Толкование на НЗ. Непрестанно молитесь...

        Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам пишет: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Это одно из самых трудных для понимания мест Евангелие, которое в случае его буквального понимания, одних вводит в соблазн, а других в безумие. Человек по своей природе не может непрестанно молиться, потому что ум его непрерывно занят повседневными заботами и отвлекается по всякому поводу на различные обстоятельства. Если «Непрестанно молитесь» понимать буквально, то это значит, нужно удалиться от мира, людей, закрыться в какой-нибудь глухой келье или пещере в непроходимом лесу и там без перерыва вычитывать слова молитвы. При этом, человек не должен знать, что такое жена, дети, мать, отец, работа и все то, что делает его жизнь жизнью, т.е. быть помещенным в эту пещеру или келью от утробы матери. Что же получается? Апостол Павел предъявляет Фессалоникийцам заведомо невыполнимое требование? Отнюдь. Речь идет совершенно не о молитве без перерыва. Апостол говорит об образе жизни, которому должны следовать члены церковной общины Фессалоников. Подтверждение этой мысли мы находим у свт. Феофана Затворника: «Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Нему. Мысль о Боге - мысль о Его Вездесущии, о том, что Он везде есть, всё видит и всё содержит. Чувство к Богу - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего, Ему неугодного, и главное - предание себя в Его святую волю беспрекословно и принятие всего случающегося, как от руки Его непосредственно», а свт. Василий Великий говорит: «Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою». На практике «непрестанно молитесь» означает хранение внимание сердца от суетных, лукавых и похотливых помыслов, которые увлекают человека от общения с Богом. Это происходит на уровне подсознания и не в словах, а в ощущениях. Отвлечение внимания от Бога, т.е. от того, чем заняты ум и сердце,  приводит к началу гниения, а затем и  к смерти души. Этот аспект мы подробно рассматривали в статье «Падение Люцифера». Человек, утратив связь с Богом и внимание к себе, начинает заботиться не о небесном, а о земном, постепенно погружаясь в бездну страстей и похотей мира сего. Фессалоникийская община состояла в основном из прозелитов, т.е. иудеев, обращенных в христианство. Были в ней и греки, и римляне, т.е. язычники в прошлом. Все они легко увлекались в сторону от Христа и Евангелие под воздействием своих прежних культовых представлений, воспоминаний, соблазнов прошлой и нынешней жизни. Фессалоники были богатейшим и крупнейшим городом Македонии. В нем по оценкам историка Страбона жили на то время более 200 000 человек. Соответственно, соблазнов и искушений в нем было более, чем предостаточно. Вот, заботясь о душах молодой христианской общины, Апостол Павел словами «непрестанно молитесь» и увещевает их не утрачивать внимания к своему состоянию христианина. Эти словами он, как как уздой удерживает их от поползновения в сторону от истинной веры, ибо, отвлекаясь от учения Христова, они неминуемо возвращались к соблазнам прежней жизни и культу своих богов. Для нас эти слова означают хранение внимания над своими помыслами и желаниями. Внимательное отношение к себе и есть необходимое условие богообщения, а значит и молитвенного образа жизни.
         Но самое печальное заключается в том, что наши, не совсем богословски образованные и недалекие батюшки, используют эти слова Апостола Павла, чтобы побуждать свою паству к соблюдению молитвенных правил. На все сомнения, вопросы или скорби прихожан у них заготовлен стандартный ответ: молись, постись, окстись, исповедуйся, причащайся и Бог все управит. Любят использовать эти слова из Послания Ап. Павла и самые разные богословы в священном сане и без оного в доказательство своего понимания молитвы и благочестивого поведения христианина. Нужно всегда с особой внимательностью относится к таким отцам и богословам. Некоторые под влиянием самочинно прочитанной богословской литературы или с благословения своих "духовников" начинают бубнить Иисусову молитву и в слух, и про себя. Это, как правило, приводит к прелести или к серьезному психическому расстройству.


Рецензии