Море, парус и миф
У выдающего мариниста Айвазовского море предстает в тысячах версий. И сразу обращаешь внимание, что если в этом море и есть человеческое присутствие, то это практически всегда парус. Да, Айвазовский застал еще ту эпоху, когда моря бороздили в основном парусники. Однако даже не в этом дело. Он застал и эпоху, когда на место вымиравшим как динозавры парусникам пришли пароходы. Однако пароходы у него единичны. И, думается, дело тут не в привычках и вкусах известного художника. Причина более глубока. Парус - картина, а труба парохода - фотография. Парусник - мифологичен, а пароход - нет. И для Айвазовского, воспринимавшего море как первобытную стихию, - это было весомо. Ничто так не воплощает бессилие и хрупкость человека, его противостояние стихии - как парус. Да, есть еще лодка/челн. Но без паруса, на одних веслах, как правило, не путешествуют по океанам. А парус - миф. И потому он так органично соединяется с морским мифом. И потому можно написать "белеет парус одинокий" - тут и единство с морем, и борьба с ним, - как единство и борьба двух душ. А вот попробуйте так написать про пароход! "Чернеет (именно так!) труба одинокая"? Да еще и дымящаяся.. Здесь не миф, здесь скорее возникают ассоциации с крематорием.. Впрочем, может это тоже миф - только современный? Тем не менее, гибель корабля с парусами, - это все равно что-то сакральное, и от мифа никуда не деться, - тот же "летучий голландец".. А гибель парохода - да, это "Титаник". Ничего сакрального, никакого сражения Давида с Голиафом. Просто катастрофа, унесшая полторы тысячи жизней. Миф сокрушен и погребен в пучине. И какое счастье, что на картинах Айвазовского миф парусника всегда будет присутствовать и белеть!
Свидетельство о публикации №223082300380
Алевтина Ремаркина 24.08.2023 07:00 Заявить о нарушении