Преображение цепи

Мать, бабушка, дочь, внучка, правнучка, праправнучка, пра, пра, пра... -  лики единого человека. Земное, куда уж земнее есть существо твое. 
Но разве оно и не небесное? Разве не все пра - Там? И разве не все будущие пра - внуки - не придут туда же?

Вяжущая жизнь нить - это канат. Но зачем нужен он, зачем явлен людям этот нескончаемый канат, зачем это всежизненное сметание узлов - прошлого, будущего,  бесконечного? К чему?! Почему все должно становиться связанным и перевязанным навечно,  намертво, воедино - почему? Зачем это человеку, словно позарез необходимое?! Почему оно являет его первую на земле доступную любовь?

Кровь... Любовь... Любовь через кровь? Но разве ты любил пра-пра через кровь? Как ты мог любить, не видя их никогда, и носом не потянув даже духа их, -  побасенкам с душком земной пошлости веря что-ли, как всеобычно душевная поэтика вещает о любви к предкам, - какие они, дескать, безупречные были, харизматичные, гениальные или просто уникальные в своем роде, как, скажем русское крестьянство в подлиннике, или те же староверы, или "военная косточка"?

Нет, с этой цепью все не так просто. А на самом деле как? Нет,  все тут просто, что человек подспудно и чует, что все они, какими бы ни были и какими бы они не стали в будущем, - они и есть ты. Он. Она. Они - твои. А ты - их. И если ты ограниченный, тупой, или непонятливый, то сердце твое все равно точно знает эту истину, только ты его слушать не умеешь и не желаешь.

Они - ты. Твой род, твоя семья, и не только кровная, но и духовная порода. Потому что всяк человек получал от Творца и духа жива. 

А потому не простая тут должна быть ваязка узлов. Не всуе сказано в 44 псалме (11;12):  "Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися ему".

Как это, забуди? Не любить что ли? Отвечает Василий Великий:

"Приклони ухо твое" к преподаваемым... наставлениям, чтобы забыть те дурные обычаи и отеческие учения. Посему и «забуди люди твоя и дом отца твоего». Ибо всякий «творяй грех от диавола есть» (1Ин 3:8)).

Вот, оказывается, какой разборчивой должна быть любовь, - эта связь не только кровная, но и духовная меж родни: любовь и кровь и дух как самопознание и самоисправление самого себя и в этих наследственных глубинах обнаруженного, отречение от греха в себе, оплакивание ошибок прежде бывших и нарождающихся как падений самого себя...

И это - преображение цепи. И в этом - смысл родословия.


Рецензии