Мефодий критика

Рецензиат: Кандидат исторических наук
ведущий архивист отдела
использования и публикации документов
Государственного архива Алтайского края.
г.Барнаул
Зимирев Александр Владимирович

Автор: Руденко Юрий Семенович
Объект: Книга «Мефодий»
Жанр: рассказ.
Содержание: История начала рода Руденко Мефодия Даниловича.
Способ изложения: Повествование от лица Руденко Ю.С.,
прямого потомка Руденко Мефодия и воспоминания
 других потомков.
Основная мысль произведения: Донести максимальную информацию до своих потомков о происходящих событиях того времени.
Цель рецензии: Отметить достоинства и недостатки рукописи, дать рекомендации автору для ее доработки.


РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Юрия Семёновича Руденко
«Мефодий»

Книга имеет две большие части – художественная часть и воспоминания потомков.

Автор вносит изменение в традиционный формат родословной книги, придавая сюжету более литературный характер, включив реалистичное описание жизни Мефодия, такой какой она могла бы быть на самом деле. Это далеко не означает, что все, что находится в художественной части, является вымыслом. Автор прямо говорит, что в этой части описаны и события, связанные с реальными вещами и случаями из жизни предков, из воспоминаний внуков и правнуков Мефодия.

Рассказывая о трудных испытаниях, которые выпали на долю Мефодия, автор создает научно-популярное по сути, но по форме художественное произведение.

Повествование о Мефодии в художественной части вписано в исторический контекст. Вообще, когда создается история рода человека, она изначально довольно-таки сухая: родился, крестился, женился, умер. Многие на этом и останавливаются.

 Другие же понимают, что сухими фактами сыт не будешь и вплетают историю своего рода в историю страны или даже мира. Что и правильно, ведь наши предки жили и действовали не в стерильном мире, на их мировоззрение, поступки и действия оказывали влияние конкретные исторические события.

 Автор пошел еще дальше. В условиях ограниченной информации о жизни Мефодия и его семьи он решил представить, какой эта жизнь могла бы быть, при этом автор не ударился в пошлую ересь того, чтобы приписывать Мефодию какие-то действия и поступки, каких не могло быть в принципе.

Жизнь Мефодия пришлась на довольно непростой период в истории России. Родился в Российской империи, умер в Советском Союзе. Читатель сможет получить некоторое представление о том, что творилось в этот период. Он узнает о том, какая была жизнь простого крестьянина в России, как проходил процесс переселения на земли Сибири, как пала Российская империя, как затем началась гражданская война, узнает о коллективизации и раскулачивании, об образовании советского государства.

События изложены неподробно, и это правильно, поскольку это не учебник истории, а родословная книга, и исторические события должны в ней быть как антураж в изучении именно рода. Но даже это неподробное изложение будет полезно тем, кто ознакомится с книгой.

После художественной части следуют воспоминания потомков. Некоторые из них не совпадают по приведенным фактам, но ведь люди разные и помнят они по-разному. Это позволяет рассмотреть историю рода с разных сторон и на основе плюрализма мнений сформировать свое.

Что касается художественной части, то она, как и часть с воспоминаниями, дает нам много интересной и познавательной информации.

В частности, интересно, как проходил процесс переселения на Алтай. Как бывшие жители Харьковской губернии, прибыв на новые земли, сумели сохранить свою культуру и традиции, демонстрируя привязанность к своей малой Родине.

Читая смешную украинскую частушку, приведенную в книге, невозможно удержаться от улыбки. Она добавляет в книгу непринужденности и вызывает положительные эмоции у читателей.

Небезынтересными станут и методы нетрадиционной медицины. Как в старину в деревнях лечили некоторые болезни.
Дает представление книга и о том, как жили участники Великой Отечественной войны после её окончания, о преследовавших их долгие годы мучениях, в связи с последствиями полученных ран. Также освещается борьба с бандеровцами после войны.

Описания различных аспектов жизни в Алма-Ате в 50-е годы, таких как похороны, канализация и посещение бани, позволяют окунуться в атмосферу того времени и понять, как люди жили и взаимодействовали друг с другом.
 
Ярко иллюстрируется не единичные случаи попыток несунов вынести спирт с винзавода в Алма-Ате, что было характерно для многих предприятий советского времени.

Для охотников будут интересны эпизоды с описанием охоты на волков, сайгу и джейранов в середине 20-го века. Эти эпизоды позволяют представить себе приключения и пейзажи, окружавшие охотников, а также проследить эволюцию подхода к охоте за дикими животными.

Удивительны истории о приобретении и потере скрипки Страдивари, о появлении книги Мичурина у потомка Мефодия, которую лично подарил сам Мичурин, а также о знакомстве потомка Мефодия с народным артистом РСФСР Валентином Никулиным.

Портрет Мефодия, нарисованный великим художником Леонидом Осиповичем Пастернаком, красной линией проходит через всю жизнь Марии, жены Мефодия.


Когда Мефодий принес портрет домой, Мария долго не могла оторваться от портрета, в итоге сказав, что будет хранить его до конца жизни. Что само по себе свидетельствует, какое впечатление портрет на нее произвел. Символично и то, что после этого Мария рассказала Мефодию о том, что ждет еще одного ребенка. Рождение новой жизни и обретение портрета переплелись.
 
Портрет был не просто рисунком, он был отражением души Мефодия, поэтому Мария, когда Мефодий долго отсутствовал на заработках, часто смотрела на портрет и молилась за супруга. Когда бросали дом, чтобы избежать возможных репрессий, портрет среди ценных вещей также был забран с собой.

Символично, что после смерти Марии, спустя какое-то время портрет был утрачен. Сначала разбилась рамка портрета в ходе ремонта дома, а потом и сам портрет исчез. Как бы не был дорог портрет потомкам Мефодия, это было всего лишь каплей того, что он значил для Марии. Ушла Мария, и за нею покинул мир портрет Мефодия. Так, наверное, и правильно.

Каждый найдет в книге что-то свое, поскольку в ней достаточно много информации о различных событиях той эпохи. А у потомков, вовсе книга должна вызвать широкий спектр эмоций, помогая погрузиться в историю и жизнь родных людей.

Что касается главного персонажа книги, Мефодия, и его потомков, то можно изложить следующие мысли.

Рождение Мефодия в крестьянской семье предопределило его весь дальнейший жизненный путь. Мефодий прожил насыщенную событиями и испытаниями жизнь, какие могут выпасть на долю простого крестьянина в эпоху падения царского режима, гражданской войны, коллективизации и продразверстки.

Мефодий был крестьянином родом из украинской земли. Он приехал на Алтай с мечтой о лучшей жизни и благополучном будущем для своей семьи. Его заботливая и преданная натура проявлялась в заботе о своих близких и семье. Он считал семью самым важным аспектом своей жизни и делал все возможное, чтобы обеспечить своих детей и жену.

Мефодий был рукастым, смекалистым с деловой жилкой мужиком. Об этом говорит вся его хозяйственная деятельность, участие в маслодельном кооперативе, строительство собственной мельницы. Он создал и развивал собственное хозяйство, чтобы обеспечить свою семью достойной жизнью.

 Он умело использовал свои таланты, играя на скрипке и в трудные годы мог даже зарабатывать с ее помощью средства к существованию. Однако ему было абсолютно чужда жажда обогащения, а тем более эксплуатация чужого труда для получения дополнительных богатств. Рост его благосостояния основывался исключительно на трудолюбии его и его семьи.

Мефодий при этом был типичным представителем крестьянского мировоззрения.  В основе его ценностей была семья, вера, труд и традиции. Он сам, жена и его дети были крещенные и старались жить по вере, даже несмотря на то время, когда советское государство пропагандировало атеизм и безбожие.

Мефодий был человеком сильного, но в то же время чувствительного характера. Он не только стремился обеспечить свою семью материально, но и проявлял заботу, любовь и поддержку к своим близким. Его характер и вера в себя и близких помогали ему найти внутреннюю силу и надежду во время трудностей.

Он ценил простые радости жизни, такие как музыка, семья и общение с близкими. Он стремился сохранить свою идентичность в трудное время политических изменений и идеологической борьбы.

Мефодий был осторожным и адаптивным человеком, который умел анализировать ситуацию и принимать решения, основанные на своих ценностях и убеждениях. Он относился к новым политическим и социальным изменениям с определенным скепсисом, но не терял надежды на позитивные перемены в обществе.

Когда началась революция, Мефодий испытал смешанные чувства. С одной стороны, он надеялся на лучшую жизнь для простых крестьян и уважение их труда. С другой стороны, он опасался, что революционный процесс может привести к хаосу и потере ценностей, которые были ему близки.
 
В своих действиях Мефодий проявлял умение быть ответственным и преданным. Он готов был пожертвовать своими интересами ради благополучия своей семьи и защиты их от опасностей. Это выражалось как в заботе о материальном обеспечении, так и в принятии трудных решений, например, просьбе похоронить его в безымянной могиле, чтобы защитить семью от преследований и репрессий.

Общаясь с Мефодием, можно было почувствовать его теплоту, открытость и жизненную мудрость. Он был человеком с глубокими чувствами и умел передавать их через свои поступки и пример.

 В целом, Мефодий был самоотверженным семьянином, преданным своей земле и традициям. Он стремился к достойной жизни для своей семьи и сохранению своих ценностей в трудное и непредсказуемое время.

Что касается детей Мефодия, то они плоть от плоти отца. Семья была сплоченная, не боялась труда. Все делали вместе, если есть работа, работали, если был отдых, то и отдыхали вместе. Постоянно чувствовалось забота о каждом члене семьи. Каждому с младых ногтей прививалась любовь к труду и порядку. Отношение к родителям было в рамках крестьянских традиций, исключительное уважение и почтение. Но и детей в семье пестовали и в обиду никому не давали. Музыкальный талант Мефодия передался и его детям. Они умели и петь и играть на музыкальных инструментах.

Хозяйство было большое и каждый знал свои обязанности. Никого не надо было понукать, лентяев в семье не водилось. Когда каждый самоотверженно делает свою работу на благо семьи, то и привлекать наемный труд смысла не было, все успевали делать сами, в крайнем случае обращаясь за помощью к односельчанам. Женщины в семье вели хозяйство по дому, а мужики трудились в поле, на мельнице, все вместе позволяло держать крепкое хозяйство.

По мере возможности детям старались дать образование, понимая важность знаний в современном мире с его постоянным изменением и усложнением.

Мефодий и Мария заложили настолько крепкий фундамент рода Руденко, что до сих пор его потомки имеют чувство родственной любви друг к другу. Воспитав своих детей честными, трудолюбивыми людьми, своим примером показывая как нужно жить на свете, чтобы было не стыдно смотреть в глаза окружающих, Мефодий и Мария, по сути, вписали все это в генетический код рода. Это заметно по воспоминаниям потомков, присутствующих в книге.

Книга имеет интересный иллюстративный материал. Фотографии, или, точнее, иллюстрации, всегда делают любую книгу интереснее. Родословная книга в этом плане ничем не отличается от любой другой книги. Наличие семейных фотографий – большой плюс. Семейная фотография – это, как машина времени, которая переносит нас в уже ушедшие времена. Через фотографию мы поддерживаем связь между прошлым, настоящим и будущим.

Семейная фотография – это не просто «фотка» ради развлечения. Это осознанное действие, когда собираются все члены семьи с четко поставленной целью сделать общую фотографию на память. Ведь раньше, особенно в дореволюционное время, сделать фото на память было достаточно сложным из-за малого распространения фотоаппаратов, неумения снимать и затем печатать снимки. Этим занимались профессионалы, чаще всего в своих фотоателье. Позднее, с появлением компактных камер, других видов фотопленки, процесс создания фотографии стал более простым.

В наши дни сделать фотографию может каждый, у кого есть телефон с камерой. Поэтому раньше фотосессии были редким явлением: семья собиралась специально, одевалась в лучшие одежды и шла в фотоателье. Если был заезжий фотограф, то люди, имеющие средства, не упускали возможность сделать фото на память. Фотография фиксирует настроение, чувства и атмосферу во время съемки.

Семейная фотография – это та же родословная, которую можно изучать не только по генеалогическому древу. Фотографии предков дают ощущение цельности и сопричастности к семье, связывают ментально отдельных членов разных поколений.
Поэтому в родословной книге в отношении фотографий должен применяться принцип «кашу маслом не испортишь». То есть, чем больше фотографий, тем лучше. Тем более, как правило, их не так много было, в сравнении с современностью.

Автором было заявлено, что количество потомков Мефодия составляет 122 человека, в том числе 7 – детей, 32 – внука (из них 18 внуков и 14 внучек) и 83 правнука.  Будет приличное родословное древо и длиннющая родословная роспись.

Трудно было читать текст, когда приходилось вспоминать, кто кому является сыном, братом, женой. Если бы было древо, можно было пролистнуть книгу до него и быстренько определить, кто есть кто.

Подводя итоги, хотелось бы вспомнить великого писателя и сына Алтайского края Василия Макаровича Шукшина. Он даже был немного современником Мефодия, так как родился в 1929 году. Как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема – судьба русского крестьянства. Герои его книг правдивы, он не придумывал чего-то, чтобы «прилизать» крестьянина, сделать его удобным для восприятия публики. Его героем мог бы стать и Мефодий. Мефодий – это воплощение крестьянства, его ум и душа.

Он проникнут нравственностью и истиной, которые так ценит народ. Как сказал Шукшин – «нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду». Мефодий же, как часть этого народа, является живым примером мужества, честности и преданности принципам Правды.


Кандидат исторических наук                А.В.Зимирев


Рецензии