Глава 226. Прокофьев. Седьмая симфония

Сергей Сергеевич Прокофьев
Симфония №7 до-диез минор
Мстислав Ростропович (дирижер)

art15: Гениальная музыка.
У симфоний Бетховена есть Фуртвенглер, у Малера — Аббадо и Бернстайн, у Шостаковича — Мравинский, почему же у симфоний Прокофьева нет «своего» дирижера, который затмил бы всех других исполнением этого симфонического цикла?

musikus: Таковым в свое время считал себя Рождественский. Самовыдвижением... Переиграл и записал почти всего Прокофьева этаким рейдерским захватом. Но... кишка тонка. Есть трудность того рода, что симфонии Прокофьева это не цикл в известном смысле, а довольно пестрый набор... Тут трудно говорить о «проблеме истолкования». Единственное что — Шестая симфония, которая совершенно выбивается не только из ряда остальных его симфоний, но и из его творчества вообще. По музыке и всей логике развития это — драма, завершающаяся крахом, в то время как ее чаще подают в общепрокофьевском «веселеньком» контексте (исключение — Мравинский).
 
paraklit: Симфонии Прокофьева — не главное в его творчестве... Они у него — в ряду прочего... Нет, это, конечно, очень хорошая музыка — но их в принципе могло бы вообще не быть — и при этом Прокофьев остался бы Прокофьевым... Вот попробуйте Шостаковича представить без его симфоний! Ничего не выйдет! У него и прочее — гениально, но удельный вес симфоний в его творчестве и вообще в российской и мировой музыке превалирует над иным... Даже, может, над всем остальным, чего, впрочем, не буду утверждать. А у Прокофьева — нет. К тому же, прокофьевские симфонии очень неровные даже в одном только его персональном симфоническом ряду. Конечно, Прокофьев — не Шуман, о существовании симфоний у которого многие любители музыки даже не подозревают. Симфонии Прокофьева, конечно, содержат много яркой музыки, но... Еще один пример (и тоже ходом от обратного): самая мною любимая прокофьевская симфония — Третья — возникла на материале его оперы. Он мыслил зрительными образами — и получилась чрезвычайно яркая музыка! А вот когда он замышлял симфонию как симфонию — получалось бледнее...

abyrvalg: На мой взгляд, это большое преувеличение, что его симфонии не превалируют в его творчестве. И еще большее преувеличение, что Прокофьев был силен только там, где нащупывался зрительный образ. Тому подтверждение его инструментальные Второй и Третий фортепианные концерты или Первый скрипичный концерт — не менее яркая и вдохновенная музыка, но в них вряд ли можно говорить о каком-то явном зрительном образе. Ну, можно назвать Вторую разве что — действительно не самое сильное сочинение. Первая несколько выпадает по стилистике — этакий прокофьевский неоклассицизм, хотя и очень все изобретательно. А последние три — это своего рода концентрация чисто прокофьевского стиля и его музыкального мышления. А какие другие его симфонические сочинения могут встать вровень с симфониями? Если не брать балетные сюиты, то — Скифская сюита, Сюита «1941», что там еще? Ну, наверное, музыка к спектаклю «Гамлет» и Симфоническая сюита «Египетские ночи» — тоже замечательная симфоническая музыка. А чем плоха Четвертая симфония, да еще в двух версиях, которые одинаково хороши, причем в той версии, которая длиннее, материал добавлен — вовсе не имеющийся в балете «Блудный сын».

paraklit: В принципе Вы сами себе ответили. Субъективизм в отношении к симфониям Прокофьева и объясняется их... ну возьму на себя такую смелость заявить — «содержательной неровностью». Прокофьев всегда стремился... как бы это сказать... скажу так: к чистой музыке — как у ранних классиков (кстати, появление «Классической» симфонии в этом смысле совершенно неслучайно), а с другой стороны — к музыке со «зрительным рядом» (я не говорю о какой-то программе! Речь о том, что музыка может вызывать зрительные образы — а они будут у всех свои). Иначе говоря, симфония как чистая «интонационная драма» — была не его жанр... Ну, так же, как не каждый романист смог бы написать хорошую пьесу, и наоборот. Когда Прокофьев пытался создать «чистую» интонационную фабулу — ему всегда не хватало еще чего-то. Это «что-то» всякий раз избиралось разное (если избиралось). А я вот очень хорошо отношусь к прокофьевской Второй симфонии! Видите, опять — все очень субъективно!

P. S. А Рождественского в расчет не берите! Он — слабый дирижер... Разумеется, это только мое мнение.

musikus: И мое тоже.


Рецензии