Моя малая Родина

     «…домашний очаг, переходящий из рода в род со всем окружающим его миром, с могилами отцов, с преданиями старины, составляет одно из драгоценнейших состояний человека. И кому удалось создать такой центр и передать потомкам связанный с ним нравственный дух, тот может сказать, что он на земле совершил великое дело. Благо стране, в которой есть много таких передаваемых от поколения к поколению центров!..».
                БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

  От истока извилисто течёт река Цна, перерезая вдоль и поперёк, настоянные травами, степные просторы.  По берегам раскинулись деревни, сёла и города, в которых живут свободные, сильные духом и трудолюбивые люди – они превратили Дикое поле в житницу государства -  растили хлеб и детей, занимались бортничеством, охотой, рыболовством и, не забывая о душе, строили величественные храмы, соборы и монастыри, звон колоколов которых далеко разносился окрест, извещая о земных тревогах или радостях бытия. А для защиты от набегов ногайцев и татар с юга и востока возвели стОрожи, крепости, валы и засечные полосы. От того стародавнего времени оставила Цна в память народу остров, имя которому Эльдорадо – «золотой», и возник около этого острова на левом высоком берегу город, многочисленные золотые купола храмов которого были издалека видны и говорили о богатстве этого края.  Потом Цна ныряет в леса. Янтарная смолистость хвойных лесов сменяется белоствольной торжественностью березняков и могучей кряжестью дубрав. Высоко вверху ветер качает вершины вековых деревьев, а внизу только шорох листвы, щебетание птиц и жужжание пчёл, да ещё еле слышно живёт своей жизнью дикое лесное зверьё. В чистых реках и озёрах играют многочисленные серебристые их обитатели, плавают пернатые и земноводные. Воздух насыщен ароматами трав и ягод, он тягуч и сладок, как мёд. Это моя Тамбовщина. А Цна уходит в другие края, отдавая свою живительную влагу другим водам и народам - в конечном счете Волге, а это значит почти всей восточной части европейской России , древнему седому Каспию и морю Чёрному , а через него и всему Мировому океану.

       Должен заметить , что публикуя  такие очерки  как  « МОЁ  ВЕРХОЦЕНЬЕ»  или  « ИСТОРИЯ  ОДНОЙ СЕМЬИ» я не претендую на абсолютную  и полную истину  , а из разрозненных материалов  ( семейных архивов  , литературных источников  , устных  свидетельств  и письменных отзывов  , полученных после  опубликования  вышеуказанных  очерков ) пытаюсь  воссоздать картины прошлого  , напомнить о незаслуженно  забытых  людях и событиях .  Толчком для этого  было  желание  узнать свои корни  и  тогда стало понятно  , что многое упущено  , хотелось бы теперь о многом расспросить старших , но  , увы , они ушли … , а , учитывая всё вышеизложенное, если кто – то из наших потомков  захочет заглянуть в прошлое , то ему может быть помогут эти заметки . Так  к главе 4  «Платоновы» очерка « Моё Верхоценье » пришли отзывы  и уточнения , чему я очень  рад и благодарю  всех приславших их и постараюсь в том или ином виде  эти материалы использовать . В данном случае  , хочу остановиться  на сведениях от трёх моих кузин – Валентин  , в девичестве  Орловой , Никифоровой и Катасоновой , мамы  которых были родные сёстры и , естественно , каждая  из них носила фамилию Платонова .

      В середине сентября этого года  , как и год тому назад, ездил я к памятным дням матери и старшей сестры в Тамбов - поклонились  на Полынковском кладбище вместе с моим братом Лёвой и  Маняхиными - Пыльновыми могилам  наших близких  , потом поехали в  г.Рассказово  и на улице 60-летия  Рассказова  забрали Валентину Никифорову ( смотри на «ПРОЗА.РУ» мой рассказ «Учительница» , героиня которого  тоже живёт на этой улице , надеюсь , что они скоро познакомятся) и продолжили путь  в Платоновку  к  Орловой  . Она была накануне предупреждена о нашем приезде и после посещения Дмитриевщинского  кладбища  усадила за стол  и мы помянули усопших , потом выпили за наше здоровье  , а после за встречу  . Валя и Валера  оказались не только гостеприимными  и хлебосольными хозяевами , но и знатными кулинарами  - замечательный холодец и хрен к нему , отварная тамбовская картошечка , огурчики , помидорчики , грибочки  , селёдочка и мясное ассорти  и что – то другое  вкусное …
       Из рассказа  Валентины  Орловой  ( окончила  медучилище и Тамбовский пединститут , пенсионерка , работает биологом в клинико – диагностической лаборатории Рассказовской УРБ , муж – Валерий Новиков , пенсионер ,  механик  - золотые руки , их дочь – Лиля , окончила Саратовский Госуниверситет , работает терапевтом в кардиологическом центре, дети Лили  - студенты) выяснилась уточнённая  семейная хронология Платоновых  , а также некоторые другие моменты бытия . Во время войны на  женские  плечи легла тяжёлая физическая  работа  - Мария Алексеевна Платонова вместе с односельчанками была направлена на трудовой фронт ( рыли окопы ) , а  Анна  Алексеевна работала в котельной Рассказовского суконного комбината и подвозила  там вручную вагонетки с углём .
      После  застолья  отправились  в центр  Платоновки (за рулём был непьющий Саша Пыльнов ) и Валентина показала  открытый не так давно  «Мемориал  памяти» погибшим в Великой  Отечественной войне . В списке павших  я насчитал 29 фамилий  Платоновых и среди них  мой родной брат Евгений  , а  также  двоюродный  - Никифоров Виктор Егорович , кроме того  Максимовы и Сарычевы -тоже наши родственники и наверно ещё кто – то , кого я не знаю . Каждый 14тый погибший из ушедших на войну носил фамилию Платонов .

       Отрывки из большущего письма - на 14 страницах - Валентины Никифоровой (окончила с отличием  Тамбовский пединститут  по специальности французский язык , была учителем  , директором школы , завучем , потом Высшие педагогические курсы при Ленинградском госуниверситете  , после окончания аспирантуры -  кандидат филологических наук , доцент кафедры иностранных языков  , заведующая кафедры  в Брянском университете  )  : «…отец мой  Егор Кириллович  родился в зажиточной семье  , был добротный кирпичный дом под железной крышей , продуктовая лавка , хозяйственные постройки , сорок соток земли , лошади , коровы , свиньи , овцы . Наёмных работников не  было , но тем не менее в 1929 году раскулачили , хозпостройки  поломали , дом использовали  как склад – ссыпали туда зерно ,  отобрали всё – оставили только Зингеровскую  ножную швейную машинку  , на которой моя мама -  Платонова Анисья  Алексеевна – очень хорошо шила  , она училась этому мастерству у частной знаменитой портнихи в Тамбове и могла шить от нижнего белья до кожаной  верхней одежды – есть фото папы в кожаном пальто , сшитом ею . Зарабатывала деньги шитьём  , обслуживала всю деревню Знаменку , что было для нас актуально  , так как отец рано трагически погиб – его сбило подножкой поезда при переходе  через железную дорогу …».
        «… Мой брат Виктор после окончания 10- го класса был призван в Армию , сначала с  такими же  как он рыл окопы в Брянской области  , затем был направлен в военное училище . По учётным документам Главного управления кадров МО СССР  гвардии лейтенант  Никифоров Виктор Егорович  -  командир миномётного взвода 61 гвардейского стрелкового полка 19 гвардейской стрелковой дивизии погиб 20 марта 1943 года  при освобождении д. Углы  Великолукского района Калининской области …»
       «… Старшая сестра Надежда  после окончания медучилища получила квалификацию фельдшера – акушера , работала в различных должностях и организациях  здравоохранения , была замужем за Шохиным Александром  Фёдоровичем , у них родился сын Виктор  , который после окончания школы  учился в Кирсановском сельхозтехникуме на ветеринара  и женился на однокурснице  Главинской Ольге  . В 1981 году они переехали жить и работать в Якутию , где в 1982 году у них родилась дочь  Елена  , которая после окончания школы работала стюардессой  ( теперь она уже юная пенсионерка )  , окончила  Петербургскую академию управления и экономики по специальности  «Государственное и муниципальное управление». У неё есть дочь Виктория  . Елена замужем за Никитиным Игорем Юрьевичем , а её мама в настоящее время живёт в Москве…»
       «…о моей кузине Евгении – после окончания в 1941 году Воронежского мединститута  пошла 27 июня добровольцем на фронт , 1948 – 51 г.г. начальник  офтальмологического  отделения  Военного госпиталя  в Германии  , затем работа  в разное время заведующей глазным отделением  во 2-ой и 3-ей  поликлиниках  Министерства  обороны  , с 1969 года переведена в  центральный военный госпиталь им. Мандрыки , подполковник медицинской службы . Её муж – Максимов  А.В. , полковник медслужбы , работал начальником поликлиники Генерального штаба …»

    Из письма  Валентины Катасоновой  (окончила  историческое отделение  Тамбовского пединститута  , работала учителем истории , директором школы , воспитателем ).
       «…Мой дедушка  - Катасонов Семён Пименович  , 1888  года рождения  , из семьи крестьян , уроженец Чащинской волости  Борисоглебского уезда  Тамбовской губернии . С 1910 по 1916 годы проходил военную службу на военно – морском  флоте у острова Русский  близь Владивостока . Был участником полярной экспедиции  Б. А. Вилькицкого  , которая  третьего сентября 1913 года открыла в Северном Ледовитом океане неизвестную группу островов  , самый большой из которых был назван *Земля Императора Николая 11*,  второй по величине - *Остров Цесаревича Алексея*, а другие острова именами членов царской семьи (теперь это *Северная земля*)  . Это было великое географическое открытие  начала 20-го  века. Затем   в 1915 – 1916 годах впервые в истории  ледоколы  «ТАЙМЫРЪ»  и «ВАЙГАЧЪ» прошли за две навигации из  Владивостока  в Архангельск  (с Востока на Запад) Северным Морским Путём  , выполняя  при этом различные  научно – технические задачи  -  гидрографические , метеорологические , геодезические и т. д.. За мужество и героизм  , проявленные в ходе экспедиции , дед был награждён  в 1916 году серебряной медалью  «ЗА  УСЕРДИЕ» . Про эту экспедицию есть книга , где упоминается и мой дедушка . Материалы о службе  Семёна  Пименовича  есть в Тамбове  в кадетском училище , где работает клуб  моряков – полярников . После окончания службы  он вернулся в Чащино  , где работал до выхода на  пенсию ( в 73х летнем возрасте )  кузнецом в местном колхозе  «Ленинское знамя» …
…Бабушка – Мария  Ивановна  тоже работала  в этом колхозе  , а  в девичестве  ходила с паломниками пешком на моление в  Киево – Печёрскую  Лавру …
…Отец  в 1939 году  был призван  в Армию и стал курсантом  Борисовского  танкового училища в Белоруссии  и на третий день  войны получил боевое крещение  , прошёл всю войну , участвовал в  Сталинградской битве  . За время войны  был 5 раз ранен  , награждён  орденами  Боевого Красного  Знамени , двумя орденами Отечественной  войны 1ой степени  , медалями «За оборону Сталинграда»  и другими  …
…После возвращения в родное Чащино  отец стал работать  агрономом в местном  колхозе  ( ещё до 1939 года он окончил  сельхозучилище  и полгода до  армии  работал  агрономом ) , умер на 98 году жизни , хоронили с почётом …»
       …В 1946 году он женился на  учительнице географии  Платоновой Ефросинии  Алексеевне  . В 2017  году Андриановская школа отмечала 120- летие  со дня основания  , там есть материалы о моей маме , а также  есть о ней материалы  и фотография в сборнике  «Опалённое войной детство» …»
               
       После прочтения этого письма  я зашёл в Интернет и узнал много интересного об  истории освоения Северного морского пути  , отце и сыне  Вилькицких ,  Ледовых походах  , о том суровом  времени  и героях – полярниках , рассеянных по белу свету , и о их трагических  судьбах  . Думаю , что это может быть интересно и другим …

      В отличие от Платоновской линии , лучшие представители которой охотно откликнулись на мою просьбу написать что – либо о своих предках , Чулинские тоже поддержали меня в моём намерении , но дальше этого дело не пошло и напоминать в который раз уже стало как – то неудобно и поэтому я на свой страх и риск быть уличённым в искажении достоверных фактов решаюсь всё – таки рассказать то , что я слышал от моей матери , урождённой Чулиной Ефимии Михайловны , и , в малой степени , из других источников ( исследование родословной , слышанное от родственников и др.) .
 
        Дальше деда , Чулина Михаила Михайловича , мои знания не простирались . До исследования родословной считалось , что дед родился в 1868 году в селе Кёрша Тамбовского уезда Тамбовской области и эту дату подтверждают справки , выданные Тамбовским УВД , однако в проведённых исследованиях  фирмой “Родословие» дата рождения «плавает» на один – два года раньше (1866 и 1867 г.г.) . Кроме того , насколько мне известно , он был состоятельным и уважаемым человеком – многолетний староста села , отмеченный царскими наградами , имеющий во владении мельницу , амбары с зерном , живность во дворе и почти всё это было произведено руками его семьи (кроме строительства мельницы – помогал его брат Тимофей Михайлович со своим сыном Иваном , в общем – то тоже семья ) , без наёма посторонних лиц – всё это говорит о том , что он был заметной личностью , а в справке для  участия в собрании по поводу созыва Учредительного собрания в 1918 году он упоминается просто как «грамотный крестьянин», как будто речь идёт о каком - то другом человеке . Ну да ладно , может это так и было , был в своё время , да сплыл . Он родился  в большой семье , судя по всему тоже не бедной , а «рукастой и головастой» .

       Прежде чем рассказать Кёршинскую  историю , которая произошла … , произошла … , стоп , в каком же столетии она произошла ? Засечная полоса и «Татарский вал» на Тамбовской Украйне от набегов ногайцев и татар уже были сооружены , но той переписи ещё не было . Какой переписи ? Ах , да , ну тогда слушай . Любое государство время  от времени проводит перепись населения , животных , строений и так далее чего бы то ни было для того чтобы знать сколько подданных проживает в пределах его границ и как они богаты , для того чтобы знать кому ещё нужно помочь , но на самом деле это заканчивается новым обложением новыми налогами .

       Так вот эта история произошла на Северном Кавказе и в ней принимал участие наш родственник , кажется дед деда , но это не столь важно . Внизу , на равнине , перепись уже закончилась , теперь нужно было обойти альпийские луга горной части страны , чтобы переписать всех чабанов и пасущихся  животных . И вот двое переписчиков попали ближе к вечеру на одну из живописных горных лужаек и встреча с чабанами была радостной для обеих сторон : для переписчиков - отдых и ночлег , а для чабанов – свежие люди с новостями , правда была ещё третья сторона , которая не выразила от этой встречи никакого удовольствия , она уже из опыта предыдущих встреч  знала , что кого – то одного из них они сегодня не досчитают . Так и случилось , на плахе оказался молодой барашек . Вскоре в кристально чистом горном воздухе почуялся ароматный запах шашлыка , был вскрыт бурдюк с вином и неспешно потекли разговоры о новостях в мире , стране , внизу на равнине и  подошли (к средине пути от пробки до дна бурдюка) к теме переписи , прожиточного минимума , пенсионного возраста и тут один из чабанов предложил для процветания страны закрепить   всем – всем  людям прожиточный минимум до выхода на пенсию , а пенсионный возраст увеличить на  10 лет , а тех кто и после этого выживет замораживать в холодильниках , чтобы разморозить , когда в стране наступит райская жизнь , то есть  когда  пенсионные фонды будут лопаться от наличия денег  . От такой его тирады все пришли в оцепенение , а он , приняв это за знак одобрения , пошёл дальше , мол нечего тратить на них электричество  , а отправлять их на Север , где зима девять месяцев , а весна и осень – это когда температура выше   минус десяти , и остаётся всего один месяц когда минус борется с плюсом . Было видно , что этот человек очень устал и он уже еле ворочал языком и поэтому его отправили спать , а счётчики перешли к делу и стали выяснять возраст чабанов .

       С молодыми договорились быстро – ну добавили по их просьбе кому десять , кому пятнадцать лет к истинному возрасту ( жалко что ли ) , а с самым старшим вышла осечка , он действительно был самый – самый и твердил только одно : «Помню , да и  все всегда  говорили , что я родился когда мать отцу новые штаны купила , да нет , я же говорю НОВЫЕ , до этого он уже ходил в штанах , только они были уже прозрачные» . Теперь нужно было привязать один «исторический»  момент - покупку штанов – к другим , зафиксированным в летописях и после долгих рассуждений , когда уже полностью обнажилось дно бурдюка , совершенно точно установили  , что как раз сегодня ему исполнилось 124 года , правда всё – таки осталось невыясненным какой это был день недели , в какой час дня родился , какая была погода , да и много ещё чего …, но это всё оставили до следующей встречи .  Говорят , что истина в вине , а я думаю , что это половина правды , а полная  - в вине  на дне . Теперь вам , надеюсь , понятно почему на Кавказе так много долгожителей , правильно , потому что там кристально чистый горный воздух .

       Возвращаемся к Кёршинской  истории , стало понятно , что она произошла около двухсот лет назад . Вот несколько совершенно достоверных фактов из прошлой жизни , однако я должен заметить , что в данном случае я не привязываю этого мельника с его водяной мельницей и плотиной к нашему роду , хотя и не исключаю окончательно – это требует дополнительных исследований . Исторические хроники отмечают , что мельник , связанный со стихией воды , так же как и кузнец , связанный со стихией огня , относятся к тем людям , которые обладают особым умением , не доступным большинству , обитающие на границе освоенного людьми жилого пространства ( у воды , на окраине ) и поэтому наделяемые сверхестественными , в том числе колдовскими , способностями .

        Считалось , что прежде чем ставить мельницу нужно было принести жертву водяному – бросить в воду дохлых животных , хлебные крошки , позже под дверь закопать живого чёрного петуха , а в самой мельнице держать животных чёрного цвета ( кошку , петуха) ; в праздники нужно было лить в воду водку и спускать в воду кусок сала , чтобы водяной не слизал смазку с колеса . Чтобы не утонуть самому мельник должен был сбросить в омут  или под мельничное колесо пришлого человека и в этом случае он наделялся особыми свойствами – он мог ходить в гости к водяным , а они , превращаясь в парней , ходили в гости к мельничихе. Мельник мог «перемолоть» старика в молодого . Мельница – это пространство , где обитают русалки , сидя на мельничном колесе и вращаясь вместе с ним , они расчёсывают свои зелёные волосы , добиваясь внимания мельника , в  противном случае они портят мельницу или плотину . В русалочью неделю в полнолуние можно было видеть , как русалки загорают .

        Теперь переместимся на другую окраину села – ближе к кузнице . В русских поверьях считалось , что верховный «кузнец» - это Илья пророк , он куёт громовые стрелы и преследует чертей ( поэтому черти не любят кузнецов) , а молнии не ударяют в кузницу . В приземлённом варианте горбоносый (выходец с Кавказа ?)  с огненными волосами кудесник - кузнец  скрывается от преследующей его «змеихи» в кузнице и там «перековывает»  её в добрую  красивую девушку .  Святочные подблюдные песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу – кузнец куёт свадебный венец , обручальный перстень и амулет , способствующий деторождению . Кузнец обладает высшим умением , связанным со сверхестественным знанием и силой , колдовством и мог «перековать» старика в молодого , из грубого голоса сделать тонкий , наделить способностями к оборотничеству .

       И был у Мельника Сын -  высок и строен , с крепкими руками , в которых чувствовалась сила необъятная , иссиня – чёрные кудрявые волосы , серо – бирюзовые глаза ,  смугл лицом и белоснежной улыбкой .

       И была у Кузнеца Дочь – рыжая красавица с голубыми глазами , которые могли иногда метать молнии , нос с горбинкой , стройная как тополёк , хохотушка с огненным характером .

       И полюбили они друг друга , но их родители были против .
       Их родители были продуктами разных стихий – противоположных стихий .
       Вода и Огонь . Вода могла залить Огонь . Огонь мог испарить Воду .
       На том они и стояли , каждый противопоставляя себя другому .
       А Юноша и Девушка тянулись друг к другу .
       Кузнец приставил к девушке Колдуна , Мельник к сыну – Ведьму .
       Но Любовь стремилась разбить все преграды , они искали тайных встреч .

        Как –то Юноша пригласил Девушку на свидание и путь её пролегал мимо дома Колдуна , сидевшего у своего дома , и , глядя на неё , он произнёс : «А свидание – то сегодня не состоится». На её вопрос : «Почему»? он только хитро  улыбнулся . Сделав несколько шагов , она вдруг почувствовала , что писает . Смущённая и рассерженная она стала ругать Колдуна , а он в ответ : «Ладно , ладно , успокойся . Я сделаю так , что никто не сможет делать тебе и твоему роду плохо , а если кто сделает , тому в три раза будет хуже» .

        К выходным селяне вывозили продукты на городскую ярмарку и чтобы занять там лучшие места нужно было приехать рано утром , а поскольку до города было достаточно далеко , то обоз снаряжался с вечера с тем , чтобы расположиться с ночевой лагерем в предместье . Кто – то спал , кто – то дежурил у костра . Другой дороги в город не было . В одну из таких поездок попросилась в обоз Дочь Кузнеца , потому что в этом обозе ехал Сын Мельника , но сельчане (по наущению Колдуна) боялись , что она может принести им урон в торговых делах , и отказали ей под благовидным предлогом . Каково же было их удивление , когда утром на ярмарке они увидели на карусели посмеивающуюся молодую пару . Ночью мимо них никто не проезжал , только пробегала рыжая собака .
 
        Однажды позднеосенней порой после долгого гуляния Юноша и Девушка зашли погреться в овин и это увидела Ведьма , она подпёрла дверь овина , а рядом быстренько разожгла костёр и стала кричать : «Пожар …, пожар …» . На крики стали сбегаться сельчане . Дверь под напором изнутри в конце концов пала и оттуда выскочила смущённая пара . После этого случая Мельнику и Кузнецу  ничего не оставалось делать , кроме как договариваться о дне свадьбы .
        Свадьба широкая - на всю округу ; весёлая – до небес – музыка , песни , танцы ;  хлебосольная – столы ломились от яств и вдруг в какую –то минуту стало чего – то недоставать и молодая свекровь  попросила молодую невестку спуститься за тем , чего стало не доставать , в погреб и только спустя значительное время обнаружилось , что то , чего недоставало , так и не достаёт , а  за столом , кроме того , не достаёт ещё и жениха . Права народная мудрость: была бы пара – момент найдётся .
 
        И в последующих поколениях доминантными  признаками  этого рода стали : чёрные кудрявые волосы , серые с бирюзою глаза , нос с лёгкой горбинкой , белозубая улыбка , сила в руках , огонь в крови , добро в душе и ум в голове .

       Думаю , что я дал какое – то представление о роде .

       Теперь расскажу  историю об одном из рода Чулиных  в эпоху перестройки 1918 года , когда в село заходили то белые , то красные и всем нужны были и лошади , и корм для них , и провиант для всадников . Не знаю какие по окраске заходили в тот раз , но некто «цветной» уселся на осёдланную хозяйскую лошадь и , размахивая шашкой , стал требовать фуража и продовольствия , и тут тот , который из нашего рода , стал резко возражать против такого наглого отъёма собственности и стал приближаться к всаднику с намерением стащить того с лошади . Свистнула шашка и голова покатилась по земле , , но обезглавленный человек по инерции сделал ещё два – три шага , вцепился в оторопевшего всадника , стащил его с лошади и в цепких объятиях , заливая  своею кровью , лишил последнего жизни . Это кажется невероятным , но это было . Описанная быль  говорит о многом – наступило время беззакония , прав тот, у кого в руках шашка (правда ненадолго) , и стало понятно , что наступило в России очередное смутное время , в котором снова появятся защитники трудового крестьянства  , но даже при народной поддержке эти повстанцы  не выстоят против брошенной против них вооружённой до зубов армии и , стало быть , наступило время большой миграции , подальше от родных мест в новые края , где нужно начинать новую жизнь .

        В декабре 1937 года арестовали и  осудили на восемь  лет Ивана Михайловича Чулина , дом отобрали , многодетную семью выбросили на улицу . БОльшая часть этой семьи уехала в Мурманск , более – менее взрослые мужчины устроились рыбаками на суда , их сёстры – в конторы . То первое поколение после выхода на пенсию частично потянулось на родину отцов , о которой у них ещё не угасла память , как например Алексей Иванович , он купил дом рядом с местом , где стоял когда – то дом его отца и дом его деда – Михаила Михайловича , где сохранились ещё фундаменты от домов и мельницы,  и  он своими руками восстановил и освятил известный теперь во всей округе «Чулинский источник» . Алексей Иванович был рад тому , что вода этого источника помогает людям . Последний раз я был там в сентябре 2017 года вместе с Пыльновыми и был поражён происшедшими изменениями , которые произошли за те три года от первого моего посещения источника .
       Раньше был открытый источник с подведённой под него трубой – лотком . Теперь над источником сваренный металлический каркас , оформленный поликарбонатными плитами , размер этого сооружения примерно 3,5 на 5 метров . Внутри на металлическом каркасе и на полочках иконы … , иконы … , иконы … Несколько десятков икон разного формата , разного качества (есть и дорогие) , посвящённые разным святым , в рамках и окладах , без рамок и окладов и это на краю села чуть ниже дома , где жил теперь уже покойный Алексей Иванович ( он умер  первого  февраля 2017 года в возрасте 85 лет) , а источник - это памятник ему и всему Чулинскому роду . И люди туда идут и едут летом и зимой , эти 300 метров  от асфальта до источника зимой всегда расчищены , несмотря на нынешнее скудное финансирование чего бы то ни было . Светлая ему память . Его сын Юрий в прошлую зиму забрал к себе в Мурманск свою мать – Зинаиду Яковлевну , которая оставалась в Кёрше одной -одинёшенькой .

       Мой племянник - Алексей Маняхин Старший - рассказал мне когда – то одну интересную историю : «... Еду я по рассказовской дороге домой в Тамбов и у поворота на Столовое – Кёрша  голосует женщина , остановился , она стала загружать несколько 5-ти литровых баллонов с водой и на мой недоумённый взгляд , словно оправдываясь , стала говорить , что уже несколько лет берёт воду из Чулинского Святого Источника , вылечила горло , пищевод и желудочно – кишечный тракт и вообще эта вода то ,что нужно» . Она рассказывала это , сама не ведая того , правнуку Чулина Михаила Михайловича .

       О другой ветви Чулиных – детях Алексея Михайловича – ветеране второй мировой , орденоносце , точнее об одном из них – Анатолии Алексеевиче . После окончания военного училища , спустя некоторое время , был направлен инструктором на помощь братскому вьетнамскому народу . Судя по наградам у него , он хорошо учил , думаю личным примером , охранять небо Вьетнама . Позже командовал полком в ГДР , потом военком на Северном Кавказе . Был военным представителем  президента по Тамбовской области. Сейчас на пенсии .
       После опубликования очерка «Моё Верхоценье» получил несколько отзывов , один из которых от Анжелики Зуевой , касающийся линии Чулиных , отрывок из которого представляю здесь :

       «Вот уже около трёх лет пытаюсь собрать информацию о своих предках  - Чулиных . Писала на форумы . Нашла информацию про прадедушку Чулина Ивана Тимофеевича в Государственном Архиве Тамбовской области. Дальше дело  не пошло. Постоянно что-то останавливало.
И вдруг Юрий (отец Елены Чулиной), как оказалось, они наши родственники, прислал ссылку на ваш труд.
Прочла в запой. Здесь столько интересной информации собрано.
И про вашу семью, и про Тамбовскую губернию.
Мало того, что сама прочла. Распечатала, отвезу маме. Предвкушаю её радость!
Отправила ссылки родственникам в Воронеж, на Урал, в Ригу, в Европу, в Австралию».

       Иван Тимофеевич Чулин с семьёй в начале сороковых прошлого века уехал на Урал , на строящийся в Березниках комбинат «Уралкалий».

       Несколько позже Анжелика сообщила мне кое что о детях Ивана Тимофеевича : «Старший в семье Ивана Тимофеевича - Чулин Виктор Иванович - родился в 1914 году в Тамбовской губернии. Призвался на фронт в 1941 из Ленинградского района города Москвы. Воинское звание Гвардии старшина. Последнее место службы 15 Гв. Кавалерийская дивизия. Механик - водитель танка, беспартийный.  Погиб 10 марта 1945 года. Похоронен: Ю-В окр д. Картнитц, Ю-З г. Трптов-Померания. Судя по всему, на границе между Польшей и Германией. Очень хотелось бы выяснить место захоронения и приехать туда, поклониться нашим защитникам и освободителям, среди которых родной дядя моей мамы. Детей у Виктора Ивановича не было, только племянники.

       На сайте о наградах нашла информацию, что он был награждён Медалью за отвагу.

       В документах написано: 06.01.43 года взвод мотоциклетной роты выполнял задание по разведке. Тов. Чулин вёз командиру взвода приказание командира батальона. Увидя, что командир взвода находится под сильным пулемётным огнём противника, тов. Чулин из автомата стал прикрывать отход командира взвода с двумя бойцами и их мотоцикла. Обеспечил благополучный отход этой группы и передал приказание командира батальона.»

       Дочь Рая жила в Березниках. Вышла замуж, родила 5 детей (4 сына, 1 дочь). Муж погиб на фронте. Вырастила всех детей одна. Дети, внуки, правнуки живут в Березниках, Перми, Хабаровске, в Австралии.

       Дочь Тамара (моя бабушка). Была 3 раза замужем. Первый брак был счастливым, но, к сожалению, не долгим. Первый муж Алексей Хохлачёв  - мой дедушка (из рода яицких казаков) – прошёл войну. Геройски сражался, был награждён двумя орденами за отвагу и мужество. После тяжёлого ранения был отправлен в госпиталь на Урал, где познакомился с моей бабушкой, полюбил её, увёз в Казахстан. Там он получил высокую, ответственную должность. К несчастью, дедушку убили, когда моей маме было два года. Бабушка вернулась в Березники к родственникам. Родила ещё одну дочь. Прожила долгую жизнь.  Была очень трудолюбивая! Всем помогала! Её потомки живут в Березниках, в Воронеже и в Москве.

       Дочь Зинаида. Воевала на фронте с 16 лет (приписала 2 года). После войны уехала с мужем в Ригу. Там и осталась. Была два раза замужем. Браки распались. Родила 3-х дочерей. Её потомки живут в Риге, в Германии, в Израиле. Некоторые были вынуждены уехать из-за проблем в Латвии. Отсутствие гражданства, работы.

       Сын Иван умер в молодости от туберкулёза лёгких. Детей не оставил.»

       Так что же произошло с нами – с Россией и россиянами ? Ослабла верховная власть ? Люди перестали работать ? Или мы стали костью в горле у кого – то ? Мне здесь не хочется проводить какой – либо анализ , может попозже соберусь с духом и изложу моё видение в «Эпилоге» к очерку «Моё Верхоценье» .


Рецензии