Мирная работа для атома. 25 августа 1956 года

Есть повод  для воспоминаний и для гордости.

Мы учились в начальной школе. Это был третий или четвёртый класс. К нам с беседой пришёл директор Кыштымской городской станции юных техников Иван Леонидович Лакшевич. Он не первый раз приходил к нам в класс, мы не по одному разу побывали в СЮТ, некоторые занимались в кружках. Иван Леонидович рассказывал  о сокровищах Эрмитажа в Ленинграде. Мне кажется, что он с особым восхищением говорил о Ленинграде, считая  его самым лучшим городом на планете. И тут его предложение к нам было связано в Ленинградом, где на Адмиралтейском заводе  был заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Директор  СЮТ показывал нам фотографии будущего ледокола, говорил, что получены чертежи макета, и любой из нас может участвовать в создании этого макета. А потом лучшие «строители» макета смогут поехать в Ленинград на спуск на воду настоящего атомного ледокола.

Теперь точно известно, что закладка атомного ледокола состоялась 25 августа 1956 года.  По уровню технологий, по их сосредоточению в этом уникальном корабле, над созданием которого работали более 500 предприятий по всей стране, атомный ледокол можно сравнить разве что с космическими кораблями и станциями. И, похоже, не случайно через один год и два месяца в космос полетит первый искусственный спутник Земли, произойдёт это 4 октября  1957 года. Значит, наша встреча с Лакшевичем прошла скорее всего осенью 1956 года, а к декабрю 1959 года, когда атомное судно гражданского назначения было передано Министерству морского флота СССР, макет уже стоял в самой большой комнате СЮТ и туда водили экскурсии из всех школ. Из нашего класса никто не участвовал в создании макета, потому я не знаю, кто и когда ездил в Ленинград.


Северный морской путь был открыт в первой половине ХХ века, но этому предшествовало  несколько веков и множество героических усилий первопроходцев и их последователей. Мне кажется, у нас в классе все любили показывать по карте СМП, устья великих рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, порты и города, где жили очень героические люди.

Чтобы северный морской путь стал действительно важнейшей транспортной артерией и обеспечивал  постоянный   доступ к нашим арктическим поселениям по побережью Северного Ледовитого океана, по  берегам великих сибирских рек – Оби, Енисея, Лены и Колымы, нужен надёжный ледокольный флот. Ведь в чём  основная проблема Арктики?  Она скована льдами до девяти месяцев в году, а ледоколы на твердом или  на жидком топливе не способны были справиться с толстыми льдами, торосами и гигантскими расстояниями. Запасов судового топлива не хватало на весь маршрут.

Караваны судов вынуждены были иметь грузовые корабли не только с припасами продовольствия, оборудованием и запасами топлива для новых портов и промышленных зон, но и танкеры с топливом для самих себя. Заправка корабля в открытом море очень  непростая операция, а в условиях  Арктики сложнее вдвойне и втройне.  Двигателям ледоколов не хватало мощности, не хватало топлива, корпуса ледоколов не позволяли справляться с тяжелыми, прочными и толстыми льдами.

Я помню, с каким азартом мы читали роман Вениамина Каверина «Два капитана» о покорителях севера. Уже в этом году эта книга попала в мои руки, я с интересом перечитал некоторые страницы и посмотрел оба кинофильма. И оказывается не я один такой. Книгу взяли у меня почитать…

Проход ледокольного парохода «Челюскин» в 1933 году по Северному морскому пути закончился тем, что экипаж судна пришлось спасать нашим летчикам. Люди  успели высадиться на лед, а ледокол  «Челюскин» был сначала зажат льдами, а потом корпус судна не выдержал напора льдов и лопнул, корабль просто затонул.


Знаменитые станции «Северный полюс», эти полярные научно-исследовательские экспедиции,  тоже не имели возможности работать с полной отдачей, их интересовали именно  те районы Северного Ледовитого океана, которые менее всего исследованы, а пароходы до них не доходили, не хватало мощи, всё  могли доставлять только самолетами, а их не всегда удавалось благополучно посадить на льдины, надо ещё и взлететь со льдин. А это значит, что ученые могли взять только минимальный набор оборудования и проводить минимальное количество  исследований и измерений. Словом,  к началу 50-х годов, когда мы пошли в школу,  у Главного управления Севморпути, у ученых-исследователей, у промышленников  районов Крайнего севера возник спрос на ледоколы, способные проходить тяжелые льды, обеспечить продление навигации, был чрезвычайно высок.  Учёные разработали и предложили использовать атомную энергию для создания сверхмощного ледокола, а нам, малышам, через станцию юных техников посоветовали приобщиться к этой проблеме, обещали научить нас работать с деревом, пластмассами и металлами, обещали научить сварке и склеиванию различных материалов, обещали научить читать чертежи и освоить множество премудростей, которые помогут в жизни. Нас хотели видеть творцами-созидателями. Но как всё изменилось.

Я не собирался предаваться личным воспоминаниям, но послушал рекламу на российском телевидении, посмотрел кусочек явно разлагающей встречи Малахова с певцом Губиным, увидел картину, которую  нарисовал какой 24-летний недоросль,  и убедился в своей правоте о необходимости законодательных  актов, запрещающих  рекламу вообще, поскольку она расходует гигантские  ресурсы.  А рекламодателей по суду привлекать к таким мерам ответственности, которые не позволят им заниматься рекламой. И таких ведущих, как Малахов, пора ставить на место, он заигрался в примитив и безвкусицу.


Атомный проект вынужденно стартовал в Советском Союзе в 1945 году, иного выхода у страны, только что вышедшей из самой страшной, самой разрушительной войны в истории цивилизации,  просто не было. Был создан Специальный комитет по энергии атомного ядра, была сформулирована задача: стране требовалось собственное ядерное оружие, технологии и промышленность, которые должны были обеспечить ядерный паритет с США.

СССР не был первым в атомном проекте.  Не мы первыми приступили к созданию оружия разрушительной мощи, хотя наши учёные предполагали об этом. А вот учение о созидательной роли атомной энергии, о  самой «лучшей организации всего человечества» впервые появилось в нашей стране. И даже  в самые первые годы развития атомного проекта ученые, которые вынуждены были в невероятном темпе создавать ядерное оружие, чтобы не отстать от других,  готовились к развитию «мирного атома». И  первая промышленная АЭС была создана именно в нашей стране – закономерность, и не менее закономерно и то, что именно наши ученые первыми задумались над другими возможностями использования энергии уранового ядра на пользу мирной жизни страны.


Наша первая атомная подводная лодка    «Ленинский комсомол» оказалась не первой , а третьей  в мире. Она  создана по требованию  министерства обороны. Это был первый наш атомный двигатель, но  при этом ученые и конструкторы набирались опыта  для разработки и создания ядерно-энергетической установки для атомного ледокола совершенно нового типа. Опытная эксплуатация первой атомной подводной лодки позволила устранить все выявленные моряками недостатки.


В ноябре 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола. Летом 1954 года новое постановление Совмина определило  главных исполнителей. Научное руководство поручалось институту Курчатова, проектирование атомной паропроизводящей установки – заводу №92 в городе Горьком, проектирование самого корабля возлагалось на Ленинградское ЦКБ-15, сейчас оно известно как Центральное Конструкторское Бюро «Айсберг».


 «Ленин» — первый в мире атомный ледокол, открывший новую эпоху в освоении Северного морского пути.

По мнению Бориса Марцинкевича,  «атомный ледокол «Ленин» был действительно уникальным объектом – в его эксплуатации были заинтересованы специалисты самых разных направлений. Он был чрезвычайно интересен корабелам – выдержит ли разработанная ими конструкция испытания льдами и морозами. Он интересовал атомщиков – как покажут себя в деле реакторы ОК-150, способны ли они выдерживать все испытания ударами льда и об лед, необходимость маневрировать мощностью, правильно ли рассчитаны операции перегрузки топлива, сможет ли паропроизводящая установка без перерывов работать по году и больше. Атомный ледокол был чрезвычайно интересен заводам Норильска – хватит ли его мощности для круглогодичного обеспечения предприятий всем необходимым, действительно ли станет возможен вывоз готовой продукции вне зависимости от погодных условий и от времени года. «Ленин» интересовал даже медиков, которые были намерены не только убедиться в абсолютной надежности биологической защиты, но и исследовать влияние на здоровье человека долгое пребывание в условиях зимних арктических морозов и полярной ночи. За эксплуатацией «Ленина» внимательно следили все предприятия, которые принимали участие в его создании – а их было более 500, создавших специально для него 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. И, конечно, результатов эксплуатации с нетерпением ждали во всех портах на побережье Северного Ледовитого океана от Мурманска до порта Провидение на юго-восточном побережье Чукотки.


Мурманское пароходство, представители которого принимали участие в строительстве «Ленина» на адмиралтейских верфях, сумело подобрать настолько опытный экипаж, что уже во время самой первой навигации, которая продлилась три месяца и 10 дней, многие сразу забыли, что эксплуатация шла в опытно-экспериментальном режиме. За это время атомный ледокол прошел 10 тысяч морских миль, из которых семь тысяч – в тяжелых ледовых условиях, обеспечил проводку по Баренцеву и Карскому морям 92 грузовым кораблям.


Навигация 1961 года открыла новую эпоху для исследователей Северного Ледовитого океана. Атомный ледокол «Ленин» со всеми удобствами и в нужный срок доставил экспедицию «Северный полюс-10» в Восточно-Сибирское море, где севернее острова Врангеля без спешки подобрал «самую правильную» льдину и аккуратно выгрузил на нее 510 тонн оборудования – разборные домики, склады для горючего и продуктов питания, полный комплект научно-исследовательского оборудования. На обратном пути в Мурманск «Ленин», пройдя северными широтами, выполнил вторую часть задания – расставил вдоль кромки многолетних льдов ДАРМСы (дрейфующие автоматические радиометеорологические станции). С появлением первого атомохода знания о Северном Ледовитом океане, о климате Арктики стали пополняться намного быстрее, стали значительно более полными, и это еще один важный вклад атомного ледокольного флота в развитие нашей страны».


Атомный ледокольный флот России — единственный в мире. Больше ни у одной страны таких судов нет. Сейчас в состав флота входит 7 атомных ледоколов и единственное в мире транспортное судно с атомной установкой — «Севморпуть».

Кстати, первым арктическим ледоколом в России был паровой «Ермак», его  построили на английской верфи в 1898 году по заказу Российской Империи.


А «Ленин» первый атомный ледокол. Судно построили в 1959 году. С него и началась история атомного ледокольного флота России.

Завершаю свои заметки стихами яркого поэта, живущего в Крыму и ставшего в последние годы по сути летописцем нашего времени.

ЛЕДОКОЛ «ОТЕЧЕСТВО»

Константин Фролов-Крымский

Если кто-то не понял, что деется
И какой предначертан финал,
Если кто-то на чудо надеется
И считает оставшийся «нал»,
Чудаку, виртуально заблудшему,
Уповая на милость Творца,
Объясняю – готовимся к худшему,
Но упорно идём до конца!

Неспроста дьявол в бешенстве мечется
И хрипит, и проклятия шлёт -
Ледокол, под названьем «Отечество»,
Рвёт форштевнем спрессованный лёд.
И машины рокочут натружено,
И торосы царапают борт,
Но богатство, что в трюмы загружено,
Доберётся в назначенный порт!

Вся команда надёжна и слажена,
И свои занимает места,
Ведь она на Победу заряжена.
Это слово бормочут уста.
Этот почерк, завещанный дедами,
Узнаваем во все времена,
Потому-то своими победами
Неслучайно гордится страна.

Были крысы, пропавшие без вести,
Отравлявшие душу и плоть.
От продажной очиститься мерзости
Снова шанс нам дарует Господь.
Трусость пенициллином не лечится!
И война – это вовсе не спорт!
Ледокол под названьем «Отечество»
Доберётся в назначенный порт!
     19.00    22.05.22

© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2022
Свидетельство о публикации №122052206627


Рецензии