Лица

 
Приходилось ли вам наблюдать за выражением лиц людей при случайных встречах с ними на улицах, в магазинах, в транспорте? У кого-то на лице застыла непроницаемая для эмоций бесстрастная маска,закрывающая вход в душу,  этот вот пешеход поглощён своими мыслями и "весь в себе",  а на лице этой дамочки играют  яркие чувства, с которыми она  по мобильному телефону  описывает  кому-то последние  события своей жизни... Но бывают и другие лица, очень выразительные и запоминающиеся, такие необычные, что о них хочется рассказать по прошествии многих лет.

Итак, лицо первое. Я увидела его в мае, когда в нашем городе зазеленели деревья и кусты, распускались тюльпаны, отцвела черёмуха, но время цветения  сирени ещё не наступило. Моя дорога домой шла через тенистый сквер в парке отдыха на набережной, с замершими детскими каруселями-качелями и другими аттракционами. На дорожках парка ни души! И вдруг вдали замечаю  идущего мне навстречу мужчину. Сразу обратила внимание, что в руках у него был букет ... черёмухи? Нет, черёмуховое изобилие  уже прошло...  А для сирени ещё рановато!  Пристально вглядываюсь в приближающийся ко мне букет цветов и пытаюсь угадать, что же это всё-таки - черёмуха или сирень? Когда мы оказались на расстоянии 12-10 метров друг от друга, я с радостью узнала, что это были чудесные веточки первой в эту весну белой сирени! "Вот повезёт же сегодня тому, кому подарят эти цветы!" - позавидовала я и перевела взгляд на лицо встречного парня с букетом сирени и ... была поражена застывшей на лице гримасой!  Лицо излучало недовольство, злобу и даже угрозу тому, скорее всего той, которой молодой человек нёс веточки сирени! Не с чувством радости держал он в руках  этот букет, нет... На лице парня  я прочла, поняла его внутреннее психологическое состояние близкое к нервному срыву - "Да я тебе сейчас этим букетом по морде, по ушам надаю!!! Ты получишь от меня по заслугам!!!" Мы быстро разминулись с ним, но в моей душе остался неприятный осадок, а в памяти до сих пор  держится эта картина - белоснежная первая сирень на фоне гневного лица молодого человека.

Лицо второе. В коридоре стоматологии ожидала вызова к врачу. Рядом находился кабинет, где лечили детей. Дедушка привёл  внучку, которую тут же пригласили в кабинет, а дедушка  пристроился  на диванчик напротив меня. Дедушка старенький, убелённый сединой, лицо всё в морщинистых складочках, глаза светло-голубого небесного цвета, но такие выразительные! Дедушка сидел задумчиво, терпеливо ожидая  внучку, но взгляд его глаз отражал его ... нет, даже не мысли, а тяжёлые прожитые годы, в которых были и ужасы военных лет с горькими потерями родных, друзей, крова над головой, и, быть может, глубокая обида за несправедливые репрессии сталинских времён. Но злобы и  ненависти в глазах этого много повидавшего на своём веку человека НЕ  БЫЛО! А были  мудрость, терпение, любовь и какое-то душевное успокоение от того, что он всё выдержал, перемог, не сломался! И вот теперь он с радостью заботится о своей внучке. Мысленно я пожелала ему удачи!

Лицо третье. В конце 90-ых прошлого века я была в туристической поездке по Смоленску. Привели нас на экскурсию в Успенский собор, что находится в центре города на Соборной горе.  Экскурсовод подробнейшим образом рассказывала нашей группе о древних иконах на стенах храма,  я же устала и присела на скамью у входных дверей. В это воскресенье в храм приходило много верующих и приезжих туристов, поэтому двери храма были постоянно открыты настежь, и лучи  яркого солнца проложили широкую светлую полосу прямо по центру собора. В это светлое  место попадали люди, передвигающиеся от одной иконы к другой. Но вот в поле зрения появился высокий, в чёрном одеянии молодой священник, а к нему тут же быстро подошла, почти подбежала девочка-подросток. Эти двое остановились как раз на светлой дорожке - батюшка стоял ко мне спиной, поэтому я не видела его лица, но поняла, что он что-то рассказывал девочке. А вот её лицо, озарённое ярким светом, было на виду. Девочка, приложив к груди руки, слушала батюшку и в такт его словам кивала головой, при этом  смотрела на него  с таким выразительным  восторгом в глазах, с трепетом и почитанием, по которым можно было понять, какие нежные чувства переполняют её юную душу! Её лицо можно было бы сравнить со светлым  ликом ангела Божьего, так оно было прекрасно! По образованию я педагог, проработала в учебных заведениях много лет, но нигде - ни в школе, ни в колледже, ни в вузе я никогда не замечала, чтобы ученик такими вот влюблёнными глазами и с трепетом в душе смотрел на своего учителя.

P.S. На городской улице иногда я вижу на лице встречного человека  тревогу и волнение, обиду и печаль, озабоченность и усталость от жизненных неурядиц, тогда я мысленно желаю ему : "Дай Бог, чтобы у тебя всё было хорошо, чтобы решились все твои проблемы, чтобы сбылись твои мечты и надежды!"


Рецензии
Спасибо вам. Замечательные наблюдения. У вас острый журналистский глаз.))) Будьте здоровы, с уважением.

Дмитрий Спиридонов 3   22.04.2024 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо за похвалу, Дмитрий! Мне очень приятно получить такой отзыв на мой рассказ!

С наилучшими пожеланиями добра и мира! С улыбкой - Наталья.

Наталья Дюбина   22.04.2024 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.