Взгляд со стороны 2

или Очередная стоянка на высоком берегу

Река. На то и река, чтоб было течение. Течет. Несет. Унесет. Рана. На то и она, чтобы остановить течение. Течет. Унесет. Не вернуть. Форма, на то и она, чтобы быть ограниченным. Кому-то приятно сознавать, что он сможет преодолеть ограничения, а чего он не сможет?

Равенство реки течению. Равенство жеста действию. Равенство действия? Не обязателен удар. Важен знак удара. Был знак. Был удар. Поднимайся. Утирайся. Чего встал. Удаляйся.
Действие. Обязывающее. Уделяющее. Удаляющее.
Придумали богов, а вот пределы придумывать не понадобилось, они даны.
И кто-то устремляется, куда? К пределу, конечно. А иначе зачем задавать пределы. Задавать, а то и выбирать. Выбрал, вперед. Средства, годятся. Люди, сгодятся. Главное, не останавливаться. Он не знает, что он творит что-то стихийное, он не допускает себя к знанию того, что он творит стихию. Он несет благо, кому? Варварам, конечно. Или все-таки миру, которому варвары ни к чему.
Мировая душа, на другом краю, мировая революция.
Общее, утопии.
А где же мировая империя. Замашки. На весах утопии. Мировая жизнь, кавычки опущу, а вот эта жизнь есть, и без утопий она не обходилась, не обойдется и впредь. Какая жизнь без краев, как говорят, без полюсов.
Чего встал. Удивляйся.
Не потому ли человек тянется к пределу, не к тому, что под руками, тем более под ногами, к какому? К абсолютному, конечно. Где его взять, найти, и тут начинается. Кто-то смотрит под ногами. Кто-то упирается взглядом в небеса. Выйти. Чего встал. Начало, которое не дается никому. Так о чем мечтает любитель абсолюта, о том, чтобы стать началом, абсолютным. Египетские фараоны. Римские диктаторы. Императоры средних веков. И конечно. Новое время. Карл-12. Петр-1. Далее. Наполеон. Александр-1. Далее. Николай-1. Наполеон-3. Александр-3. Франц-Иосиф. Николай-2. Далее. Известно, век 20-й, к чему повторять. Не нам дано ведать, кавычки опущу. Имена, они же лица прошлого, на слуху, мы повторяем их, я об именах. Чтобы повторить их действия? Не совсем. Чтобы достичь их размеров, сравняться с ними в части размеров, более того, превзойти в том, что касается размеров. А как выразить свой размер, указать, обозначить, есть способы, чему пример все того же 19-го века, хозяин Земли Русской, кавычки опущу, случился уже на исходе века.

Некоторое дополнение, достаточно взять в руки камень, были бы руки. И твоя рука, и сам ты уже обрел иную силу. А далее. Остановиться трудно. Мотыги. Молоты. Мешки. По окружности. Луки со стрелами. Не говоря о мечах. Махайте мотыгами. Стучите молотками. Таскайте мешками. Были бы руки, разные руки. И где же могут быть, не просто появиться, но быть эти разные руки, на поле, называемом полем культуры. Последнее, я о культуре? Культура, способ связать отдельных людей чем-то общим, скажем, традициями, но еще лучше некими  правилами. Связать. Соединить. Обязать. Предоставить. В одно время. Ограничить. И дать ощущение силы. Малая часть, элемент, а то и винтик. Большая сила, часть этой большой силы, ощущает себя как силу. Некоторая доля гордости. Впрочем. Случается и обратное, доля грусти, даже печали.
Способ связи — организация.
Есть организация.
Есть связь.
Какая? По горизонтали, конечно. Систем, а значит и координат, не бывает с одной связью. Даже там, где один читатель (почитатель?). Потому нужна еще одна связь, есть, по вертикали. Есть горизонталь. Есть кого организовывать. Есть вертикаль. Есть кому организовывать. Кто-то организует, предлагает формы организации. Кого-то организуют, вводят в рамки организации. На выходе, система, именуемая социальной организацией. Организация есть. Значит ее надо использовать, для чего? Для дополнения себя, о чем еще может желать член социальной организации, он же человек, наделенный некоторыми правами. А как дополнить себя, вернее, чем? Конечно, инструментами. Но более всего. Желательно руками. Ибо, каким бы ни был инструмент, только руки могут выполнять действия, которые позволяют получать определенные продукты. Любые продукты. Любимые продукты.
Руки, несущие благо. Есть такие.
Для этого? Нужно сделать эти руки своими руками. Если попроще. Нужно обзавестись руками. Не своими двумя. А многими руками. Когда много рук. Можно выполнять много работ. И получать много продукта. Этот продукт обеспечит большую выручку. И так далее.
Хочется. Колется. Колотится.

Справляясь у истории, или равняясь на нее?.. получаем некоторые сведения.
Было время. Были рабы. Были крепостные. И тех. И других. Сменили вольнонаемные. Корми, Платон. Держи, Платон. Плати, Платон. Каких-то три тысячи лет. И что потом? В самом деле, что? Нужен какой-то вопрос, на мой взгляд, своевременный. Сколько рук. Сколько бы ни было. Чьи руки. Чьи бы ни были, но действовать этим рукам. А значит, надо знать, кто работает. Кто работал, кто сделал, кто вложил свой труд. Тот и может претендовать на результат труда, на продукт. Не будем поминать древних. Тот же 19-й век, наемный труд ширится и ширится.
Все кажется очевидным.
Вольный наём. Пришел. Принес свои руки. Нанялся. Начал работать. На то и рабочий. На то и рабочие руки. Трудись. Не совсем так. Пришел. Принес свои руки. Продал? Не совсем так, не руки, а то, к чему руки прилагаются, способности. Только тогда возникли рабочие руки. Рабочая сила возникает только после продажи рук. Почему? Потому что их приложили к орудиям труда. Соединили. Вернее, их дополнили орудиями труда. Еще вернее, орудия труда дополнили руками. Потому и возникла рабочая сила. И она начинает работать, начинает производить продукт. И этот продукт? Принадлежит тому, кто работает. А работает, конечно, не просто обладатель рабочих рук, но владелец рабочей силы. Это? Тот, кто соединил способность к труду и орудия труда. И эта соединенная сила дает ему продукт. Созданный продукт принадлежит ему, еще до начала работы. Почему? Потому, что работает именно он, владелец рабочей силы. Той силы, которую он пускает в ход. Он трудится. Он имеет полное право на созданный продукт. Ничего не надо отнимать.

Не абсурд ли. Войди в цех. Кто-то там. Работают. Производят. Как ни грустно.
Все эти работающие всего лишь носители рук, которыми владеет совсем другой человек. Вот тот человек и работает, производит нужный ему продукт. И продукт этот принадлежит ему по праву производящего, по праву того, кто работает и производит продукт. Владелец рабочей силы. Владелец созданного продукта. С ним он идет на рынок. Продает. За вычетом расходов все идет ему в карман. Держи карман шире?.. А как ему получить чистый доход. Вот такой странный парадокс. И тем не менее это так. Перспектива? Ее задал тот же 19-й век. Освободиться от наемных рук. Оставить безлюдный процесс. Как бы не рухнуть, куда? На дно, всякая цивилизация имеет свое дно. На то и вертикаль.

Необязательное
В своем желании. В сознании своем. Я был самим собой.
Возможно, потому был недоволен. Кем? Собой, своей ограниченностью. А как же неповторимость, ее-то куда девать, не бросать же под кровать. Впрочем, как раз туда и не бросить, за отсутствием кровати. Остается? Наверно, колодец.

Под рукой. Люди. Это. Дети. Молодые. Зрелые. Пожилые. Деление делается само собой. Мир делится на части, как правило, эти части собираются вокруг вертикали, далее по вертикали. Вперед и вверх. Но при этом мир остается самим собой, целым, растущим. Вертикально устроенная жизнь. И люди? Продолжают эту вертикально устроенную жизнь. Под чьей же рукой находятся люди, жизнь которых есть движение снизу вверх и сверху вниз.

Суббота, воскресенье, что далее, время года. Или все-таки, сначала месяц, а уж потом время года.
Так что мы имеем, если следовать ходу классиков (классический ход?), на одной стороне ход мыслей, на другой ход истории. Между этими краями, великие исторические формы, чего? Решений, конечно. Ведь что-то всегда в стадии решения, решается, или оставляется потомкам, на их решение.
… 
Если задан предел, задан и способ его преодолеть? Несколько иначе.
Задана бесконечность.

Какую бы выбрать бесконечность, чтобы на ее фоне все пределы померкли.


Рецензии