Зиле можно только посочувствовать

Была у нас соседка тётя Зиля. Не знаю, как её полное имя, а может быть это и есть её полное имя. Фамилия у тёти Зили тоже была странная для моего детского восприятия и не сохранилась в памяти. Поселились они в квартире напротив, когда мне было 6 лет - тётя Зиля и её трое детей (две девочки   и мальчик – все моложе меня).
 Мне эта семейка показалась странной с первого знакомства. Дети почти не умеют разговаривать. С мамой лепечут что-то на каком-то непонятном языке, с другими с трудом общаются. Тетя Зиля обращалась свободно, но все же говорила время от времени какие-то непонятные слова. Готовила она какую-то странную еду, одевалась странно.
 Тем не менее мама к ней прониклась. Когда я спрашивал почему тетя Зиля и её дети не такие как все, она говорила:
- Олежек, они приехали издалека потому немного не такие как мы. Тётю Зилю можно только пожалеть - у неё такая тяжёлая судьба. Она молодец - стойко переносит все трудности. А ещё она молодец потому что решилась бежать с теми детьми.
 Мама ещё долго что-то говорила о тёте Зиле и её детях. Всё, что я усвоил - им плохо и мы должны помогать, жалеть, понимать, сочувствовать и что-то там ещё. Я не особо в этом вникал, но как-то услышал разговор двух других соседок.
- Эта Зиля присосалась к Лариске и тянет с неё по полной, а та, как заколдованная, ничего не замечает, - сказала тётя Надя Викулова.
Лариса - это моя мама, чтобы вы знали.
 Тётя Наташа Рябинина тогда вздохнула и ответила:
 Чует моё сердце, что это до добра не доведёт!
 Тётя Надя тоже вздохнула.
- И не говори!
 Спрашивать о том разговоре у мамы или папы постеснялся. Я рассказал старшему брату Генке, но он лишь отмахнулся со знанием дела (Генка всё-таки на 5 лет старше меня):
- Не собирай бабские сплетни!
 Я и не стал собирать.
 Прошло ещё немного времени и я начал воспринимать происходящее, как должное. Мама носила тёте Зиле домашнюю выпечку, отдавала ей какие-то вещи, просила папу сходить и что-то отремонтировать или прибить гвоздик.
Произошедшее стало неожиданностью для нас и, как потом выяснилось, было давно предсказано соседями.
 Это случилось, когда я учился в первом классе. Вечером, держась руками за спину, к нам приехала бабушка.
- Ларисочка, доченька, помоги убрать картошку на даче! На следующей неделе, говорят, дожди начинаются, а я только половину картошки выкопала и спину прихватило. Даже убрать выкопанную картошку не смогла. Был бы отец дома он бы убрал, так он из командировки только в четверг вернётся.
- Хорошо, мама! Завтра съездим и выкопаем.
 Мама натёрла бабушке спину, предлагала отлежаться у нас, но та сказала, что поедет домой. От нашего дома до автобусной остановки достаточно далеко, поэтому мама даже обрадовалась, когда папа вызвался проводить бабушку.
- Конечно, помоги маме! Ей, по-хорошему, в постели лежать нужно, а не разъезжать по городу.
 Вскоре после того, как вернулся папа, к нам пришла тётя Зиля.
- Ларисочка, ты не представляешь, какая у меня радость! Сегодня, в конце рабочего дня, мне выдали ордер и ключи от трёхкомнатной квартиры! Здесь-то мы в однокомнатной ютимся вчетвером.
 Мама искренне обрадовалась, кинулась поздравлять. Тётя Зиля с улыбкой на лице поблагодарила и говорит:
- Мне на завтра машину выделили. Не смог бы Илья помочь с переездом? Хоть и немного у нас барахлишка, но мне самой не управиться.
 Мама задумалась.
- Вообще-то мы завтра на дачу к родителям собрались, но думаю я с мальчишками и сама справлюсь. Илья, ты же поможешь Зиле? - обратилась она к папе.
- Конечно!
 Когда мы вернулись с дачи дома не было ни папы, ни его вещей, а на столе лежало дорисованное маме письмо.
У мамы тогда случилось истерика. Она смеялась и плакала одновременно. Мы с братом не знали, что делать и как себя вести, поэтому на всякий случай позвали на помощь тётю Наташу Рябинину.
 Нас братом отправили в свою комнату, но мама на эмоциях говорила достаточно громко и мы всё слышали. Она сообщила соседке, что папа сбежал вместе с тётей Зилей. Вчера была озвучена версия о её переезде в трёхкомнатную квартиру, а на самом деле они планировали побег заранее.
 Тетя Наташа принялась обзывать тетю Зилю разными нехорошими словами, а мама лишь рассмеялась в ответ.
- Наташенька, Зиле можно только посочувствовать в очередной раз!
 Она у тебя мужа увела, а ты опять со своим сочувствием? - удивилась соседка.
- Не мужа, а захребетника она увела! Зарплаты я полтора раза больше получаю, чем он. Для хорошей зарплаты нужно хорошо работать, а нам лень. Зато покушать мы любим, что попало носить не станем… Он ходил ей по дому помогать, а у себя дома давно ничего не делает. Он и со своими-то детьми 300 лет не занимался, никуда не ходил. Думаешь, он её детям будет много внимания уделять?
 Мама вновь истерически рассмеялась.
- Мне вот интересно насколько её хватит? Когда она его турнёт?
 Мама оказалась права. В конце зимы папа появился на пороге нашей квартиры. Он хотел вернуться, но мама была непреклонна:
- Ушёл и ушёл! Забудь сюда дорогу!
- Пацанам нужен отец!
- Ты бык-производитель, а не отец! Дети и не помнят, когда ты вместе с ними что-то делал или куда-то ходил, или с уроками помог, научил чему-то…
 После этого папа неоднократно вылавливал на улице либо меня, либо брата и просил уговорить маму пустить его обратно. Не скажу за Генку (у нас разговоров об отце вообще не было словно его и не существовало никогда), а мне было неприятно видеть его грязного, спившегося.
Горячительное было тому виной или зов души, он мог плюхнуться на колени и плача просить уговорить маму. Мне было стыдно за такого отца и со временем я начал всячески избегать встреч с ним.
 Я учился в четвёртом классе, когда мама вновь вышла замуж и мы переехали жить к Дмитрию Александровичу. Сменили не только место жительства, но и школу. С тех пор я отца не видел и не стремился увидеть.
 Дмитрий Александрович не просто заменил нам отца. Он стал нам ПАПОЙ с большой буквы.
 Как сложилась дальнейшая судьба тёти Зили я не знаю.
 История от Олега Воронцова


Рецензии