У Рихтера

    В середине 80-х довелось мне быть в квартире у Святослава Теофиловича Рихтера и Нины Дорлиак. Говорю в квартире, а не в гостях, потому как хозяев дома не было: наверно гастроли или просто уехали на несколько дней. А пригласила нас с прежней моей женой её педагог по вокалу - Леночка, которая благополучно проживала у них, пока училась в консерватории и сама была еще ученицей у Нины Львовны.
     Вокалисты хорошо знают, что Нина Львовна Дорлиак была певицей (сопрано), профессором и женой великого музыканта Святослава Рихтера. Ну а про Рихтера, надеюсь, знают не только пианисты...
     И вот пришли мы в огромную квартиру на верхнем этаже кирпичной башни. Две трёшки объединенные в одну: две кухни, два туалета, посреди зал  на 20-30 зрительских мест и два рояля, возле которых на столике японский магнитофон фирмы Sony. Сейчас это музей и каждый может туда заглянуть.
     Пока шли из одной половины жилища в другую, я приметил при входе в зал висящие на огромной стене рисунки и картины. Их было довольно много, в основном графика. Когда на мой вопрос об авторе, Леночка ответила, что это сам Рихтер, то догадаетесь, какая первая мысль мне заскочила в голову?
     Правильно! Мысль была: свиснуть какую-нибудь одну небольшую картинку и потом, когда-нибудь, через много-много лет её продать.
     Я за несколько часов пребывания ещё несколько раз ловил себя на этой подлой и навязчивой мысли.
     Но обошлось... Нехорошо это даже и помыслить. Хотя Теофилыч меня бы понял и простил, ведь сам полжизни прожил в коммуналке.
     Попили чайку с кондитерскими изделиями и уехали.
     Я вот каждый раз, когда читал Евангелие и там нападал на запрет возжелания жены ближнего своего, причём даже в мыслях своих, думал: это как же так не возжелать даже в мыслях, если она премиленькая, а у меня со зрением всё хорошо?
     Мучило это меня порой. Но вот совсем недавно понял, что не давал Иисус запрета думать, мыслить и желать. Думай сколько хочешь, но не почитай это нормальным. Помыслил сам в себе что-либо непотребное и тут вспомнил завет Христа, ужаснулся, раскаялся и уж точно не поддался. Так что, главное не превращать мысль в действие, сразу определив её как греховную. Более того скажу: если случиться вам даже и не удержаться, ослабнуть, совершить грех, тотчас начинайте себя корить, винить и осуждать. Ну и прекращайте это дело!
Не втягивайтесь!
     Совсем недавно слышал я краем уха или где-то читал, что прошёл аукцион картин Рихтера. И прошел вроде бы с немалым успехом. Хотя возможно я что-то путаю, ведь есть ещё и очень дорогой современный художник с такой же фамилией. Но вот точно знаю, что ещё при жизни Святослав Теофилович завещал собрание всех своих картин государственному музею имени А.С. Пушкина. И теперь ничья корыстная рука посягнуть на них не в силах...
     А может тогда-то, почти сорок лет назад, смелее надо было быть...?
Эх, такой шанс упущен!
Ну вот, опять...! Что ж это я.…?!
Пойду-ка, Евангелие почитаю...
    
 ©  А.Е. Тулупов
    25 ноября 2022 г.


Рецензии
Вечер добрый, Александр Евгеньевич! Насмешили своим рассказом- откровением. Только в юности такие мысли шальные могли прийти в голову при посещении жилища великих, с возрастом ответственность за поступки возрастает многократно. Но, по- моему, посещения мемориальных квартир музыкантов, относящихся сейчас к филиалам музея Музыки - прежнее название - Музей Глинки, очень муторное и многоступенчатое сейчас удовольствие. Предварительная запись, согласование времени, условия об экскурсии. Короче, как музыкант да ещё бывшая москвичка, именно в этом музее я не была, хотя много читала и смотрела снимки. Ну, да и известнейшая книга Андрея Гаврилова о Рихтере, с которым я даже немного переписывалась ещё пару лет назад, так как попадала на его концерты и живо интересовалась его творчеством. Рихтера же не люблю. Дань его величию отдаю, все умом понимаю, а сердцем - нет! Не люблю.
Поэтому и жалею, что картинку вы его со стены не «стырили», любую, не убыло бы от великого. Эх, если бы не ответственность за сказанное в открытом доступе, я бы порассказала, как разбазаривались фонды дома- музея ПИЧ, не из третьих рук, а от самого хранителя... поэтому, когда сейчас слышу: всё остаётся людям, я иронично вздыхаю: люди сотворили, люди же и повторят в случае пропажи. Кажется, нужно тоже срочно уткнуться в святое писание и подправить что- то в консерватории, потому что к вечеру мысли совершенно неплодотворны.
Удачи вам!

Наталья Семененко   24.08.2023 21:42     Заявить о нарушении