у ларька торчат, глаза бы мои их не видели, алкаши.
Стрелок (прячет бутылку): Ничего-ничего. Я и не в таких условиях…
Мать (к Алкашу): А ты чего сидишь? Тебя не касается?
Алкаш: Я это… тут по делу.
Мать: По какому это еще делу?
Алкаш: Я человеку помогаю, это… со стрессом справиться.
Мать: Ты сам и есть стресс. Тебе с самим собой надо справляться. Нашелся, помощничек. Давай, собирайся и на улицу.
Алкаш: Михайловна, ты не права. Я человека поддерживаю.
Мать: Кого ты поддерживаешь? Ты сам-то на ногах не стоишь.
Алкаш: Мать, не волнуйся, мы щас алигарха дождемся и уйдем. (К Стрелку) Правильно я говорю? Мать, пять минут.
Мать: Какие пять минут? Он сегодня задерживается. Позже приедет.
Стрелок: А Вы откуда знаете?
Мать: А я ихнюю уборщицу видела. Она мне и сказала. Наш олигарх сегодня позже будет, около семи. Он матери звонил, предупреждал, вот. Так что, Вы не торопитесь, не беспокойтесь. (К Алкашу) А ты давай, топай отсюда.
Алкаш: Мать, ты прямо – жесть!
Мать: А с тобой иначе нельзя. Ты сразу на шею сядешь. Давай, марш отсюда.

Женщина выталкивает Алкаша в дверь и уходит сама.
Стрелок остается один. Смотрит на часы.

Стрелок: Вот это да! До семи еще столько времени! Ёлки! Что делать, ждать, что ли?

Стрелок, уже довольно пьяный, примостился у винтовки и, бормоча про себя: «Ничего, не уйдешь. Сегодня я с тобой обязательно поквитаюсь. Зачем же я выпил?», заснул.

Занавес.

Действие 2-е.

Далее Стрелку все снится?

Стрелок спит у винтовки. Появляется человек средних лет, одет во все черное. Подходит к Стрелку, треплет его за плечо. Стрелок просыпается и удивленно смотрит на человека.

Человек в черном: Ты у нас тут киллер? Привет. Только ты спокойно. Все в норме. Мне сказали, что тебе помощь нужна. Вот я и пришел объяснить, подсказать. А ну-ка (отодвигает Стрелка в сторону, прикладывается к винтовке сам, знающе проверяет ее к готовности). Хороша! Если бы у меня такой инструмент был, я бы этого олигарха тоже шлепнул. И не только его! Заодно бы еще пару начальничков. Что за людишки у нас такие подленькие? Пока просто человек, еще ничего, а как только в должности, сразу - надменная свинья. Маленький начальничек, еле заметен, а прыщ, людьми помыкает, лжет, ворует. Фу, дрянь!
Стрелок: Вы кто?
Человек в черном: Я? Да так. Капитан, в отставке. Я, конечно, не снайпер, но стреляю неплохо.
Стрелок: Я тоже не снайпер.
Человек в черном (далее Капитан): Чего же это ты за винтовку взялся?
Стрелок: Нужда.
Капитан: За деньги?
Стрелок: Получается, что за деньги.
Капитан: А я бы его и без денег.
Стрелок: Что, тоже крепко насолил?
Капитан: Не то слово. Это по его вине наши ребята погибли. Он в войска липовые бронежилеты поставлял.
Стрелок: Это как, липовые?
Капитан: А просто. Вместо бронепластины обычный лист железа, который пуля прошивала насквозь, как бумагу. Шум начался, комиссии понаехали. Так что ты думаешь? Ничего. Дело замяли. С него, как с гуся вода. Он на погубленных жизнях себе денег наварил, сволочь.
Стрелок: Вот-вот, моя совесть будет чиста.
Капитан: Надеюсь. Ты, когда стрелять будешь, целься в голову. Так вернее. Под пиджаком у него, вполне возможно, бронежилет окажется, не липовый.
Стрелок: Пожалуй, вы правы. Спасибо за совет.
Капитан: Да, брат, кто бы мог подумать, что после распада Союза пройдет всего ничего времени, и мы начнем стрелять друг в друга. А ведь мы коммунизм строили. «Равенство, братство».
Стрелок: «Кодекс строителя коммунизма», кажется.
Капитан: Да, «человек новой формации». Какие красивые слова. А как дело до дележа дошло, взяли и спустили свои идеалы в унитаз. Как же все это вышло, а? Печально все это, печально.
Стрелок: Я, ведь, тоже не только из-за денег. Я тоже за справедливость. Из-за него столько народу пострадало. Пока мы с ним судимся, уже двое на тот свет отправились. Сердце, знаете ли, у людей не выдерживает.
Капитан: Это из-за чего же так?
Стрелок: Из-за квартир.
Капитан: Обманутый дольщик, что ли?
Стрелок: Да, обманутый. Вы понимаете, он у народа под строительство столько денег взял, а не построил. Вся его контора разбежалась, а он, как бы, тут и не при чем. Дома нет, денег нет. А народ-то кредитов набрал. (Пауза)  Некоторые даже свои старые квартиры продали. Так им теперь вообще жить негде. (Пауза) Он и мне квартиру должен, двухкомнатную. Мало того, он ее еще трижды перепродал. Как вам это? Теперь еще три семьи на нее претендуют. И все справедливо претендуют - деньги заплатили.
Капитан: Да, слыхал, слыхал.
Стрелок: И я в долги влез, свою старую «однушку» банку заложил. Теперь они собираются ее у меня отнять. А куда нам с детьми деваться, на улицу? Меня с этой квартирой до ручки довели. Хотел даже на себя руки наложить, сжечь, публично. Канистру с бензином взял - и на площадь.
Капитан: Это зачем, сжечь-то?
Стрелок: Ну, в отчаянии я был. Хотел внимание привлечь, протест свой так выразить.
Капитан: Не хочу тебя обижать - порыв есть порыв - но чинушам-то плевать на твой протест. Это – не метод.
Стрелок: Точно. Человечек из банка то же самое сказал. Мол, плевать они хотели. Не ты же, говорит, виноват, а этот проходимец. Его и надо того, жизни лишить. Пристрелить, одним словом. Сказал, если решишься, ну, пристрелить этого гада, тебе, говорит, хорошо заплатят - и кредит погасить хватит и на жизнь. С нужными людьми свел. Вот, они мне даже винтовку выдали.
Капитан: Да, брат, крепко тебя прижало.
Стрелок: Да уж, деваться просто некуда. Выбора нет. Или я его, или они меня и мою семью. Я-то ладно, а вот детишки…

Забегает Пацан.

Пацан: Дяденька, спрячьте меня. Меня мамка ищет!
Стрелок: Куда ж тебя спрятать?

Пацан быстро зарывается в хлам. Входит Михайловна.

Мать: Ну, как Вы тут? Мальчика моего не видели, не забегал? Я вижу, Вам скучать не дают. (Замечает Пацана в хламе) Ах, вот где ты спрятался. А ну, вылезай и марш домой! Пора уроки делать, а ты болтаешься незнамо где.
Стрелок: Владимир, ты еще уроков не сделал? Надо же и об учебе подумать.
Пацан: Нам не задавали.
Мать: Не ври! Задавали, я у классной руководительницы спрашивала.
Стрелок: Ой, нехорошо, Владимир. Давай, иди домой, сделай уроки, и уж потом приходи. До винтовки не дотронешься, пока уроков не сделаешь!
Мать: Слышишь, что тебе дядя говорит? Иди домой уроки делать!
Капитан: Иди-иди, а то из тебя ничего путного не получится.

В дверях появляется Алкаш.

Алкаш: Тут что, проходной двор, площадь у ларька?
Мать: Снова ты? Я тебя уже отсюда раз выставила, опять хочешь?
Алкаш: Мать, только без рук! Я на секунду и ухожу. Я это… только свой инструмент заберу.
Все: Какой инструмент?
Алкаш: А вот он стоит (указывает на стакан возле винтовки), на ящичке.

Появляется Работяга.

Работяга: Где тут мои проводочки? Не стащили еще? Надо бы забрать, а то мало ли чего.
Алкаш: А, похититель света.
Работяга: Заткнись.

Михайловна, глядя на Работягу, осуждающе качает головой.

Работяга: Михайловна, ты на меня так не смотри. У нас в доме свет есть? - Есть. Я у своих не режу. Я в богатеньких коттеджах режу. От них не убудет.
Мать: А на прошлой неделе кто нас без света оставил?
Работяга: Если б знал, руки бы поотрывал!
Мать: А в прошлом месяце?
Работяга: Тогда ошибочка вышла. Мы ж не знали, что линия зигзагом к нам ведет.
Стрелок: Послушайте, а как вы это делаете? Провод-то под высоким напряжением!
Работяга (гордо, словно его похвалили): Это да, уметь надо. А как люди в нефтепровод врезаются? Там тоже давление, дай бог какое, а врезаются и цедят. Сноровка.
Капитан: А не поймают?
Работяга: А что делать? Деньги надо как-то добывать. Вы тут тоже, смотрю, не крышу чинить. Тоже поймать могут.
Алкаш: Тьфу-тьфу-тьфу. Сплюнь.
Работяга: А вообще-то мне по барабану: кто, что, зачем. Можешь – флаг тебе в руки! Бери, твое. (Взваливает на плечо моток проводов) А не можешь, сиди и молчи в тряпочку. (Направляется к двери, останавливается) А с другой стороны посмотришь, эти богатеи хапают, хапают и все им мало - беспредел пошел. Еще вчера вместе, рядом, вроде, а сегодня они уже на лимузинах, да с охраной, не подойди. Конечно, не мое это дело, но правильно, гасить их надо. Пора уже.

Появляется еще один персонаж, Ларечник. В руках у него пакет и раскрытая папка с бумагами.
 
Ларечник: Михайловна, ты у нас главная по дому, подписывай бумажку.
Мать: Даже и не думай, не подпишу.
Ларечник: Вот, я специально пришел сюда, чтобы нас с тобой при свидетелях правильный человек рассудил. Вы же у нас киллер?
Стрелок: Да, но…
Ларечник: Вы – решительный, справедливый человек. К Вашему мнению люди прислушаются. Вот она не подписывает мне бумагу, а почему?
Мать: А потому, что жители против твоего ларька. Житья от него нет. Алкашей со всей округи собираешь.
Ларечник: Причем тут я? Я никого не собираю. Они сами приходят.
Работяга: Если бы ты дешевой водкой не торговал, никто бы сюда не приходил.
Ларечник: То-то и оно, что не приходил бы. А как торговля? Спрос рожает предложение. Какие люди, такой и товар.
Мать: Что ты на людей пеняешь? Ты ради наживы готов хоть наркотики нашим детям продавать.
Ларечник: Ну, ты, Михайловна, и скажешь тоже, наркотики.
Мать: А водка паленая что, не наркотики?
Алкаш (вмешивается): Мать, ты это брось! Я, по-твоему, наркоша что ли?
Мать: А кто?
Алкаш: Обижаешь.
Мать: Кто кого обижает? Наши девчонки уже не хотят за своих замуж выходить, все «иносранцев» ищут. Пьете до смерти, колетесь, стреляете друг в дружку, мрете, как мухи, словно война идет! Скоро мужиков нормальных совсем не останется, одни алкаши да придурки. (К Алкашу) Ты вот, не так давно приличным человеком был. Работа, семья у тебя была. Все пропил.
Алкаш: Мать, клуб закрыли, работы нет, вот я и…
Мать: Да, крылышки сложил, сдался. Конечно, легче дурака валять! Пошел бы переучился на кого-нибудь. Или хотя бы дворником.
Алкаш: Дворником? Это пусть чучмеки дворниками горбатятся.
Мать: Ишь ты, посмотрите на него, дворником ему зазорно работать, барин сраный. Ты на себя посмотри, на кого похож!
Ларечник: Михайловна, и во всем этом я один виноват? Мне, знаешь, тоже выживать как-то надо. Я кручусь, как могу, с утра до ночи, а тут семеро с ложкой: то инспектор, то пожарник, то менты. Этому дай, тому дай, в администрацию занеси. И никто хоть чем-нибудь помог! Меня дважды обворовывали, три раза грабили, в меня ножиком тыкали, раз сожгли до тла! Еще и ты со своими претензиями! (К Стрелку) Если она не подпишет, я не знаю, что сделаю. Я к олигарху пойду. Они из братвы, они по правде рассудят.
Капитан: Кто тебе сказал, что он из братвы?
Ларечник: Да это все знают. Когда братки были, они хоть коммерсантам работать давали, понимали, что к чему. Да, деньги собирали, но ведь защищали, когда надо, в положение входили. А теперь чиновники пришли. Эти, как вурдалаки, сосут и сосут деньги и ничего взамен! Ни помощи не дождешься, ни защиты. (К Михайловне) И ты еще тут уперлась со своей честностью. (Ко всем) Ну, скажите, к кому мне теперь идти?
Стрелок: А ни к кому. Сам теперь. Сам (гладит винтовку).
Капитан: Правильно. Теперь сам решение принимай, и ответственность за него сам неси. Только сам.
Алкаш (с сожалением): Да, были времена, а теперь уже никто за тебя ничего.

Пауза.
 
Стрелок: А чего это олигарх здесь живет? Он что, лучше места не нашел?
Мать: А он здесь не живет. Его старенькая мама здесь живет. Он ее навещает и детишек своих к ней привозит, мальчика и девочку. Жалко.
Алкаш: Кого это тебе жалко?
Мать: Детишек, балда. Они, ведь, без отца останутся.
Работяга: Ну и что? Может, будут тогда, как все, ходить в общую школу или ездить на автобусе, как все.
Мать: Ты в своем уме?
Работяга: А что? Они на лимузинах, да по заграницам, а народ - нищий!
Алкаш: Ты, мать, это…на стариков наших погляди. Они по помойкам еду ищут.
Стрелок: У меня тоже мальчик и девочка. И что? Разве дети дают право быть сволочью? И вообще, что за разговоры? Вы что, разжалобить меня хотите? Вы бы моих детишек пожалели.
Мать: А я и Ваших детишек пожалею и Вас пожалею.
Ларечник: Вот, она у нас всегда такая. Всех жалеет. Кроме меня. Я мужиков спаиваю! Кого я спаиваю? Они сами спиваются!
Мать: А ты тут как тут с ларьком своим. Хоть ты и не бездельник,  мужчина работящий, но совесть тоже надо иметь.
Ларечник (к Стрелку): Совесть, вот ее главный аргумент! Мне, может быть, тоже не нравятся алкаши. (К Алкашу) Извини, я вынужден, меня провоцируют. (Ко всем) Мне, может быть, тоже хотелось бы честно торговать. А как честно-то? Ведь не дают.
Мать: А ты пробовал?
Ларечник: Тут попробуешь, сразу выгодного места лишишься.

В дверях появляется новый персонаж – Сосед (охамон). Отстраняет Алкаша в сторону.

Сосед (к Алкашу): Извини-ка.
Алкаш: Эй-эй, поосторожней, охамон.
Сосед: (К Алкашу) Заткнись. (Ко всем) Всем привет! Михайловна, ты все с лавочниками ругаешься? Это – мелко. Вот наш олигарх, вот это масштаб, вот это серьезно. Вот с кем надо разбираться. Фабрику захватил, строительство развернул, скоро нашу детскую площадку снесет и на ее месте гараж на тыщу мест отгрохает. А потом за наш дом возьмется: снесет к чертовой бабушке, и нас на край города выселит. Говорят, он скоро депутатом станет. А мы тут по мелочи с ларечниками воюем.
Ларечник: А со мной нечего воевать. Я тоже, может быть, против олигарха. Он у меня магазин отобрал, помните, что на углу был?
Сосед: Вот, пример масштаба и эффективного менеджмента.
Ларечник: Чего?
Сосед: Эффективного менеджмента. По-русски, толковое управление.
Ларечник: А-а…
Сосед: Вместо твоего захудалого магазинчика он супермаркет отгрохал. Красота, чистота, обслуживание. Молодец!
Ларечник: А качество?
Сосед: Зато дешевле. Да, человек умеет деньжищи делать. Завидно? А ты все по мелочи, да обвешиваешь. Однако я пришел сюда не с тобой разговаривать, а чтобы пожать руку тому человеку, который решился покончить с настоящей несправедливостью. Кто он, наш герой?
Все (указывают на Стрелка): Вот он.
Стрелок: Ну, что вы, какой я герой.
Сосед: Отнюдь. Вы зря так. Вы – из тех, кто берет на себя ответственность и не трусит. Вы – мужественный человек (жмет ему руку). Вы действуете в лучших традициях русского террора. (С пафосом) От народовольцев и до сего дня тянется цепочка самопожертвования. От Рахметова и Засулич с сотоварищи. Они возвращаются! И так будет всегда в нашем отечестве: когда не слышат голоса простого гражданина, тогда услышат более громкий аргумент, как набат. И я уверяю вас, это - не самосуд, это - самозащита! Молчать и терпеть? Нет, действовать! И это правильно. Мы вас поддерживаем. Браво!
Работяга: Хорошо сказал! Я хоть ничего не понял, но согласен, бить их всех надо! Зажрались! Совсем меру потеряли! И ты (обращается к Ларечнику) туда же. Смотри у меня! А-то опять, не ровен час, сгоришь!
Ларечник: Что? Это не ты ли мой ларек прошлым летом поджог?
Работяга: Я, не я – не известно. Только это не спроста: ларьки сами по себе не горят.
Ларечник: Так-так-так. А ну-ка, поподробнее.
Работяга: Что подробнее? (Скидывает с плеча провод) Как дам щас в рожу, сразу станет подробнее!

Конфликт прерывает своим появлением еще один персонаж - Старушка. В руках она несет тазик, накрытый полотенцем.

Старушка: А вот и пирожки, горяченькие. (Ставит тазик на ящик у винтовки, обращается к Стрелку) Проголодался, сынок? Поешь моих пирожков, вкусно. Заступник ты наш (снимает полотенце с тазика). Вот с капустой, а вот с картошкой.
Все: У-у, какой запах!
Алкаш: Да с такой закусью я и бутылки бы не пожалел.
Ларечник: (Достает из пакета бутылку и пластиковые стаканы) А я и не пожалею. Вот, я ее специально (к Стрелку) для Вас принес. Не паленая.
Алкаш: Да тут целый пир получается.
Старушка: Угощайтесь, детки, угощайтесь, здесь всем хватит.

Ларечник с помощью Алкаша разливает по стаканам водку.

Сосед (поднимает стакан): Ну, за справедливость! И за человека, который ее храбро защищает! Ура!
Мужчины (чокаются): Урра-а!
Стрелок: Эй, вы что?! Тихо!!!
Сосед: Да-да-да. Тихо! Тс-с-с (все затихают).
Алкаш (тихо запевает): Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных…
Капитан (к Алкашу): Заткнись (Алкаш замолкает).

Все понимающе кивают головами, тихо повторяют тост «ну, за справедливость», «за храбреца», выпивают, закусывают пирожками.

Старушка: Кушайте, кушайте, детки.

Пауза.

Старушка (к Стрелку робко): Сынок, а можно заодно и водопроводчика?
Стрелок (ошарашено): Что???
Работяга: Ну, бабка, ты – не промах. Что, водопроводчик достал?
Старушка: Он, сынок, меня обокрал. Деньги, что я на похороны свои сберегла, своровал. Пришел кран чинить, деньги-то и пропали.
Стрелок: Может, это не он.
Старушка: Он, он, сынок. Я знаю. Я только пересчитала, а когда он ушел, их и нету. Заступись, сынок.
Ларечник (иронично): А ты, бабушка, хорошо подумала? Может, еще кого надо? Так ты не стесняйся, лучше сразу скажи, ну, чтобы дважды человеку не пришлось.
Старушка: А можно? Тогда я бы еще и соседа, из второго подъезда. Он пса завел страшного, не пройдешь. Он на людей бросается.
Ларечник: Сосед что ли?
Старушка: Нет, собака его. Вот (показывает), меня за ногу укусила. Больно, не заживает.
Работяга: Бабка, так может, лучше собаку, а не соседа?
Старушка: Ой, да, правильно, сынок, лучше собаку. Она такая страшная. Я боюсь по двору ходить. Заступитесь, сынки, деньги вернуть.
Работяга: Ладно, бабуля, не беспокойся, разберемся, кого и за что. И с водопроводчиком и с соседом.
Старушка: С собакой.
Работяга: И с собакой. Со всеми разберемся. Надо бы списки составить.
Старушка: Ой, спасибо, сынки. А-то заступиться некому за старого человека. (К Стрелку) Сынок, смотри, если надо, я, ведь, и пенсию свою могу тебе отдать.
Стрелок: Бог с тобой, бабушка.
Сосед: Не беспокойтесь, бабуля, пенсионеркам бесплатно, отдыхайте, а мы тут уж как-нибудь разберемся, защитим, покараем, кого надо.
Старушка: Да, сынки, уж покарайте.

Старушка уходит. Пир продолжается.
Появляется еще один персонаж – Соседка (бабец на продажу).

Соседка: Ты здесь, котик?
Сосед: Вы это кому?
Мать: Ты это кого котиком называешь?
Соседка: А какая разница? Ты так не переживай. Мужики для меня – все котики. Вон их тут сколько! А где самый главный?
Сосед (берет Соседку под локоток и опять пафосно): Женщина, смотри и умиляйся, вот тот самый смельчак, который призван наказать нашего притеснителя (указывает на Стрелка).
Соседка: Ой, здрасьте, очень приятно. Мы уже столько слышали о вас.
Сосед: Да, мы очень рады. Он (указывая пальцем в зал, обращается к Стрелку) сделал нам столько гадостей, вы бы знали. Он все время посягает на наш дом, хочет снести, а нас всех выселить, и эту очаровательную даму тоже (указывает на Соседку). Он здесь планирует бизнесцентр отгрохать. Масштаб, знаете ли.
Соседка: Ой, да-да, они здесь все с ума посходили, эти начальнички.
Сосед: Они за землю в городе друг другу в горло вцепились, а народ страдает. Да, большими деньгами пахнет. Всем урвать кусок хочется.
Соседка (к Соседу): А тебе, котик, разве не хочется?
Работяга: Вот бабы, все им мало!
Ларечник: Хочется-то всем, а вот можется только тем, кто при власти, либо при деньгах.
Сосед: Власть и деньги – это одно и то же.
Мать: Что это вас всех сегодня сюда приносит? Здесь медом намазано?
Соседка: А я тоже посмотреть хочу. Не только тебе одной к настоящему мужчине прислониться хочется.
Мать: Бесстыдница.
Соседка: Ты о чем, Михайловна? Да с таким мужиком, хоть на край света!
Алкаш: Если за деньги.
Соседка: А ты заткнись. На тебя это не распространяется.
Алкаш: А на кого распространяется?
Работяга: На олигарха, не меньше.
Ларечник: Брось, у него тетки-то подороже будут.
Соседка: Ой-ой-ой, подороже. Все вы одинаковы. Только бедром поведешь, и все вы уже слюни пускаете, хвосты свои задираете.
Работяга: А как же? Ух, дай я тебя…
Соседка: Эй-эй. Руки помыл? И вообще, не по Сеньке ягодка. Михайловна, ты здесь монополию не устраивай. Такие мужчины всем нужны. (Приближается к Стрелку) Таких красавчиков надо ласкать и целовать.
Мать: Ты что говоришь, тебе не стыдно?
Соседка: А что? Что я такого говорю? Если все время стыдиться, то и будешь все время одна жить, без мужика, как ты.
Мать: То-то я погляжу, у тебя мужиков с десяток, а то и больше.
Соседка: А тебе завидно. Вот и завидуй в одиночку. (К Стрелку) Правда? Ой, дайте я вас поцелую!
Мать (заслоняет собой Стрелка): Это при людях-то? А ну, отойди!
Работяга: Эй, стоп, бабаньки! А как же мы?
Сосед: Да!
Соседка: Что мы, кто мы? У вас духу не хватит. Один только настоящий мужчина среди вас и нашелся.
Ларечник: Почему один? И я тоже могу стрельнуть! Что тут такого?
Сосед: Да!
Соседка: Ой, нашему б теляти да волка съесть!
Работяга: А чего? Я тоже могу.
Алкаш: Не вопрос. И я его легко, с одного выстрела.
Сосед: Да! Тем более, он заслуживает, чтобы его, ну…
Алкаш (подсказывает): Завалить!
Сосед: Да, в смысле убить.
Алкаш: Грохнуть!
Сосед (подхватывает): Застрелить!

Все азартно подключаются, друг за другом выкрикивая глаголы.

Ларечник: Замочить!
Сосед: Казнить!
Работяга: Прикончить!
Ларечник: Прибить!
Работяга: Пристрелить!
Алкаш: Укокошить!
Сосед: Лишить жизни!
Работяга: Расстрелять!
Ларечник: Прихлопнуть!
Сосед: Вкатить пулю в лоб!
Соседка: Шлепнуть!
Пацан (из угла): Кокнуть!

Все посмотрели на Пацана.

Капитан: Молодец! Настоящий воин растет.
Мать: Ой, что вы, хватит с нас воинов, сколько можно? (К сыну) Ты еще здесь? А ну, марш домой!
Капитан: Почему сразу домой? Мальчик должен характер закалять, чтобы настоящим мужиком вырасти!
Мать: Не надо мужиком. (К сыну) Нечего, чтобы тобой помыкали.
Ларечник: Михайловна, ты себе противоречишь: то тебе мужиков нет, то теперь не надо.
Мать: Я не в том смысле. Я про то, что надо быть правильным человеком, с совестью. Чтобы заботиться о близких, любить. А вы все воин да мужик! Сколько можно?
Капитан: Сколько нужно. Рано пока оружие складывать. Вокруг нас одни враги. Державу нашу хотят по частям растащить. От нее, бедной, и так мало что осталось.
Мать: Не навоевались еще? Может, хватит уже? Может, пора мирно, тихо?
Капитан: Как мирно, когда на каждом шагу несправедливость?
Работяга: Одни на лимузинах с охраной, а другие?
Ларечник: Михайловна, может, ты вообще за богатеньких?
Соседка: А ты, котик, разве бедненький?
Ларечник: Я в смысле за олигархов.
Мать: Я за любовь и детей.
Сосед: Пока вы про любовь, нас грабят нахально и бессовестно!
Соседка: А как еще, грабить-то? По совести, что ли? скажешь тоже!
Сосед: А хотя бы и по совести. Вспомните Робин Гуда. Он грабил честно, для народа.
Мать (к Пацану): Сынуля, не слушай эту чепуху, иди домой.
Капитан: Почему чепуху? Зачем домой? Не надо домой. (К Пацану) Постой лучше у нас часовым во дворе на углу. Хочешь?
Пацан: Хочу!
Капитан: Тогда бегом. Когда олигарх поедет, свистнешь, понял?
Пацан: Понял! Мам, я лучше часовым, ладно? (убегает)
Мать (в растерянности): Сынок!
Сосед (вдогонку): Смотри, не прозевай!

Все собираются вокруг стрелка и смотрят в окно, только мать Пацана в стороне сокрушенно наблюдает за происходящим. Словно целясь вместе со стрелком, все двигаются кучей из стороны в сторону, следуя за стволом винтовки.

Капитан: Если он поедет из-за того угла, то лучше его сразу взять на мушку.
Все: Да. Правильно. Точно.
Сосед: А если он с другой стороны?
Капитан: Тогда лучше немного выждать.
Все: Да. Точно. Умно.
Алкаш: А если он прямо к подъезду на машине?
Капитан: Тогда…
Все: Что?
Капитан: Тогда… Тогда хорошо было бы охрану отвлечь.
Алкаш: Я же говорил! Я предлагал ему сразу! Надо баночку бросить, она загремит, охрана дернется и тогда…это…
Соседка: Бах!
Сосед: Фу, господи, нельзя же так пугать!
Стрелок (возмущенно расталкивая всех): Вы что тут все, обалдели?! Вы в своем уме?! Что вы тут толчетесь? Вам что тут, представление? (Пауза) Я собираюсь человека убить! Вы понимаете? Умертвить! Доходит?! Что, любопытно?! Забавно?! Мне деваться некуда! У меня выбора нет! А вы что? Это у меня вопрос ребром - он или я! А вы что сюда приперлись?
Сосед: Мы же помочь…
Стрелок: Помочь? Чем? Злобой своей, завистью? (Пауза) У меня сын на игле сидит, наркоман. Я его вылечить не могу. Все силы отдаю, чтобы мой мальчик выжил. У меня дочка в ночном клубе стриптизершей. Позор! Деньги втихаря матери отдает, чтоб за кредит расплатиться. Думают, я не догадываюсь. Банк квартиру отбирает, и нам негде будет жить. А теперь я еще без работы остался. (Пауза) Я от безысходности сжечь себя хотел на площади, а вы…герой.
Мать (тихо и горько): Ой, беда…

Пауза.

Капитан: Тем более, он (рукой указывает в зал) должен за это все ответить.
Соседка: Котик, почему он-то?
Работяга: А кто? я, что ли?
Мать: Он не такой уж и плохой человек, как все говорят. Он, между прочим, храм построил.
Соседка: Да, он и на наш детский садик денег дал.
Мать: Еще он больницу отремонтировал, вот.
Капитан: За наш-то счет легко быть добреньким. Сначала народ обобрал, государство обворовал. А теперь грехи нашими деньгами замаливает?

Пауза.

Алкаш: И почему мы не можем жить, как другие?
Работяга: Это как?
Алкаш: Просто, в уважении друг к другу. Почему надо обязательно унизить и растоптать? Достоинство-то – самое, может быть, главное. А нет достоинства, то и все остальное так себе, свинство одно.
Сосед: Посмотрите, кто у нас о достоинстве заговорил? В смысле, «ты меня уважаешь»?
Алкаш: Да, может и так. Уважение личности, какая бы она ни была, хотя бы такая, как моя. Уважение и все, просто так.
Капитан: «Просто так». Просто так ты – никто. А взял винтовку - сразу уважение. У нас это в крови.
Мать: Именно, в крови. А без винтовки не получается?
Стрелок: Получается, что не получается.

Пауза.
Снова появляется Старушка.

Старушка: Михайловна, ты слыхала, что наш дворник учудил? Намалевал крест на двери, где олигарх живет, и ходит, орет на весь двор, чтобы все приходили посмотреть.
Мать: Что посмотреть?
Старушка: Так ведь, как олигарха застрелят.
Стрелок: Ну вот, что теперь делать? Дурдом!
Старушка: Все уже собираются, места получше занимают. Михайловна, я спросить пришла, кто это деньги за сидячие места собирает? А про мои льготы не забыли?
Мать: Какие деньги? Какие места?
Стрелок: Ну, дела! Ну, народ!
Соседка: Ой, вы только так не волнуйтесь. Сейчас во всем разберемся. (К Соседу) Котик, займись.
Сосед: Да, мы все сейчас исправим, крест сотрем, людей по домам разгоним.
Алкаш: Правильно, нехрена, пускай из окон смотрят, нечего тут.

Михайловна спешно уходит.

Капитан (смотрит на часы, хлопает Стрелка по плечу): Пора!
 
Все замирают на месте и заворожено смотрят на Стрелка. Тот неторопливо достает из футляра боевой патрон, обтирает его, вкладывает в патронник и с клацанием затвора загоняет в ствол.

Пауза.

Ларечник: Вы это серьезно, что ли?

Пауза.

Соседка (испуганно): Может, правда, пошутили и хватит?
Алкаш: Может, правда, не стоит? Я-то тоже думал…
Стрелок: Что ты думал?
Алкаш: Ну, это… что мы все здесь так, просто, душу отводим.

Пауза. Стрелок сосредоточенно занимает позицию. Все испуганно переглядываются.

Работяга (хватает моток проводов): Ну, мне пора. Заболтался я тут с вами.
Сосед: Да, мне тоже домой надо бы…
Ларечник (бочком подвигается к выходу): Да-да-да, дел полно…

Вдруг вбегает Пацан и свистит еле слышно губами трубочкой по-детски «Фьють-фьють», потом возмущенно говорит: Я свистю, свистю, а вы не слышите. Олигарх приехал!

Короткая пауза, потом - общая паника: кто в страхе, кто суетливо, покидает чердак. Остается один Стрелок. Пауза.

Стрелок (вглядывается то в прицел, то в окно): Неужели, действительно, он?

Пауза.
 
Неужели, вот так, прямо сейчас?!

Пауза.

Господи, помоги!

В это время тихо за спиной Стрелка, появляется Капитан (теперь он снова Человек в черном), за ним два его помощника в черном. У них в руках пистолеты. Стрелок не замечает их, полностью сосредоточившись на окне. Он то отводит лицо от прицела и вглядывается в окно, то снова прицеливается. Видно, что он колеблется, не может решиться.
 
Стрелок: Нет, не могу! Там же дети! (Бросает винтовку)
Человек в черном: Руки вверх! Не двигаться!

Стрелок застывает на месте. По знаку Человека в черном помощники хватают Стрелка. Человек в черном быстро припадает к винтовке со словами «Все сам, все сам». Целится. Раздается выстрел. Потом – крики снаружи (из зала) «Убили! Убили!».
 
Человек в черном (достает из кармана рацию и говорит в нее, обращаясь к кому-то): Первый, первый, сожалею, но мы не успели: объект убит. (Пауза) Точно в затылок. Сам видел. (Пауза) Первый, но есть и хорошая новость: мы взяли киллера - редкая удача! (К Стрелку) Извини, братец, ничего личного (делает знак помощникам увести Стрелка).
Стрелок (изумленно): Господи, как же это?!

Люди в черном уходят, волоча Стрелка за собой. Сцена остается пустой.

Через некоторое время появляется Пацан, осторожно озираясь по сторонам, крадется к окну,  потом прикладывается к винтовке и по-детски, голосом изображая выстрелы, «стреляет» несколько раз в зал: «Бах! Бах! Бабах!».
 
Стрелок просыпается?

Занавес.

Толмачёв О. Л.


Рецензии