Концепт Театра Жизнь. Сохранение живого искусства

Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Заметка
Концепт Театра: Жизнь


В заметке – часть материалов исследования и продолжение изучения концепта театра и разработки подходов к сохранению живого произведения театрального искусства.

Среди искусств театр как и литература соединены с жизнью, при этом жизнь и театр связаны непосредственно - так жизнь претворяет себя, и театр воплощает жизнь, - и это ещё одно из широких пониманий концепта.

На примере индивидуального концепта театра Бертольда Брехта можно почувствовать ту многообразность определений, которые можно дать столь сложному понятию, способному объединять действительность и фантазию, настоящее, прошлое и будущее. «Актёра окружает вымысел… и он должен научиться заставить аудиторию поверить в то, что это действительность[1] - пишет Б. Брехт – и концепция менялась ввиду живого искусства и исполнения, - и одновременно в театре он видит также задачу пробуждения у людей познания и вообще творческой деятельности [2], что можно выразить в цепочке «знание-вдохновение-деятельность» - это вновь переход в действие в жизни, рождённое действием в искусстве.

Сам театр является частью жизни, и уникальные возможности взаимодействия и транслирования жизни через театр имеют корни, уходящие глубокого к трагедии жизни и борьбы в ней и к сущности драмы и выражении этой борьбы и противоречий. Как пишет Л. Выгодский, в своей основе все виды драмы имеют борьбу [3]. Но сущность заключается именно в воплощении, и будь та же жизнь идеальна, воплощалось бы совершенство - поэтому верно нащупанный путь жизни духа и его претворения одинаково важен для жизни и театра. Воплощение трагедии и её переживанием зрителем природно связано с трагедией жизни, и психология заключается в осознании, что так оно и есть, что страдает не один человек, а жизнь в целом в постоянной борьбе, и что данные страдания не напрасны, а во имя цели, идеи, дела, самой жизни. И настолько широко течение этой жизни, что столь же многообразны и противоречия, в ней возникающие. Это возникновение противоречий любой природы хорошо разобрано Л. Выгодским на примере пьес А.П. Чехова «Три сестры » и «Вишнёвый сад», о столкновении реальных и ирреальных мотивов, вступление в спор настоящей причины и немотивированных желаний [3]. В рассматриваемых примерах драма состоит в бессилии борьбы с жизненными трудностями. Здесь можно вновь увидеть смешение разных сторон реальности - и действительности, и воображения.

В противопоставление рассуждениям Дидро, приведённым Л. Выгодским в «Психологии искусства», необходимо сделать вывод, что должно поменяться в восприятии и понимании актёрской игры: прежде всего это создание живого произведения театрального искусства и воплощение жизни духа. Именно такой подход позволяет прочувствовать глубину концепта театра. Не следует смешивать психологию человеческих взаимоотношений и исполнение роли актёром, направленную на воплощение и созидание коллективного произведения живого искусства.

В связи с данным подходом широкого толкования, что всё это действительность и сама жизнь, интересны размышления Роберта Лича, сравнивающего театр с метафорой жизни, реальной и нереальной одновременно, и о том, что прежде всего это живое  искусство и исполнение его произведения [4]. В живом искусстве и жизни произведения и есть настоящий смысл и суть. И эта сила жизни пронизала театр. «Мост между жизнью и театром» - как написал Р. Лич, и «действие происходит здесь и сейчас». Например, в идее «безтекстового» театра [6] происходит отсылка к философии, восприятию всего окружающего, жизни, и театра как её части – и зритель воспринимает постановку как часть действительности.

На самом деле всё это жизнь - такой глобальный подход должен быть во всех сферах - мир огромен, и столь же многообразны его проявления. Вновь приведу примеры определения театра и его глубокое прочувствование именно души, идеи и творчества Шиллером: «здесь вы слышите правду и видите человека», и это «верный ключ к сокровенным тайнам человеческой души» [5]. В созидательной сфере искусства есть мощный природный закон, подсказка людям, что и в жизни возможно соединение поразительных возможностей действительности - и воображения и действия.

Данный концепт позволяет достигать целей сохранения самого живого произведения театрального искусства в соединении с подходом жизнеописания.

2023, Ксения Мира, заметки исследования и разработки подходов к сохранению живого произведения театрального искусства

Литература

[1] Jan Needle and Peter Tomson. Brecht / The University of Chicago Press, 1981. - P. 235. P. 128.
[2] Брехт Б. Теория эпического театра: пер. с нем. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2019. – 560 с. – (Театр: теории и практики). С. 407.
[3] Выготский Л. Психология искусства / Лев Выгодский. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 448 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
[4] Роберт Лич. Театр. Теория и практика / пер. с англ. - Х.: изд-во Гуманитарный Центр / Е.А. Кривошея, 2015. - 244 с.
[5] Шиллер, Фридрих. Друг истины и красоты: пер. с нем. / Сост., ред. пер. Т.А. Ермакова. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2004. – 256 с.
[6] Benjamin Bennett. Theater as a problem. Modern drama and its place in literature / Cornell University Press, Ithaca and London, 1990. – 272 p.


Рецензии