Кто в доме хозяин

Советские партократы и современные олигархи
Помню как в 1990-е, на фоне воровской приватизации государственной собственности - заводов, пароходов, имущества, земли и недр, т.е. всего того, что принадлежало нам - советскому народу, нас настойчиво убеждали в том, что это, мол, только первое такое поколение российских капиталистов, а вот уже последующие, наследники этих первых, непременно станут патриотами, будут интересы страны блюсти и обеспечат всем такой же уровень жизни, как на Западе. Перед Западом мы все тогда преклонялись – нас так еще с 1960-х диссиденты приучали, а в 1980-х на сытую Европу мы уже смотрели полуголодными глазами и с нескрываемой завистью, мечтая о красивой жизни, как там. Перед нашим носом тогда подвесили морковку с биркой «Made in USA» и общество покорно согласилось с тем, что народные заводы, пароходы и недра перешли в собственность новонародившихся российских буржуа в малиновых пиджаках с золотыми цепями на шее. «Какая разница кому принадлежит завод – главное, чтобы зарплату достойную платили и жить по-человечески можно было» - думали многие молодые люди, искренне не понимая, почему между людьми старшего поколения в разговорах на кухне и в гаражах возникают жаркие споры о том, где лучше работать: на частника или на государство. Ответ для многих тогда был однозначным, жизнь казалась бесконечной, а самое главное – перед носом висела та самая морковка с биркой «Made in USA».

И вот прошло 30 лет. Российская буржуазия, проросшая на бывшей народной собственности, заматерела, обросла капиталами, взрастила самомнение и сформировала претензии. На смену малиновым пиджакам и золотым цепям пришли океанские яхты, поражающие своей длиной, роскошью и технологичностью, частные футбольные клубы и шикарные особняки в самых престижных локациях мира. Часть представителей первого поколения буржуа укрупнила капиталы, обрела влияние и усилила степень кланового проникновения во власть, превратившись в олигархию. Началась игра мускулами и попытка диктовать свои условия президенту.

Уточнение. Олигархи, в контексте данной статьи, — это крупные политические и финансовые фигуры, способные в силу определенных факторов вести самостоятельную по отношению к центральной власти политику, причем политику, в числе прочего, и вне рамок закона. Российские олигархи опираются на подконтрольные им и значимые в масштабах страны ресурсы, в том числе сырьевые и финансовые, и способны, соединяясь друг с другом, сменить власть.

Оперилось и вступило в наследственные права второе поколение российских буржуа. Зараженная яблоня здоровых яблок дать не может: вместо обещанного патриотизма – либеральная патологическая ненависть к России и российскому народу. Не у всех, но, к сожалению, у большинства.

А как же российский народ? Может, людям стало жить хорошо? Осуществились мечты 1990-х о сытой жизни? Однозначно, осуществились: тридцать видов колбасы, модельный ряд автомобилей, квартиры на любой вкус, границы открыты – живи и радуйся. В кредит. Людей загнали в кредитное рабство. Вместо высоких зарплат, как это было при советской власти до 1985-го, новоиспеченные буржуа строго с правилами капиталистического мира, платят минимум, чтобы работникам на еду хватало. А если человек хочет машину или квартиру – пусть вешает кредитное ярмо на шею. Иного пути у человека, живущего от зарплаты до зарплаты, нет: откладывать сбережения не из чего, а инфляция и рост цен сжирают любые накопления. Это вам не крепкий советский рубль, когда цены на упаковках спичек, книгах и тетрадках на десятилетия печатали. Собственная жизнь человеку больше не принадлежит – она в залоге у банка, точнее, у конкретного капиталиста, которому этот банк принадлежит. Все в соответствии с законами капиталистического рынка: жить не в счастье и в созидании, а ради погашения кредитов. Мы сами к этому стремились, не так ли? Это мы тогда, на митингах в 1990-х, кричали, что советская власть народ душит и что все беды от КПСС и плановой экономики. Это мы тогда требовали свободы, изобилия и капиталистического рынка в придачу. Что хотели, то и получили. Все еще хотим капиталистического рая или кредиты придавили так, что дышать нечем?

Война очищает общество
2022 год. Без Достоевского не обойтись. Есть у Федора Михайловича невероятное по глубине, но малоизвестное широкому читателю произведение «Парадоксалист» (1876 г.). До 2022 года я сам воспринимал его неоднозначно, почти как крамолу. Февраль вырвал из глубины суть и вынес ее на поверхность. «Война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима» - утверждал Достоевский в XIX веке, убедительно раскрывая смысл этих страшных, казалось бы, слов.

Итак, в чем же польза войны? Сразу надо объяснить, о какой войне говорит Достоевский: «Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима»

Рассмотрим только одну идею:
Долгий мир ожесточает людей, богатство и стяжание захватывают все.
«Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много — много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, — главное к богатству и капиталу» - пишет Достоевский. Такие человеческие качества, как «честь, человеколюбие, самопожертвование во время долгого мира бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают все».

«Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое богатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаждений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямейшему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотоядными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость» - пишет Достоевский. В конце концов в обществе во время долгого мира все начинает сводится к «грубому богатству».

«Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства — в жертве жизни за общее дело, за всех, за отечество»
«Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то подлую слякоть, зараженную гнилыми ранами...» - говорит Достоевский устами своего героя в середине XIX века.

Итак, «война очищает общество» - говорит Достоевский в своем «Дневнике писателя». Прав был Федор Михайлович. Явным становится то, что было скрыто сытым миром.

Разнонаправленные устремления
2022 - 2023. И вот здесь открывается еще одни любопытный парадокс: противоположность устремлений, и, следовательно, прилагаемых усилий.

Народу нужна победа – полная и безоговорочная победа, вычищающая слизь до самого дна. Президенту тоже нужна победа – в этом залог устойчивости его власти и шанс осуществить все те тектонические преобразования в России и во вне, которые он задумал.

Российский олигархат и российская капиталистическая буржуазия стремятся к иному: к разблокировке замороженных по миру активов, к снятию персональных санкций, к возврату к привычным правилам игры, чтобы было все как раньше, и самое любопытное - мечтают провести под шумок еще одну приватизацию (такие мысли вновь открыто звучат). Эти устремления идут в противоположном от победы направлении. Победа России замороженные активы олигархам не вернет, напротив, почти гарантировано они их потеряют, а разворот корабля на Восток, который проводит президент, попытка выйти из сферы влияния доллара, сдвиги в самоопределении России и самоутверждение в мире, инициированные президентом – все это вносит в упорядоченный мирок больших денег нежелательное беспокойство: хлопотно все это для них, непредсказуемо и крайне нежелательно.

Большая часть российского олигархата не мыслит российскую экономику и деятельность собственного бизнеса иначе, как периферийную по отношению к Западу. Отсюда и палки в колеса. Вот здесь и происходит тихое или явное саботирование решений и процессов, которые персонально не выгодны. Вот здесь и происходит попытка оказать давление на правительство и президента. Вслух все кивают, соглашаются, произносят одобряемые обществом слова, но в ножнах держат «отравленный клинок».

Опыт Сталина. Исторические параллели
Революция 1917 привнесла во власть много всего, и не всегда это были лучшие люди. Превратившись в местных царьков с большевистским окрасом, эти секретари обкомов и горкомов обросли жирком, и получив новый мир для себя, строить его для других не собирались. Эта старая ленинская гвардия, почувствовав вкус власти с привкусом крови, отдавать ее добровольно не хотела, оказывая серьезное сопротивление на местах единому курсу Сталина.

«Сталинская» конституция 1936 года и новый избирательный закон 1937 года не просто привносили кардинальные изменения в налаженную сытую жизнь партийных руководителей – эти законы грозили им потерей власти и расплатой за тот произвол, который они чинили от имени партии. Отныне избирательное право получали все - больше никаких лишенцев, кроме тех, кто лишен избирательного права по суду. Прямое голосование – каждый голосует за конкретного кандидата в депутаты Верховного Совета. И самое главное – альтернативные выборы, т.е. выбирают одного из нескольких претендентов, что с большой долей вероятности лишило бы старую ленинскую гвардию управленческих мест, на которые их вынесла бушующая пена революции.

При этом, большая часть первых секретарей знала, что наломала немало дров. Это и гигантские перегибы при коллективизации, и серьёзные промахи в начале первой пятилетки. Очень многие партсекретари были людьми полуграмотными, которые в принципе не могли контролировать строительство гигантов индустрии периода индустриализации. Они пытались руководить, ничего толком не понимая, поэтому нарастало недовольство со стороны рабочих, инженеров и даже крестьян. Кроме того, взгляды старой ленинской партократии на развитие страны серьезно расходились с виденьем Сталина. Предложенные Сталиным выборы из нескольких кандидатов лишили бы их власти и должностей. Именно поэтому они стремились сделать все, чтобы эти выборы не прошли. В это же время серьезную угрозу представлял троцкистский военно-политический заговор против Советской власти. Этим и воспользовалась ленинская партократия, подававшая ситуацию так, что вокруг одни враги и контрреволюционеры. Началась жестокая внутрипартийная борьба. Поиск и уничтожение «врагов», позволяли избавиться от конкурентов. Именно это отчасти и привело к «ежовщине», названной впоследствии «массовыми репрессиями», хотя термин «репрессии» в данном случае неточен и не отражает суть происходящего.

Тем не менее, поставленную задачу Сталин решил, сосредоточив вокруг себя тех, кто поддерживал его курс и его виденье развития страны. Страна сплотилась вокруг вождя. Именно это во многом и позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне, а после победы в короткий срок восстановить экономику и народное хозяйство.

Рузвельт «сломал» американских инвесторов в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны авиация англосаксов стирала с лица земли целые города Третьего рейха. Но с исключениями. В советское время был такой анекдот: «Советские самолёты бомбили Берлин. Бомбили беспощадно, но осторожно: каждый лётчик понимал – там Штирлиц».

Так вот, авиация англосаксов тоже бомбила беспощадно, но осторожно, командование понимало – там предприятия, в которых имеется доля капиталов американских корпораций. А это священная корова. Заводы концерна I. G. Farbenindustrie AG очень долго оставались в неприкосновенности, поскольку в них имелись крупные финансовые интересы General Anilin Works, Agfa-Ansco, Winthrop Chemical Company, Magnesium development Co, а также Sterling Drug с концерном Дюпонов. Точно так же огромные заводы по производству синтетического топлива из бурого и каменного угля в Силезии, хотя и находились в зоне досягаемости авиации англосаксов, однако вплоть до октября 1944 года оставались в неприкосновенности. Заводы Ford motors в Кёльне и Ford-France во Франции до марта 1945 года и до сентября 1944 года исправно выпускали грузовые автомобили для вермахта, а их владелец Генри Форд категорически отказывался избавляться от этих прибыльных активов. Именно поэтому авиация англосаксов до конца войны старательно избегала бомбардировок кёльнских заводов Форда. Как и бомбардировок французских предприятий Форда.

Благодаря политической воле Ф. Рузвельта в конце концов удалось сломать упорство американских инвесторов германской промышленности, после чего по ней были нанесены сокрушительные удары. Результатом этих ударов стали кризисы с производством боеприпасов и страшный топливный голод в сухопутной армии и люфтваффе, что на всех фронтах существенно облегчило ведение боевых действий войскам антигитлеровской коалиции

Священная корова современных событий
Как показали последние тридцати лет и события 2022-2023 годов, патриотизм олигархии - это такой же миф, как социально-ориентированный капитализм, который нам обещали во время лихой приватизации 1990-х.

Интересы российских олигархических бизнес-группировок – священная корова даже сегодня. Покушение на них не допускается. Отсюда и вялость в развитии событий. Неприкосновенность коммуникаций на территории соседней давно недружественной страны и неприкосновенность заводов, в капитале которых есть доли российских олигархов, продолжающаяся прокачка на Запад нефти и газа через территорию этой же недружественной страны – все это связывает руки армии. Победа армии невозможна, если её заставляют воевать, не затрагивая интересы олигархических бизнес-группировок.

Получается сложная ситуация: для достижения победы власть должна пойти на ущемление бизнес-интересов олигархов и крупного бизнеса. Однако идти на это власть категорически не желает. Но в этом случае затягивание боевых действий может стать угрозой существованию самой власти, её персональных представителей. Запад начинает шатать Россию изнутри, апеллируя ростом жертв из-за затягивания конфликта, по причине того, что власть блюдет интересы олигархов.

Первая расчистка поляны произошла летом 2000 года, когда 21 богатейший человек России вышли из своих пуленепробиваемых лимузинов и вошли в Кремль на историческую встречу с недавно избранным президентом Путиным. Именно тогда он дал понять, кто в стране хозяин и предложил сделку. Умные условия приняли.

Сегодня, двадцать три года спустя внешние и внутренние условия изменились. Для победы в войне с Западом и для достижения целей СВО России необходимо единство всего российского народа. Требуется сплочение вокруг президента русского общества, в том числе, элит и олигархов. Пойдут ли они на это? Добровольно – вряд ли. Те, кто делать этого в виду личных интересов не хочет или осознанно идет наперекор, должны быть определены и отстранены. Как это сделать – история подсказывает. И вновь, как тогда в 1937-м, встает вопрос: быть или не быть государству. И вновь, как тогда, в 2000-м, встает вопрос: кто в стране хозяин?


Рецензии