Тайна семи тетрадей

Сказку «Конёк-горбунок» знают все. Автор её Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 г. в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Отец его, Павел Алексеевич Ершов сделал неплохую чиновничью карьеру и в 1830 г. был переведён по службе в Санкт-Петербург, в Отдельный корпус внутренней стражи, которым командовал недавний генерал-губернатор Западной Сибири (до лета 1827 г.) П.М. Капцевич.

В 1831 г. 16-летний Петя Ершов поступил на философско-юридический факультет Петербургского университета. Уже на первом курсе юноша увлёкся стихосложением. А в 1833 г. третьекурсник Ершов представил курсовую работу по литературе — первую часть сказки в стихах «Конёк-горбунок». Профессор изящной словесности П.А. Плетнёв тогда же зачитал её студентам в аудитории, а затем показал рукопись А.С. Пушкину. Поэт одобрил и отредактировал сказку.

В самом конце 1833 г. (или в начале 1834 г.) скоропостижно умер П.А. Ершов, оставивший семейство лишь с нищенской пенсией. И хотя в том же году был опубликован полный (в 3-х частях) «Конёк-Горбунок» — сперва в журнале «Библиотека для чтения», а затем вышла отдельная книга — гонорары начинающему авторы выплатили мизерные. И не удивительно, Петру Павловичу тогда едва исполнилось 19 лет.

Нельзя сказать, что профессиональные литераторы приняли сказку безоговорочно. В.Г. Белинский заявил, что это подделка под народное творчество. Впрочем, то же самое Белинский писал и обо всех сказках Пушкина, начиная с «Руслана и Людмилы». Зато читатели буквально влюбились в музыку ершовского русского слова.

Дальнейшая жизнь поэта состояла из череды трагедий и бесконечной борьбы с бедностью. Он с матерью вернулся в Тобольск, который покидал с той поры лишь один раз, когда побывал в Санкт-Петербурге. «Конёк-Горбунок» оказался вершиной его творчества. Ему было не до сочинительства — единственной заботой Ершова стало зарабатывание средств для содержания его многодетной семьи.

Впрочем, судить о творчестве поэта мы можем только по опубликованному Ершовым. Однако известно, что после кончины Петра Павловича бесследно пропали 7 его рукописных тетрадей. Содержание утерянного неизвестно.

160 лет Ершов оставался бесспорным и единственным автором уникальной сказки «Конёк-Горбунок». Но вот настал 1993 г. — пик эпохи «разоблачительства» всех и всего духовно бесценного в судьбах русского народа. «Правдоискатели», обличая и ниспровергая недавних героев, бесчинствовали кто во что был горазд. Совершенно неожиданно А.А. Лацис, ярый антисоветчик и т.н. «пушкиновед», специализировавшийся на сборе и распространении грязных сплетен о жизни А.С. Пушкина и его окружения, публично заявил, что сказка «Конёк-Горбунок» — сочинение А.С. Пушкина, а Ершов присвоил её себе. В 1996 г. Лацис впервые опубликовал в пушкинской юбилейной газете «Автограф» статью «Верните лошадь», где попытался на фактах доказать свое «открытие». Он привел 5 косвенных, вкусовых, не согласованных по времени доказательств, которые убедительны только для желающих быть убежденными. Эта публикация дала толчок к рождению целой армии фанатичных поверхностных «разоблачителей» Ершова.

Важным доказательством авторства Пушкина стал его рисунок с изображением четырех коней (один с лицом Пушкина), которых обличители представляют иллюстрацией к «Коньку-Горбунку». Рисунок этот находится в рабочей тетради поэта ПД 835 (л. 60), которая датируется 1824 г. Т.е. получается, что Пушкин проиллюстрировал сказку за 10 лет до ее публикации Ершовым. Если принять это доказательство как верное, то оказываются несостоятельными все придуманные обличителями причины передачи Пушкиным его авторства Ершову.

Ими предложены три версии причин. 1. В сказке зашифрована история флирта Николая I с Натальей Николаевной, почему поэт и пытался избежать цензуры (в 1824 г. Натальи Николаевны даже в проекте у Пушкина не было, а он сам находился либо в Одессе, либо в начале ссылки в Михайловском). 2. Пушкин хотел скрыть от жены и её тетки Н.К. Загряжской гонорар за публикацию. 3. Поэт опасался, что в сказке цензура увидит призыв к революции (в 1835 г. цензура разрешила публикацию «Сказки о золотом петушке», в которой галльский петух, сидящий на шпиле городской башни — общеизвестный тогда символ французской революции — убивает царя Додона; и с поэтом ничего не случилось).

Подобным образом рассыпаются и прочие «доказательства» Лациса в пользу пушкинского авторства «Конька-Горбунка».

Для любого непредвзятого читателя очевидно, что «обличители» пытаются выставить Пушкина безнравственным негодяем. Он либо вознамерился подставить вместо себя 19-летнего неопытного и беззащитного мальчишку на расправу властям; либо попытался скрыть заработанные им деньги от вечно беременной жены с маленькими детьми и постоянно нуждающейся большой семьи (причем в марте 1834 г. у Натальи Николаевны был выкидыш, и она еле выжила).

Отвечая на вопрос: почему Ершов согласился принять на себя авторство на сказку гения? — обличители идут на откровенный подлог. Они заявляют, что нищий юноша был рад любой возможности подзаработать. И называют временем появления рукописи «Конька-Горбунка» год первой публикации сказки — 1834. Но известно, что рукопись первой части попала в руки Плетнёва и была им зачитана студентам в 1833 г. А это означает, что Ершов-старший был тогда жив-здоров, уверенно содержал семью и оплачивал обучение двух сыновей в университете. Пётр тогда ни в чём не нуждался. Финансовые проблемы появились после кончины отца, но «Конёк-Горбунок» к тому времени уже был написан и поступил в редактуру Пушкину.

В 1999 г. Лацис умер. Работу обличителей Ершова возглавил литературовед В.А. Козаровецкий. Сравнив текст «Конька-Горбунка» в пушкинской редакции 1-го издания (1834 г.) с текстом 5-го издания сказки в последней редакции Ершова (1861 г.), критик обвинил автора во вмешательстве в одобренный Пушкиным текст! Он даже не учитывает критику сказок Пушкина и Ершова Белинским за их псевдонародность и то, что Ершов попытался придать слову «Конька-Горбунка» больше народности.

Сегодня Козаровецкий рассказывает, что сохранился черновик пушкинского «Конька-Горбунка». Якобы поэт передал его жене некоего декабриста, потомки которой тайно хранят пушкинскую рукопись. В годы гражданской войны ящик с черновиком замуровали в подвале одного из московских особняков на Солянке, о чём Козаровецкому сообщила последняя хранительница тайны. Теперь он добивается вскрытия подвала и широкого обнародования пушкинской рукописи.

Ныне обличители обвиняют Ершова в том, что (по их мнению) в 7 пропавших тетрадях его имелся подлинник собственноручного пушкинского текста «Конька-Горбунка», который Пётр Павлович сжёг незадолго до смерти. Однако вполне возможно, что тетради эти не погибли и хранятся где-то в Тобольске. В таком случае они вполне могут послужить неопровержимым доказательством авторства именно оклеветанного «правдоискателями» Ершова. Дело за настоящими краеведами-изыскателями.


Рецензии