Гантимур

Забайкалье — сравнительно небольшой, но цивилизационно важнейший регион Сибири. Потому не удивительно, что человек, с именем которого связано вхождение Забайкалья в состав Российского царства, издавна привлекает внимание историков и политологов. После хана Кучума он остаётся наиболее привлекательной для исследователей исторической персоной, правившей на земле Сибирской. Итак, речь пойдёт о первом князе тунгусов (конных эвенков) Гантимуре (? — 1686).

Скажу сразу, жизнь его в большей её части остаётся фантазией биографов. Причём особые усилия приложили к этому сочинители из интернета, выискивающие любые зацепки, чтобы увязать реальность далёкого прошлого с острым сюжетом в духе современных боевиков.

Из достоверных письменных источников (в частности, из свидетельств Е.П. Хабарова) известно, что Гантимур был правителем маленького эвенкийского рода нелюдов. В начале 1650-х гг. люди его кочевали в верховьях реки Шилки*. Это было время освоения Забайкалья казаками. Поначалу русские и эвенки ладили, Гантимур даже согласился платить московскому царю ясак. Однако строительство «против устья Нерчи реки» Шилкского острожка вызвало у нелюдского князька подозрения. Когда в 1656 г. заявились в эти места казаки-разбойники атамана Фильки Полетая и пограбили «дикарей», вспыхнула острая вражда. Нелюды предпочли откочевать к притокам реки Сунгари. Так и получилось, что изначально эвенки Гантимура жили в краях, которые осваивали тогда русские казаки, но вынуждены были перебраться жить в края, которые тогда же осваивала Китайская империя под властью маньчжурской династии Цин.
____________________________
* Река Шилка — левая составляющая Амура.

О борьбе между Русским царством и Китайской империей за Приамурье рассказано в других главах этой книги. Завершилась она подписанием Нерчинского договора, впервые установившего границы между государствами (в пользу Поднебесной империи). Граница шла по реке Аргуни и далее по Становому хребту к берегу Охотского моря (восточный участок ее между хребтами Кивун и Тайканский не получил чёткого географического обозначения). Другими словами, Россия на долгое время отказалась от уже освоенного казаками Приамурья.

В разгар конфликта, примерно в 1667 г., в Нерчинский острог явился князек Гантимур со своими людьми (всего около 40 человек) и попросился в русское подданство. Нелюды готовы были платить ясак — ежегодно 3 соболя с человека. Что происходило с ними в предшествовавшие 10 лет на берегах Сунгари, почему решили вернуться под власть русского царя — не известно. Но именно фантазии по этому поводу легли в основу придуманной современными сочинителями биографии Гантимура.

Доподлинно известно, что с 1670 г. по 1686 г. китайский император 5 раз требовал от русского царя вернуть ему взбунтовавшегося нелюдского князя. После кончины Гантимура дипломаты Поднебесной не раз призывали вернуть Пекину потомков князька, но всякий раз получали отказ. Более того, в ответ на эти требования с середины 1670-х гг. Гантимур и его сын Катанай были освобождены русскими властями от уплаты ясака.

Исследователи предполагают, что возвращением и наказанием нелюдов китайцы намеревались запугать население Забайкалья и Приамурья и отвадить их от самой мысли перехода в русское подданство. Московиты же, наоборот, взяв аборигенов под защиту, укрепляли таким образом своё влияние в стратегически важном регионе.

В июне 1684 г. князь Гантимур, его сын Катанай и внук Чекулай были приглашены в Москву. Старенький Гантимур не перенёс столь трудную дорогу: он умер в Нарыме, там его и похоронили. Катанай и Чекулай благополучно прибыли в Москву в феврале 1685 г. Приняты они были царями Петром I и Иваном V и регентшей царевной Софьей Алексеевной. Обоим пожаловали титул князя Гантимурова, причём Катанай стал родоначальником одной из самых знатных дворянских фамилий Сибири. Князь Катанай был назначен служить в Нерчинск, князь Чекулай остался при дворе в Москве, но в том же 1685 г. умер. Другие сыновья Катаная унаследовали княжеский титул, мужчины династии традиционно служили офицерами в Забайкальском казачьем войске.

Прошло 25 лет после кончины Гантимура, когда осенью 1710 г. внуки его князья Ларион и Лазарь Гантимуровы подали челобитную на имя царя Петра I, в которой рассказали, что дед их был четвертным боярином (князем или герцогом) при дворе китайского императора Канси (т.е. был прямым родственником маньчжурской династии Цин) и пользовался всеми положенными привилегиями императорского родственника. В 1654 г. он был послан под началом брата императора против русских, но при осаде китайцами Усть-Кумарского острога на острове в месте впадения в Амур его правого притока Хумарэ (Кумары), предпочёл увести своих воинов без боя. Позднее он попросился в русское подданство. Из челобитной следовало, что маньчжурская знать добровольно передала Забайкалье и Приамурье Российской империи в отместку за предательство окитаившихся императоров династии Цин. Оставалось только забрать этот дар под скипетр российских императоров. Сделано это было в конце 1850-х гг. при царе Александре II.

Подлинник челобитной не сохранился, но копии её широко распространялись по Сибири в течение столетий. В 1901 г. Гантимуровым был пожалован герб, из которого следует, что они ханы, возможно, прямые чингизиды. В китайских же документах Гантимур именуется перебежчиком и тунгусским князьком низшего разряда 4-го класса маньчжурского военного чиновничества. На переговорах с русскими китайцы иначе как «мужиком» его не называли.

И все же столь повышенный интерес китайских имперских властей единственно к Гантимуру и его роду остается странным, даже таинственным, а объяснение этого интереса маньчжурскими современниками — неосновательным. Тайна о происхождении рода первых тунгусских князей Гантимуровых остается открытой.

086 Старец Фёдор Кузьмич и старица Вера Молчальница

Официального вскрытия гробниц Романовых в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга никогда не было, никаких документов об этом не сохранилось. Неофициально есть 15 свидетельств уважаемых ученых мужей о том, что им кто-то рассказывал о вскрытии петропавловских склепов. Уже после гибели СССР валом пошли публикации об «ограблении» романовских захоронений в 1921 г. по просьбе ВК Помгола. Впрочем, все рассказы сводятся к двум историям: о растаявшей восковой маске на лице трупа избитого Павла I и о пустом гробе Александра I. От К.П. Викторовой, отпрыска семьи дореволюционных хранителей Эрмитажа, я слышал историю об урне с неведомо чьим прахом, обнаруженной в ногах гроба супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны.

Известно, что великий антрополог М.М. Герасимов трижды подавал заявку на вскрытие царских гробниц, но трижды получил отказ. Говорили, что большевики опасались либо правды о «разграблении» царских склепов, либо подтверждения факта, что сибирский старец Фёдор Кузьмич и есть настоящий Александр I, ушедший в народ отмаливать грех отцеубийства. Ведь тогда народ якобы потребовал бы канонизации старца… Всё это, конечно, горячечный бред фанатиков царебесия. Однако ходят слухи о том, что в 2015 г. вновь была подана заявка на вскрытие гроба Александра I, но власти опять отказали.

Томские верующие не раз обращались к иерархам РПЦ с прошением о канонизации Фёдора Томского (Фёдора Кузьмича) и о признании его небесным покровителем города. В 1984 г. хлопотами епископа Омского и Тюменского Максима (Кроха) по благословению патриарха Пимена в канун празднования 1000-летия крещения Руси старец был канонизирован в лике праведного (т.е. ведшего угодную Богу жизнь в миру) в составе Собора сибирских святых*.
__________________________
* Всего в Собор включены 33 праведника из Сибири.

Из первоисточников нам известно, что 1 сентября 1825 г. император Александр I выехал из столицы для инспекции военных поселений на юге европейской части России. В пути к нему присоединилась тяжело больная супруга, она страдала пороком сердца. Сопровождала их большая свита, так что источников сведений о тех событиях много.

Обосновались царственные супруги в Таганроге, откуда и совершали кратковременные путешествия по стране. В начале ноября Александр I, будучи легко одетым, попал в дождь и под пронизывающий ветер, отчего простудился. В Таганрог он вернулся 5 ноября больной, но от услуг врачей отказался. 10 ноября император упал в обморок и слёг в постель. Однако только 12 ноября он согласился принимать лекарства. Поздно. Уже 15 ноября началась агония. 19 ноября (1 декабря по н.с.) в 10 часов 45 минут утра император Александр I скончался на 48-м году жизни.

По оценке современных российских патологоанатомов, проанализировавших записи лечивших царя врачей, «император в ходе своей поездки заболел острой инфекционной болезнью с септическим вариантом течения, на что указывают наличие лихорадки с обильным периодическим потоотделением, помрачением сознания, а также приступообразностью симптоматики... Учитывая периодически возникавший понос, можно предположить, что имела место острая кишечная инфекция паратифозной группы или сальмонеллёз, протекавший в брюшно-тифозной форме». В итоге случилось заражение крови, что и привело к инсульту и летальному исходу.

Неудачно забальзамированные останки Александра I перевозили в столицу 2 месяца! Свидетели рассказывали: «Не смотря на то, что тело было бальзамировано, все оно почернело от сырого воздуха. Так, что нельзя было различить черты лица». После прибытия в Санкт-Петербург, гроб был открыт для опознания членам императорской семьи, затем его закрыли — уже навсегда — и установили на неделю в Казанском соборе. Похоронили Александра I в усыпальнице императорской семьи. Присутствовавшие при этом царедворцы отметили странное поведение матери покойного, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны Старшей, которая не особенно печалилась, но часто повторяла на публике: «Да, это мой сын! В гробу лежит мой сын».

Эти и многие другие странности привели к тому, что уже в 1826 г. за рубежом и в России стали распространяться слухи, будто Александр I инсценировал свою смерть и теперь прячется в каком-то Киевском монастыре.

4 (16) мая 1826 г., в Белёве по пути из Таганрога в Санкт-Петербург скончалась от сердечного приступа (или, возможно, была убита как опасная претендентка на престол) вдовствующая императрица Елизавета Алексеевна. И хотя её хоронили по общепринятому ритуалу, смерть её только усугубила слух. Теперь уже говорили, что царственная чета по обоюдному согласию тайно отказалась от престола и посвятила себя праведной жизни.

Подтверждение этим слухам нашлось только в 1834 — 1836 гг. Поначалу в Тихвине под Санкт-Петербургом невесть откуда появилась неизвестная женщина явно из аристократических кругов, которая представилась Верой Александровной. Она стала разъезжать по монастырям, много молилась и повсеместно была принята с великим уважением. Однако в 1838 г. на Валдае её арестовали за отсутствие паспорта и посадили в тюрьму. Женщина отказалась отвечать на вопросы следователя, с этого времени она молчала всю оставшуюся жизнь. С людьми общалась записками. Ей дали имя Вера Молчальница.

Поначалу бродяжку спровадили в Коломовский дом для умалишённых, откуда её забрала и определила на свой счёт в Сырков монастырь (близ Великого Новгорода) графиня А.А. Орлова-Чесменская. Настоятельница монастыря, этим очень недовольная, попыталась избавиться от Веры, но петербургский митрополит Серафим сурово предупредил её: «Ах, ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей!» Вот тогда и укрепился в народе слух, будто Вера Молчальница и есть никто иная, как царица Елизавета Алексеевна. Рассказывали, что в монастыре женщину посещали Николай I и Александр II. Умерла Вера Молчальница в мае 1861 г.

А осенью 1836 г. на Урале, близ города Красноуфимска был задержан крестьянами старик благородной наружности, но в одежде простолюдина. Представился он Фёдором Козьминым 70-ти лет, происхождения своего не помнил. Суд приговорил его за бродяжничество к 20 ударам плетью и ссылке в Сибирь.

Отправили старика в Томскую губернию. Жил он аскетом в разных сёлах, избегал общения с людьми. Последние 6 лет жизни обретался в Томске, в доме купца С.Ф. Хромова. Со временем поползли слухи, что внешне он весьма похож на покойного императора Александра I. Будто долгое время царь скрывался в Палестине, а затем тайно вернулся в Россию и предпочёл жить инкогнито в Сибири.

Несмотря на скромность старца, к нему было паломничества губернской знати и приезжих аристократов, каждый присланный из столицы губернатор полагал своим долгом первым делом представиться Фёдору Кузьмичу. Умер старец 20 января 1864 г.

В 2015 г. президент русского графологического общества С.М. Семёнова заявила, что сопоставила почерк императора в возрасте 47 лет и записи Фёдора Кузьмича, сделанной в возрасте 82 лет. Она уверена: оба текста написаны одним человеком.


Рецензии